Слой i. о красоте 1. красота людей, 2. творцы истоки искусства

Кирилл Резников
СЛОЙ I. О КРАСОТЕ

1. КРАСОТА ЛЮДЕЙ

Красота народов и половой отбор

Более 100 лет назад Чарлз Дарвин предложил объяснение роли красоты в половом отборе [1]. Вначале его заинтересовала загадка, почему животные обладают признаками бесполезными или даже вредными для выживания. Например, зачем павлину яркий, заметный издали хвост, а антилопам растущие назад, бесполезные для обороны рога? Или почему у самцов павианов мандрилов половые органы красно-голубого цвета? Все эти чудеса Дарвин объяснил результатом полового отбора. Бесполезные для выживания признаки развились, чтобы привлечь брачного партнера или для дуэли с соперником. В мире животных самцы обычно борются за самок, а самки выбирают. Поэтому cамцы часто наряднее самок.

Дарвин также собрал наблюдения путешественников об идеале красоты у неевропейских народов и пришел к выводу, что все находят красоту в собственном внешнем типе. Так, у китайцев красавица должна была иметь широкое скуластое лицо, плоский нос и удлиненные уши. В Индонезии коричневые женщины считались гораздо красивее европеек с кожей, “похожей на цветки картофеля”. Негры Африки восхищались черным цветом кожи. Многие африканские племена оценивали красоту женщин по толщине зада. Особыми любителями пышных форм были бушмены и готтентоты – жители Южной Африки. Женщины этих племен имеют уникально жирные ягодицы. Путешествующий англичанин дивился на знаменитую красотой готтентотку, которая из-за зада не могла подняться с ровного места и толкала себя к склону, чтобы встать.

Большое внимание Дарвин уделил волосатости мужчин. Народы, где у мужчин скудная борода и мало волос на теле, предпочитали их полное удаление. Напротив, бородатые расы высоко ценили бороды. «Не порти края бороды своей» - сказано в Ветхом Завете (Левит, глава 19, стих 27). Мусульманские мужчины клянутся собственной бородой или бородой Пророка. У средневековых англо-саксов за вырывание бороды налагали штраф в 20 шиллингов, а за перелом бедра только в 12 [1].

В последние десятилетия биологические основы красоты и сексуальной привлекательности стали предметом специальных исследований. Наряду с различиями в идеале красоты у разных народов, были выявлены общечеловеческие критерии оценки  привлекательности мужчин и женщин [2,  3, 4].

Мужчин влечет к молодым женщинам, будущим матерям, женщин – к сильным мужчинам, способным прокормить семью. В тех и других сидит мудрость поколений предков, делавших свой выбор. Мужчины всех рас любят женщин с узкой талией, широкими бедрами и круглым задом. Любят сложение молодых женщин, способных родить крепких детей. Нравится гладкая чистая кожа без пятен и излишних волос. Это выбор здоровья и молодости. Нравятся женщины с коротким лицом, заметными скулами, изящным подбородком и полными губами. Такие лица у женщин с полноценным гормональным баллансом. Ценятся женщины с более светлым оттенком кожи в пределах цвета расы. Признак этот возрастной: во всех расах девушки светлее, чем пожилые женщины.

Физические требования к мужчинам более ограничены. Ценятся сила и ловкость, отсутствие женственности в фигуре, лице, голосе. У большинства народов мужчины выше среднего роста считаются привлекательными. Мужчины весьма озабочены величиной своих половых органов. Соревнования «у кого больше» встречаются как у примитивных племен, так и в цивилизованных странах среди подростков или заключенных. Горе недомерку, только крепкие кулаки могут спасти его от насмешек. Неудовлетворенность анатомией становится причиной психических срывов. Эту беду психики исправляют хирурги, на несколько сантиметров увеличивая мужское самоуважение. В Америке в очереди на операции записаны мужчины всех слоев и профессий, от актеров до индейских вождей.

Красота завоевателей

Изолированность человеческих племен всегда была относительна. Племена вступали в контакты, временами мирные, нередко враждебные, иногда сокрушительные для одной из сторон. Эти контакты сопровождались обменом генами и изменениями в идеалах физической красоты. Чаще получали преимущество идеалы более сильного или культурного племени. Наиболее это заметно в Индии, где приближение к европейскому типу обычно наблюдается у членов высших каст - браминов и кшатриев. Задолго до прихода ариев в Индию переселились смуглые дравиды, которые смешались с темнокожими австралоидными туземцами. Дравиды создали древнейшую цивилизацию Индии в долине Инда. Около 1500 лет до Р.Х. север Индии был завоеван ариями, выходцами из южно-русских степей. Арии дали Индии язык, родственный языку литовцев и славян, но их вклад в физический тип индийцев незначителен. Затем в Индию вторгались другие пришельцы с севера. Каждый раз завоеватели были светлее, чем коренные жители. В итоге, в Индии возникла кастовая система, в которой более светлокожие высшие касты избегали смешений с темнокожими низшими кастами [5, 6].

Западный Судан – древняя зона контакта Черной и Северной Африки. В пограничных с Сахарой саваннах живут пастушеские племена фульбе с темной кожей и европейскими чертами лица. Одни ученые считают их продуктом древнего смешения берберов пустыни и негров саванн. Другие видят в них чистокровных негров, которые в течение тысячелетий проводили половой отбор. В одном из этих племен молодые мужчины раз в год участвуют в конкурсе, где невесты выбирают женихов по красоте. В число таких признаков входит тонкий прямой нос, высокий лоб, не слишком темная кожа и стройная худощавая фигура. Допускается раскраска, подчеркивающая тонкость носа. Причины предпочтения неясны, но нельзя исключить народную память о древних берберах, покорителях пустынь и саванн [7, 8].

