О кинофильме крах инженера гарина

Александр Масалов
Роман Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" был два раза экранизирован советскими кинематографистами.  Поскольку первая версия представляет собой слепое и, конечно же, неудачное переложение романа на киноязык,  рассмотрим вторую - цветную, многосерийную,  в которой сценарист С, Потепалов  умышленно  отдалился от канонического текста первоисточника, чтобы исправить ряд технических и чисто сюжетных ляпов Алексея Толстого.
Что и говорить, ситуация, описанная в романе,  поражает искусственностью. Треугольник противостоящих сил состоит лишь из опера Лениградского УГРО Шельги, Гарина и  Роллинга, который время от времени нанимает люмпенизированных типов для борьбы с изобретателем-авантюристом.  В то же время совершенно очевидно, что информация о смертоносном изобретении Гарина, попав в зарубежные средства массовой информации, неминуемо должна была привлечь к нему по крайней мере дюжину спецслужб.
Чтобы исправить этот просчет Толстого, сценарист привнес  в сюжет литературного первоисточника столь значительные изменения, что "Крах инженера Гарина" похож на "Гиперболоид инженера Гарина" так  же, как, например, "Приключения Пиноккио" на "Золотой Ключик". Особо примечательно изменение статуса секретаря мистера Роллинга. В романе Толстого он - эпизодический персонаж, не имеющий даже собственного имени. В фильме его  зовут Шефером,  и он имеет воистину ключевое значение. Со второй серии Роллинг медленно, но верно превращается в марионетку, которой исподволь управляет его же секретарь - лидер тайной экстремистской организации, мечтающей о мировом господстве. Организация эта широко разветвлена и прекрасно оснащена.
По версии, предложенной на суд зрителей режиссером Квинихидзе и сценаристом Потепаловым, какие-либо спецслужбы просто не успели бы заинтересоваться Гариным. Узнать о существовании аппарата они могли лишь из двух  источников - от Гарина и от Хлынова, русского ученого, который, собственно, и командировал в Париж Шельгу на поиски Гарина. Рассмотрим оба варианта.
Гарин держал существование своего аппарата в строжайшей тайне. Утечка произошла случайно. Стась Тыклинский, который снабжал его реактивами, проявил любопытства больше, чем следовало бы. Гарин пытался его убить, но Тыклинскому повезло -- он выжил и рассказал об аппарате Зое Монроз, а та - Роллингу. Шефер, личный секретарь, узнал от хозяина. На этом цепочка прерывается. Лишних в ней нет. Боевики экстремистов  ликвидируют всех, кто хоть краем уха слышал об аппарате.
Информация о смертоносном  изобретении Гарина могла бы попасть за рубеж через Хлынова и членов ученого совета Ленинградского политехнического института. Но это слишком долгий путь. Информация дошла бы по ступенчатой системе до спецслужб с большим опозданием, когда аппарат уже оказался бы в руках террористов, мечтающих о мировом господстве.
Как и ожидалось, авантюрист Гарин не выстоял против настоящих профессионалов. Его переиграли. Ступив на палубу яхты "Аризона", он уже был обречен, но пока не знал этого. Впрочем, на мой субъективный взгляд, в этот миг потерпел поражение сценарист, а не Гарин. Обойдя несколько подводных камней, о которые в свое время разбился граф  Алексей Николаевич, он напоролся на целую глыбу, пропорол себе брюхо и благополучно пошел ко дну. Впрочем,  не будем забегать вперед.
Когда Гарин только прибыл на борт "Аризоны", у него состоялся короткий, но очень многозначительный разговор с Шефером. Личный секретарь Роллинга пошел на предательство и сообщил, где хозяин прячет Зою Монроз. На вопрос, почему он помогает Гарину, ответил негромко и энергично,  и голос его дрогнул от благоговейного волнения.
-- Мы преклоняется перед вами,-- сказал он в частности.
И это "мы", и общий контекст свидетельствуют об одном. Шефер предлагает сотрудничество, причем он недвусмысленно дает понять, что в организации, которую он представляет, Гарину отводится самое почетное место - место лидера, духовного наставника. Ведь и цели, и методы достижения у них одни. Разница заключается лишь в том, что Гарин - одиночка, а за Шефером стоит целая организация.
Гарин сделал вид, будто ничего не понял. Это легко объяснить. Он индивидуалист, причем эгоизм его достигает воистину планетарных масштабов. Он и помыслить не может, будто власть, которую он хочет всеми печенками, придется делить еще с кем-то.
Через несколько дней, когда "Аризона" пойдет ко дну, а пассажиры попадут на вулканический  островок, Шефер снова продемонстрирует свое расположение к Гарину: он наденет противогаз на изобретателя во время газовой атаки.
Сперва может показаться, что теперь Гарин нужен экстремистам только в качестве консультанта по управлению аппаратом. При более детальном изучении ситуации станет ясно, что это не так. Во-первых, конструкция аппарата проста, любой инженер разберется в ней играючи. А, во-вторых, грандиозное честолюбие Гарина является достаточной гарантией того, что он не станет работать на экстремистов даже под угрозой пыток. Они для него не соратники. а более удачливые конкуренты. Следовательно, жизнь авантюристу сохранили по иным соображениям. Каким? Об этом можно только догадываться, так как сценарист стремительно комкает дальнейшее развитие событий,  чтобы выдать на гора эдакий кисленький гимн гуманизму, любви к Родине и самопожертвованию во благо всего прогрессивного человечества.
После высадки на остров вкус полностью изменяет и режиссеру, и сценаристу. Маленький пример: когда Гарин снимает противогаз, половина головы у него седая. Наверное, это показалось авторам фильма очень сильной находкой. Дескать, Гарин понял, что проиграл. На самом деле такие дешевые приемы игры на публику считались дурным тоном даже в провинциальных театрах дореволюционной России. Тем более, что "крах инженера Гарина" произошел только в воображении сценариста. Повторяю: ничего непоправимого по большому счету не произошло. Планы Гарина, конечно же, несколько нарушены вмешательством экстремистов, но жизнь ему сохранили, аппарат цел, еще не вечер, а азартные игроки, если ставки столь велики, так просто не сдаются, Они играют до тех пор, пока бьется сердце и пока рука еще способна сжимать горло врага. Попав в плен, Гарин вполне мог завладеть аппаратом и с его помощью вновь вернуть себе утраченные позиции - причем на качественно новом уровне...
Непоправимое случилось, когда Шельга пожертвовал собой, чтобы уничтожить аппарат. Вода из вулканического кратера смыла в океан и аппарат, и Гарина, и экстремистов.
Почему-то мне кажется, что фильм закончился так нелепо лишь потому, что на пятую серию, а так же на все последующие, Министерство Кинематографии просто не выделило средств...