Впрочем, далеко не всегда завоеватели становились образцом красоты для покоренного народа и для собственных потомков. Поражения в войнах со степью и дань Золотой Орде не повлияли на понятия красоты у русских. В древнем Китае считался отталкивающим весь облик степных завоевателей, в том числе, голубые “как у обезьян” глаза усуньцев [9] или крупные носы гуннов. Окитаенных гуннов однажды “вычислили” по носам и перебили, - первый, по словам Гумилева, письменно зафиксированный случай расового геноцида [10]. В Иране и Средней Азии монгольские и тюрские ханы и воины набирали гаремы из персиянок, черкешенок, грузинок, таджичек. В результате, элита Ирана и Турана полностью утратила черты монголоидной расы [11].

Склонность к европейскому типу красоты заметна у расово смешанных народов недавнего происхождения. Примером могут служить конкурсы красоты. Неевропейских красавиц там, конечно, немало, в том числе, среди претенденток из Европы. Но кандидатки из Латинской Америки почти всегда белой расы. Причины этого предпочтения не имеют ничего общего с биологическими основами чувства красоты.

Красота древних

Первобытные охотники неолита Европы оставили после себя статуэтки полных женщин с большими грудями и задами, не меньшими, чем у бушменок и готентоток. Любовь к упитанным женщинам у примитивных племен описана многими путешественниками. Хотя племена страдали от периодических голодовок, женская полнота редко оценивалась с кулинарным интересом. Обычно ели мужчин и мальчиков из враждебных племен. Так в XV столетии от Р.Х. карибы съели ароваков Восточных Антил, но не их женщин [12].

Древний Египет являет уже общество, в котором люди редко умирали от голода. Египтяне не стыдились наготы, были чистоплотны и следили за своей внешностью. Уход за кожей, удаление лишних волос, пятен и морщин кожи достигли уровня, мало уступающего современному. Широко применялись парфюмерия и косметика. Прелестны женщины Египта, со стройными, но не плоскими фигурами, правильными чертами лица и красновато-смуглой кожей. Я не нашел рисунков или описаний египтянок, занимающихся спортом. Возможно, стройностью тела они обязаны танцам. Мужчины занимались спортом и охотой. Все же не думаю, что египетяне были физически сильным народом. Рисунки и статуи фараонов выделяются размерами, но не мощью сложения. Чиновники Нового Царства представлены скульптурами слабых людей, с круглыми животами и оплывшей грудью [13].

Древние семиты [14] впечатляют [13, 15]. Особенно мужчины - с выпуклыми носами, мясистыми губами, густыми бровями, шапкой курчавых волос и огромными завитыми бородами, предметом гордости и забот. Автопортреты семитов отличаются от их изображений египтянами  лишь тщательной прорисовкой укладки бороды. Семитские женщины тоже есть на египетских фресках. Как у мужчин, у женщин массивное телосложение, густые брови и выпуклый нос. Густые брови считались красивыми на Ближнем Востоке, они перешли с изображений  ассирийцев и вавилонян на изображения арийцев персов, завоевавших Иран и смешавшихся с местными народами. Мода пережила тысячелетия и видна на иранских миниатюрах XVI века, где изображены красавицы с густыми, сросшимися на переносице бровями [16].  Все как у Саши Черного [17], пародировавшего описание Суламифи из “Песни Песней”:
Нос твой, как Башня Ливана.
Щеки, как две половинки граната.
Рот твой – земля Ханаана.
Брови, как два корабельных каната.

Несколько слов о древнем Крите [18]. Искусство минойской цивилизации дает представление о внешности критян. Это были стройные люди, с узкой талией, прямым носом и длинными прядями волос, как змеи спускавшимися с головы. Женщины - с открытой грудью и крутыми бедрами, мужчины - в набедренных повязках. Изображения свидетельствуют об увлечении критян разными видами спорта и танцами. Уникальны танцы вокруг быка, когда обнаженные юноши и девушки хватали быка за рога и перепрыгивали через его спину. Современные матадоры с трудом верят, что это возможно.

От цивилизации Крита не так далеко до архаической, а потом классической Эллады. Греческое искусство всем знакомо [19]. Принято считать, что оно являет идеал красоты белой расы. Насчет мужской красоты сомнений нет, предлагаются различные ее варианты: красота зрелого мужчины – статуи Зевса, других богов и героев; красота юноши в период расцвета телесного совершенства – статуя дискобола; стройная красота юноши-подростка – бронзовая работа Праксителя. В изображениях юношей и мальчиков, например Ганимеда, заметна бисексуальность греков. В статуях Гермафродита в прекрасном юном создании слиты мужские и женские черты.

Идеал женской красоты греков заметно отличался от внешности участниц конкурсов “Мисс вселенная”. Об Афродите Праксителя писали, что женщине с такими параметрами не пройти отбора во второсортном конкурсе красоты. Действительно, Афродита перешла границу юности и оформилась как расцветшая женщина. Ее талия широка, а груди недостаточно велики. Юная Артемида больше соответствует современным критериям, но у богини-охотницы слишком строгое выражение лица. Женщины на греческих вазах стройны, привлекательны, но для нас в их лицах не достает чувственной экзотики широких скул и утолщенных губ. Гречанки тех времен ценили светлые волосы и нередко красились в блондинок. Многие боги Эллады светловолосы – златокудрый Аполлон, светловолосая Гера. В греках была струя северной крови, особенно у дорийцев (спартанцев), но большинство эллинов блондинами не были.

Красота римлян следуют идеалам греков, как римское искусство следует греческому. Изображения людей в период расцвета Римской империи более портретны и человечны, чем у греков [20]. Римляне были похожи на современных жителей средней и южной Европы. Они немного уступали по росту современной итальянской молодежи, но были заметно выше, чем средневековые европейцы. Римляне уделяли много внимания телу. Раз в день они мылись дома, либо ходили в бани, где кроме парных и бассейнов были залы для гимнастики. Женщины тоже тренировались. Сохранились фрески, где римлянки, одетые во вполне современные пляжные костюмы, упражняются с гантелями и диском, бегают или играют в мяч. Оба пола тратили много времени и денег на косметические процедуры, в том числе на полное удаление волос с тела. Овидий высмеивает любовников, не позаботившихся удалить волосы из носа и ушей. Как и грекам, римлянам нравились белокурые волосы. Многие знатные римлянки красили волосы или носили парики. В то же время, согласно закону, проститутки города Рима были обязаны носить желтый парик или краситься в блондинок [21].

Европейские красавицы: От Ренессанса до Тулуз-Лотрека

Представления о физической красоте в раннем Средневековье до нас не дошли. Христианская церковь переместила усилия художников на изображение божественного, а не телесного. Резко упала техника живописи и скульптуры. Перелом наступил в XI веке, когда изображения людей стали менее условными. Картины и миниатюры позднего Средневековья [22] создают впечатление, что Европу населяли светловолосые люди. Трудно поверить, что в северной Италии или Франции, откуда происходит большинство средневековой живописи, совсем не встречались темные волосы. Также мало изображений полных людей. Между тем, в средние века полнота мужчин нередко обозначала принадлежность к буржуазии или духовенству. Худоба подразумевала бедность. На дворян эти правила не распространялись: для воина и дуэлянта лишний вес мог быть помехой.

Ренессанс оставил  непревзойденные лица женщин и юношей [23]. Для меня нет ничего прекраснее лиц девы Марии и ангела на картине “Мадонна на скалах” Леонардо да Винчи. Не только Девы, но и ангела; ангела больше, чем девы Марии. Я думаю, дело в сексуальных интересах Леонардо. Он писал прекрасные женские лица, но прекрасное лицо, оживленное чувственностью, появилось у ангела, который для художника был мальчиком, а для меня стал девушкой редкого очарования. Многие предпочтут Джиоконду, модель для “Моны Лизы”. Я ею восхищаюсь, но ангел мне милее.

Женское тело на картинах художников Ренессанса вряд ли вызовет восхищение в конце XX века. Обнаженные женщины кажутся излишне полными и мягкими. В то же время, изображение мужчин в нескольких случаях приближается к пределу возможной человеческой красоты. В первую очередь, я имею в виду статую Давида Микеланджело.

В изображениях тела женщины у художников, начиная с  Ренессанса и вплоть до XX века, чувствуется раздвоенность. Большая часть художников тяготела к округлости форм, переходящей у Рубенса и Йордана в пышность. В то же время, Кранах рисовал стройных, слегка анемичных женщин.  Одетых женщин общества и дорогих куртизанок изображали стройными, с прямой осанкой и тонкой талией. Однако у Буше, придворного художника Людовика XV, голая О’Мёрфи, юная любовница короля, покрыта слоем жирка, явно излишнего по современным понятиям. Обнаженных женщин Буше рисовал охотно и много [24], но весь этот товар (картины и женщины), удовлетворявший французских аристократов, не соответствует нашему пониманию о красоте женского тела. В XIX веке мало что изменилось: мы видим стройных светских женщин, одетых в длинные платья и затянутых в корсеты, но если художник их раздевает, открываются пухлые ягодицы и мясистые бедра. Причины ясны: женщины не занимались спортом и прятали тело. В начале XIX века были популярны купальные раздевалки на колесах. В них женщин свозили в море, чтобы никто из мужчин не видел их наготу [25]. Впрочем, целомудрие XIX века не стоит преувеличивать. Ведь законодателем мод, вкусов и развлечений был Париж. А парижане, особенно второй половины XIX века, жили смачно. Чрево Парижа описал Золя, тропки, ведущие к сердцу Парижа, разведаны Флобером и Мопассаном, зуд чресел Парижа живописал Тулуз-Лотрек. Мы утратили жовиальность парижских буржуа.

ХХ век открывает ноги

Эстетика XIX века сошла на нет вместе с перебитыми в Мировой Войне  европейскими мужчинами - появились короткие юбки, открывшие женские ноги. Становятся все более открытыми женские купальники. Появляются облегающие тело платья. Тело приобретает все большее значение, в немалой степени за счет лица. Новое отношение к телу в первую очередь затронуло интеллигенцию и буржуазию. В период между двумя мировыми войнами служащие женщины стали регулярно делать физические упражнения и “садиться” на диету.

Особо следует сказать об эстетике тела в тоталитарных государствах – СССР и нацистской Германии. Перед женщинами поставили задачу - быть работницами и матерями. Задача мужчин - быть тружениками и солдатами. В здоровом теле – здоровый дух. Отсюда  массовые занятия спортом, парады, молодежные лагеря. Изображения немецких и советских людей 30-х годов удивительно сходны: крепкие мускулистые женщины и мужчины, счастливые строители новой жизни и ее защитники.

С 60-х по 80-е годы в Европе и Северной Америке происходило быстрое  улучшение условий жизни. Зеркало в собственной ванне, укорочение рабочей недели и удлинение отпуска переместили интересы на проблемы досуга. Обнаженное тело вышло на свободу. Идеалы стройности распространились из верхних слоев общества в народ. Стало позорно быть толстым. Лишний жир – признак низкого социального статуса и культуры. Хуже того, полнота стала означать  ущербность характера - лень и слабоволие. У толстяка меньше шансов устроиться на работу. Служащие стали получать рекомендации похудеть [26]. Культ тела требует жертв. Люди все больше тратят на поддержание и исправление своего тела. В ход пошли диеты, системы упражнений, кремы-метаболиты и, наконец, пластическая хирургия. Индустрия красоты превратилась в важнейшую отрасль мировой экономики. Появились заболевания, связанные со стремлением похудеть. Широко распространилась нервная анорексия – болезнь подростков, когда девочки отказываются есть, чтобы быть худыми [27]. Красота “себя” стала образом жизни и нередко смыслом жизни.

Звезды Голливуда

Люди антиэстетичного ХХ века помешаны на красоте. Красоте лица и тела, не красоте духа. Дух остался на старых иконах. Красота прет с экранов домашних спутников жизни, смотрится рекламой со стен улиц, проникает в дверную щель вместе с почтой. Красота – стиль жизни цивилизованных людей. Молодых, с тонкими талиями и толстыми бумажниками. На роликах вдоль пляжа. Искусственные зубы моложаво блестят. Как не вспомнить шлягер “If I had a million dollars”!

Нетрудно понять, что нами руководят. Мы собачки, которых учат трюкам ребята из Голливуда. “Веком имиджекратии” окрестил наше время Милан Кундера [28]. Да, мы зачарованно смотрим в магический кристалл развлечений. Какая магия сотворила этот кристалл, только ли погоня за прибылью? Позвольте усомниться. За улыбающейся загорелой маской популярного плейбоя проглядывает жесткое немолодое лицо элиты Америки. Правящей элиты мира.

В Голливуде куется новый тип красоты. Как мечтал Макар Нагульнов в “Поднятой целине”: “При коммунизме не будет белых, черных и желтых, а все будут приятно-смуглеватые” [29]. Процент белых в Америке падает - элите надо выживать, хотя бы за счет отказа от собственного народа – простых американцев. Главная задача – укротить и приручить черных. Черное стало прекрасным. Черная квота в университетах и на экране. Прекрасные интегрированные дети в прекрасных интегрированных школах. Многосерийное покорение космоса. Черные аналитики космических перелетов с умным видом склонились за компьютерами. Многорасовое гармоничное общество: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!»; «America, America!»
А за всем тем: ни единого человеческого лица.

Виртуальные красавицы

В современном мире природная красота человека уступает место красоте искусственной. Актрисы и фотомодели непрерывно меняют черты лица и до безобразия накачивают наполнителями груди. Их примеру следуют мужчины-модели с раздутыми, благодаря стероидам, грудными мышцами. Но гормональные процедуры и пластическая хирургия кажутся уже недостаточными. Наметился переход к красоте синтитической, создаваемой с помощью компьютерной графики.

В Японии приобрела популярность синтетическая красотка Канеко, сочетающая признаки монголоидной и европеоидной рас и живущая придуманной сочинителями жизнью.  Намечается полный отрыв идолов поклонения толпы от натурального человека. Остается загадкой, куда далее повлекут идеалы красоты человека интересы дельцов шоу-бизнеса.

Источники и примечания

[1] Darwin C. The descent of man, and selection in relation to sex. John Murray, London: 1871.
[2] Andersson M. Sexual selection. Princeton University Press, Princeton: 1994.
[3] Buss D. M. The evolution of desire. Basic Book, New York: 1994. 
[4] Ridley M. The Red Queen. Penguin, New York: 1994.
[5] White L.A. The evolution of culture: The development of civilization to the fall of Rome. McGraw-Hill, New York: 1959.
[6] Ghurye G. S. Caste and race in India. Popular Prakashan, Bombay : 1979.
[7] Stenning D.J. Savannah Nomads: A study of the Wodhaabhe Pastoral Fulani of Western Bornu Province, Northern Region, Nigeria. Oxford University Press, London. Ibadan. Accra: 1959.
[8] Beckwith C. and van Offelen M. Nomads of Niger. H.N. Abrams, New York: 1983.
[9] Рогинский Я.Я. и Левин М.Г. Основы антропологии. Изд-во Московского Университета, М.: 1955.
[10] Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Наука, М.: 1974.
[11] Reclus E.J. Nouvelle géographie universelle: la terre et les hommes. Vol. 1-19. Libr. Hachette, Paris: 1876-1894.  В рус. пер.: Реклю Э. Земля и Люди. Всеобщая география. Т. 1-19. Всемирный путешественник, СПб., 1898-1901.
[12] Bandelier A. F. Arawaks. The Catholic Encyclopedia, Vol. I. Robert Appleton Co., New York: 1907.
Карибы сьели ароваков только на Малых Антильских островах. На Больших Антилах их извели испанцы. Ароваки сохранились в Южной Америке, но там они не были кроткими.
[13] Alfred C. Egyptian art in the days of the Pharaohs. Thames and Hudson. N.Y.: 1985.
[14] К семитским народам древности относятся ассирийцы, вавилоняне, финикийцы, арабы, арамеи, евреи, набатейцы и др. Расовый тип семитов во всей чистоте сохранился у народов Ближнего Востока, но сильно разведен у европейских евреев и их потомков в Америке и Израиле.
[15] Pritchard J.B., ed. The ancient Near East: an anthology of texts and pictures. Princeton: 1958.
[16] Гюзальян Л. Иранские миниатюры. М.-Л.:1935.
[17] Черный C. Песнь песней (поэма). В кн.: Саша Черный. Диамант, СПб: 2001.
[18] Karageorghis B. Ancient Cyprus: 7,000 years of art and  archaeology. Louisiana State University Press, Baton Rouge: 1981.
[19] Boardman J. Greek art. Praeger, New York: 1964.
[20] Голубцова Е.С., Отв. Ред. Культура древнего Рима. В 2-х томах. Наука, М.: 1985.
[21] Veyene P., Aries Ph., Goldhammer A. A history of private life. I: From Pagan Rome to Bysantium. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1987.
[22] Ladner G.B. Ad imaginem Dei: the image of man in mediaeval art. Archabbey Press, Latrobe, Pa.: 1965.
[23] Mann N. and Syson L., Eds. The image of the individual: portraits in the Renaissance. British Museum Press, London: 1998.
[24] Ananoff A. and Wildenstein D., Eds. François Boucher: [catalogue des peintures]. Bibliothèque des arts, Lausanne: 1976.
[25] Perrot M., Aries Ph.,  Duby G., Goldhammer A. A history of private life. IV: From the fires of Revolution to the Great War. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1990.
[26] Prost A., Vincent G., Goldhammer A., Klapisch-Zuber C., Perrot M.  A history of private life V: Riddles of identity in Modern World. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1991.
[27] Любопытно, что в СССР нервная анорексия представляла медицинскую проблему.  Мои коллеги по работе - ученые и врачи, разрабатывали методы лечения девочек-подростков, одержимых страстью похудеть. Анорексия распространена в странах, где население хорошо питается.  Потребление белка (и калорий) в СССР превышало нормативы полноценной диеты, разработанные ВОЗ.  Хуже было с фруктами. Фрукты завозили недостаточно и продавали по завышенным ценам. Этот легко устранимый перекос торговой политики является одним из многих проявлений десятилетий бездарного управления, которое по каплям скапливало недовольство народа и завершилось бесславным крахом великой и жизнеспособной страны.
[28] Милан Кундера цитируется по книге Бенджамина Барбера «Джихад против МакГлобуса» (Barber B.R. Jihad vs. McWorld. Ballantine Books, New York: 1996). Книга Барбера – одна  из стоящих современных работ о тенденциях развития человечества. В частности, в ней приведен материал о роли индустрии кино и шоубизнеса в насаждении «Нового мирового порядка».
[29] Шолохов М.А. Поднятая целина. Полымя, Минск: 1986.


2.  ТВОРЦЫ ПРЕКРАСНОГО

Парадоксы прекрасного

Довелось мне посетить  “Ваза-Музей” в Стокгольме, построенный вокруг корабля “Ваза”, затонувшего в 1628 году. В 1961 году, “Ваза”  был поднят со дна, отреставрирован и помещен в музей. Удивительную сохранность “Вазы” объясняют отсутствием в Балтике морского червя, пожирателя дерева. Огромный деревянный корабль потемнел от времени, но сохранил все части, включая  500 скульптур. Военный корабль имеет скульптуры на темы античной мифологии, Ветхого Завета и римской истории. Большинство скульптур находится на корме, по роскоши сравнимой с порталом католического собора.

При всем том, матросы “Вазы” не имели гамаков и спали вповалку на полу. На борту было холодно и сыро, слишком много людей. Еда состояла из соленой рыбы и мяса. Без овощей. Смертность на кораблях XVII века была ужасающей.

Корабль  “Ваза”  являет пример пропасти, разделявшей общественную и личную жизнь в культурах, которыми мы восхищаемся. Эстетика общественных сооружений или жизни немногих избраных сочеталась с убожеством остальных. Меня это не удивляет: истинного величия красота обычно достигает в обществах с плохими условиями жизни народа.

Эллада и Рим

Возьмем Афины V века до н. э., когда был построен храм богини Афины Парфенон - высшее достижение античного искусства. В полисе Афины жило тогда 200 000 свободных и 100 000 рабов [1]. Рабы жили плохо. Дело не в жестокости афинян, они даже платили домашним рабам. Но домашних рабов было меньшинство, а остальные работали в каменоломнях или строили дороги. Свободные были в массе небогаты и многие не имели рабов. Жили афиняне в глинобитных домах с земляными полами, где было темно днем и холодно зимой [2].

Гражданами считались совершеннолетние мужчины, уроженцы Афин. Они проводили свободное время вне дома, обсуждали и принимали законы, тренировали тело в залах и на аренах, оттачивали ум в академии. Вечерами собирались на симпозиумы – беседы с вином и танцами гетер. Граждан было около 50 000 человек  или 17% населения полиса [1, 2]. Не все из них могли себе позволить участвовать в общественной жизни. Получается, что не более 15% афинян жили полноценной жизнью. Даже у этих людей условия быта были скромные.

Римское искусство вторично по сравнению с греческим. Зато Рим обеспечил рациональную стандартизацию жизни. По комфорту быта людей среднего достатка, уровню гигиены, общей грамотности, быстроте и надежности работы почты, личной безопасности, возможностям путешествий Римская империя не имела равных в античном мире и очень долго не была превзойдена в христианской Европе. Историки считают, что по организации жизни европейцы догнали римлян только к концу XIX века [3].

Готика и Ренессанс

Следующий после Эллады великий прорыв в искусстве Европы произошел во второй половине Средних Веков, в период создания готической архитектуры. Рождение готики связывают с именем аббата Сюгера из Сен Дени. Он был человек огромной энергии, глубоко преданный Святому Денису, которому был посвящен с детства, и полный идей о роли света в церковной архитектуре и христианстве. Реализуя свою философию света, Сюгер провел переделку церкви Сен Дени, законченную в 1140 году. Были убраны лишние колонны, значительно расширены окна, в витражи вставлены разноцветные стекла. Так родилась готика. Вершины своей готическая архитектура достигла в Шартрском соборе, который за 26 лет построили жители городка Шартр, с населением менее 10 000 человек. Роден называл Шартрский собор “Акрополем Франции” [4]. 

Жители городов, где строились готические соборы и церкви, жили в ужасных условиях. Узкие, извилистые улочки были темны от нависших над головами выступов верхних этажей домов. Ночью улицы вообще не освещались. Городские улицы утопали в грязи, включавшей отходы жизнедеятельности горожан. Филип V, король Франции, подойдя к окну, потерял сознание от зловония на улицах Парижа. Немногие общественные уборные имели сток в реку. Речная вода, используемая для питья, от этого чище не становилась. Смертность от эпидемий была огромной [5].

Прорыв в искусстве, связанный с готикой, практически без перерыва перешел в Ренессанс. Вершины своей Ренессанс достиг в конце XV- начале XVI века в творениях Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Ренессанс был связан с расцветом городов северной Италии. Итальянские города до сих вызывают восхищение красотой и изяществом кварталов времен Ренессанса. Но прекрасные города были на редкость опасны для их обитателей. Общество резко делилось на богатых и бедных. Классовые противоречия и борьба за власть патрицианских родов постоянно приводили к кровавым столкновениям и переворотам [6]. С конца ХVI века Италия стала полем сражений королей Франции и императоров Священной Римской империи. Страна была опустошена. Рим разрушен.

Belle Epoque

Последний подъем в изобразительном искусстве Европы начался во второй половине XIX века. Импрессионисты, постимпрессионисты, творцы стиля “модерн” создали мир Европы конца XIX – начала XX века, ностальгически известный под названием Belle Epoque – “прекрасная эпоха”. Настоящий XX век пришел с запозданием, во время Первой Мировой Войны. В живопись и скульптуру он принес лишь новизну форм изображения распада целостного мира, вплоть до его полного уничтожения. Исключение составляет прорыв в архитектуре: от экспрессионизма Гропиуса к конструктивизму Корбюзье и Нимейера, сумевших выразить сущность небоскребов. Но эта архитектура античеловечна. Горение европейского творческого гения сошло на нет в ХХ веке.

В начале ХХ века население европейских городов резко делилось на богатых и бедных. Бедняки жили скученно. Во Франции 1906 года четверть всех горожан жили втроем-вчетвером в комнате, и более трети - по два человека в комнате. Несколько детей или даже взрослых спали в одной кровати. Жилища бедных часто не имели кухни, водопровода, ванной комнаты, уборной. Рабочие Европы работали по 10-12 часов в день и имели отпуск менее двух недель [7].

Пирамиды и хижины

На примерах из прошлого я хотел показать, что красота творений искусства не соответствует качеству жизни людей, их создававших. Действует скорее обратная связь. Творцы пирамид обычно живут в хижинах. Хижинах бедняков, а не дикарей. Те же ирокезы или чероки жили лучше и веселее, чем создатели мексиканских пирамид [8]; они были свободнее, могли выбиться в вожди, имели много досуга на спорт и празднества, питались несравненно лучше, чем майя и ацтеки, совершали походы для поддержания храбрости и воспитания молодежи [9].

У истоков западной и русской культур стоят Эллада и Рим (Рим  - это  не только Западная, но и Восточная половина империи). Римляне эпохи расцвета империи жили неплохо, но не были творцами оригинального искусства. То же можно сказать о жителях Европы второй половины ХХ века. Американцы материально превзошли европейцев в конце XIX века. Ничего оригинального в искусстве они так и не создали. Исключение составляют спиричуэлс и джаз, но это - творчество негров, парий Америки.

Можно обратиться к более близким примерам. За годы Советской власти самые красивые дома, в частности небоскребы, повторившие купола церквей в понораме Москвы, были построены при Сталине, когда основная часть горожан жила в перенаселенных коммунальных квартирах и подвалах. Позже, в антиэстетичные времена Хрущова миллионы горожан переехали из подвалов и коммуналок в пятиэтажные неказистые “хрущовки”, получив, наконец, собственную квартиру с мини-кухней и совмещенным санузлом.

С середины ХХ века население Европы и Северной Америки резко улучшило бытовые условия [10]. Большинство семей живут сейчас в отдельных квартирах, либо в собственных домах, имеют автомобиль, а нередко два. Но кто всерьез осмелится утверждать, что в наше время создаются великие произведения искусства? То что подается как крупное достижение или даже творческий прорыв, забывается через несколько лет. Что говорить о таком испытании времени, как тысячелетия, отделяющие нас от Парфенона, или даже 500 лет, прошедших со времен написания “Моны Лизы”? Весь склад нашей жизни не благоприятствует музам.

Источники и примечания

[1]Gomme A.W. The Population of Athens in the Fifth and Fourth Centuries B.C. Greenwood Press Reprint. Chicago: 1967.
[2] Robinson C.E. Everyday life in ancient Greece. Greenwood Press Reprint. Oxford: 1933.
[3] Liverside J. Everyday life in the Roman Empire. London, New York: 1976.
[4] Branner R. Gothic architecture. G. Braziller, New York: 1965.
[5] Duby G. and Goldhammer A., Aries Ph. A History of Private Life II: Revelations of the Medieval World. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1988.
[6] Cohen E.S. and Cohen T.V. Daily Life in Renaissance Italy.  Greenwood Press. Westport, Conn.: 2001.
[7] Perrot M., Aries Ph.,  Duby G., Goldhammer A. A history of private life. IV: From the fires of Revolution to the Great War. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1990.
 [8] Carrasco D. Daily Life of the Aztecs. People of the Sun and Earth. Greenwood Press. Westport, Conn.: 1998.
Бедняги ацтеки. Они так страдали без мяса. Дичь повыбили; собак, индеек, амфибий, насекомых – не хватало . Отсюда кровавые боги, ежегодные ритуальные убийства десятков тысяч юношей и девушек и канибальские пиршества.
[9] White L.A. The evolution of culture: The development of civilization to the fall of Rome. McGraw-Hill, New York: 1959.
[10] Prost A., Vincent G., Goldhammer A., Klapisch-Zuber C., Perrot M.  A history of private life. V: Riddles of identity in Modern World. Belknap/Harvard UP, Cambridge, Mass: 1991.


3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИСКУССТВА

Художники в храме науки

В 1993 году советские эмигранты, художники Комар и Меламид провели всеамериканский опрос, какой должна быть картина, чтобы ее стоило купить и повесить дома [1]. Спрашивали о предпочтении тематики, стиля живописи, объектов изображения, цветовой гаммы.. Одновременно американцев спрашивали, что они меньше всего хотели бы видеть на картине. Опрос показал, что подавляющее большинство предпочитает спокойные природные ландшафты с людьми и животными, написанные в реалистической манере. Из людей американцам больше нравятся женщины и дети, а также исторические деятели. Животные нравятся все - домашние и дикие, а из цветов спектра предпочтение отдается голубому и зеленому.

На основании результатов опроса Комар и Меламид нарисовали картину, которую назвали «Наиболее желанное Америке» - ”America’s Most Wanted”. На картине изображен летний пейзаж с поляной и редкими деревьями на переднем плане, озером посредине, холмами на горизонте и небом с бегущими облаками. По поляне прогуливаются мальчик и девочки, на расстоянии от них стоит Джордж Вашингтон. В воде стоят олени - самец и самка, а вдали видна морда плывущего бегемота. Художники нарисовали также картину «Наименее желанное Америке» - ”America’s Least Wanted”. На этой картине изображены геометрические формы оранжевого и желтого цвета.

Комар и Меламид провели опросы еще в десяти странах, включая Россию. За исключением голландцев, предпочитавших абстрактную живопись, опрашиваемые мало отличались от американцев. Всем нравился спокойный голубоватый пейзаж. Различия касались второстепенных деталей. Жители Кении хотели видеть не только морду, но целого бегемота и гору Калимонджаро на горизонте. Китайцы вместо озера и бегемота желали иметь покрытое водой рисовое поле и водного буйвола. Художники нарисовали все это и стали устраивать выставки. Потом они издали роскошный альбом с иллюстрациями. Так состоялся эмигрантский успех.

Деятельность Комара и Меламида была с раздражением встречена американскими художниками. Раздражала сама идея обратиться за оценкой  произведений искусства к населению. Неглубоко спрятанная, проглядывала обида, что чужаки оказались изобретательней местных и заработали кучу денег. Стали ворошить прошлое. Припомнили, что еще в Советском Союзе, Комар и Меламид придумали одноглазого художника XIX века Николая Бучумова, пейзажами которого торговали. Были и другие мистификации. В Америке художники вступили в творческое содружество со слоном Рене из зоопарка. Прозвучал вопрос, нет ли в проведенном опросе тайного глумления русских художников над американскими ценностями и народом?

Комар и Меламид отражали атаки. Они утверждали, что в таком демократическом обществе, как Америка, мнение простых людей много значит. Что никто до них не спросил американцев, что они думает о живописи. У художников хватило ума не поддаться позывам тщеславия и по возможности свести к минимуму рассуждения о теории изящных искусств. Вместо этого они внесли в интервью много юмора, что тоже входит в набор приемов американского успеха. В общем, ребята, честь вам и хвала. Я снимаю шапку.

Результаты опросов породили немало размышлений у теоретиков искусства. Я не берусь их пересказать. К стыду своему, я ни разу не смог продвинуться дальше нескольких страниц. Авторы подавляли меня эрудицией, глубиной анализа, цитатами, и я терял путеводную нить. Но статью Эллен Диссанайаки я прочитал и перечитал [2]. Автор заметила сходство между пейзажами картин Комара и Меламида и оценками природных ландшафтов, полученной в опросах исследователей, изучающих “дарвиновскую” или “эволюционную эстетику”. Эти ученые считают, что эстетические чувства сформировались в результате отбора психических качеств, способствовавших выживанию первобытного человека. В число подобных качеств входит предпочтение благоприятной среды обитания.

Судя по результатам опросов, люди предпочитают поросшие травой пространства, с разбросанными деревьями, озерком и пасущимися животными. Именно такой ландшафт имеют саванны Восточной Африки, где согласно мнению антропологов, 100 – 150 тысяч лет тому назад сформировался человек современного типа. Саванна приспособлена для жизни примитивного человека лучше, чем густой лес или степь. В саванне - вода и много дичи, можно издали увидеть хищников и спастись от них на деревьях. Открытая линия горизонта как бы приглашает племя для дальнейших путешествий.

Нетрудно видеть, что ландшафт саванны схож с пейзажами картин Комара и Меламида. Сходство включает время года - лето на картинах и круглогодичное лето саванн и обычную для саванн умеренную облачность, которая приятна людям. Художники, по существу, постучали в ту же дверь, что ученые, и получили сходный ответ. Значит ли это, что мы стоим у истоков чувства прекрасного и изящных искусств? Многие биологи отвечают на вопрос положительно [2, 3]. Вспоминают Дарвина, первым высказавшим мысль о значении для выживании видов способности самок оценивать красоту и способы ухаживания самцов. Особенно интересны птицы, с брачными танцами, пением, строительством гнезд и даже павильонов любви. Наиболее замечательны беседочники, живущие в лесах Новой Гвинеи [4].

Пернатые дизайнеры

Самцы беседочников, внешне не примечательные птицы, размером с сойку, уникальны тем, что строят беседки единственно с целью завлечь туда самок для занятий любовью. Беседки представляют аккуратно сплетенные из веточек округлые хижины высотой в полтора метра, диаметром два с половиной метра и входом, достаточным, чтобы туда пролез ребенок. Перед беседкой расположена небольшая лужайка из зеленого мха, на которой разложены по порядку сотни различных предметов: цветы, фрукты, листья, грибы, крылья бабочек. Другие предметы разложены внутри хатки. Во всем чувствуется порядок: красные фрукты лежат рядом с красными листьями на лужайке, а все голубые предметы находятся в хижине.

Дальнейшее напоминает современные человеческие отношения. Самки, нередко компаниями, перелетают от хижины к хижине, осматривают их и оценивают качество. Затем самка выбирает приглянувшуюся хатку, залетает и спаривается с самцом. Дело сделано, самка улетает, а самец ждет следующей залетной птички. Любопытно, что среди беседочников существуют местные моды: в одном месте строят круглые хижины, в другом – башенки, одни беседочники предпочитают зеленые украшения, другие – красные или голубые. Некоторые раскрашивают хижину жеваными листьями, другие сохраняют натуральный цвет дерева. Эти местные различия передаются подражанием, молодые птицы учатся у старых. Самки тоже обучаются ценить местные вкусы и там, где строят башенки, не котируются круглые хижина.

Спрашивается, какой во всем этом эволюционный смысл, если беседки даже не используют для выращивания птенцов? Джаред Дайамонд, автор книги “Подъем и падение третьего шимпанзе” [4], из которой я взял описание птиц,  считает, что хижиной самец демонстрирует перед самками свои генетические качества, то есть силу (ведь перетасканные прутья и украшения в сотни раз превосходят вес птицы), сноровку, необходимую, чтобы переплести веточки, хорошие мозги, нужные для расчета постройки, отличное зрение и память для успешного поиска украшений и, наконец, черты сильной личности (большую часть времени самцы воруют друг у друга украшения и разрушают чужие хижины).

В чем же тогда разница между способностью человека наслаждаться красивым и создавать предметы искусства и способностью животных чувствовать красоту и даже строить эстетически значимые беседки? Кант считал, что только человек способен бескорыстно наслаждаться прекрасным [5]. Оскар Уальд развил мысль Канта: “Все искусство вполне бесполезно” [6]. Трудно сказать, способны ли высшие животные и птицы наслаждаться чем-то, не имеющим для них прямого интереса. Но и для человека небескорыстно любование красотой. Поэтому Кант исключил из понятий прекрасного красоту людей и сосредоточился на природе. Сейчас мы склоняемся к мнению, что в любовании природой есть древние небескорыстные корни - заинтересованность предков в среде обитания.

Полезность искусства

Принято считать, что искусство уникально тем, что оно передается путем обучения, а не через гены, и творится для удовольствия. Пример с модами беседочников показывает, что по крайней мере один вид животных способен обучаться приемам создания красоты. Трудно согласиться и с бесполезностью искусства. Украшения часто создавались в дар невесте или ее отцу; они могли добавить значимости владельцу и повысить его престиж. Очень рано в примитивных обществах начался обмен предметов искусства на другие изделия или пищу. Особенно важна роль искусства в магических обрядах. С их помощью обеспечивали удачу в охоте, вызывали дождь, избавляли от колдовства и наводили порчу. Ничего не изменилось и в наши дни, если не считать полную коммерциализацию искусства и повсеместное использование произведений, созданных другими людьми.

Способность человека творить для собственного удовольствия сомнению не подлежит. Насчет животных вопрос остается открытым – им в душу не влезешь. Но вспомним слона Ренэ, работавшего с Комаром и Меламидом. Ведь никто насильно слона рисовать не заставит. Ренэ не уникален. Слоны в неволе рисуют часто. Дикие слоны тоже делают хоботом рисующие движения в пыли и песке. Известны рисующие в зоопарках обезьяны. Шимпанзе Конго рисовал более тридцати рисунков в день. Рисунки он другим шимпанзе не показывал и впадал в гнев, когда у него отбирали карандаш. Значит, обезьяны, как и слоны, могут рисовать для удовольствия [4]. Другое дело, что на воле шимпанзе не рисуют, жизнь их там и без того насыщена.

Искусство и ДНК

Все сказанное подтверждает, что истоки наших человеческих свойств надо искать в мире животных. Ведь только 1,6 % нашего ДНК отличается от  ДНК шимпанзе [7, 8]. Но упрощение считать, что искусство состоит из передачи окружающих приятностей: будь то красивая женщина или пейзаж с озерком. Сомнительно, что искусство возникло с целью вызвать ощущение приятности. Скорее, оно возникло как реакция на запросы, которые нельзя или сложно удовлетворить натуральными средствами. Общество нуждалось в проведении религиозных и бытовых обрядов, в празднествах. Человек хотел украсить себя и близких. Наиболее важными здесь представляются церемонии. Ритуальная роль искусства – чисто человеческая специфика. В ритуалах искусство передавало различные ощущения и настроения, в том числе,  угрожающего и отталкивающего характера. Часто использовалась взятая из природы или придуманная символика.

Важной особенностью искусства является стремление его творцов изменить реальность мира, что-то добавить, преувеличить или убрать. В этом - разница между искусством и простой передачей изображения. Эту особенность трудно “зацепить” в опросах, подобных проведенному Комаром и Меламидом. Чувства людей вовсе не сводятся к ощущению удовольствия и приятности: настоящее искусство способно пробуждать более разнообразные и сильные эмоции, в том числе, слезы и восторг. Здесь выступают человеческие свойства нашей натуры.

Несмотря на бесспорное преобладание духовной стороны в исскустве, эстетика человека, стоит на фундаменте глубинных биологических предпочтений. Попытки оторваться от уютного для людей биологического фундамента могут иметь лишь кратковременный успех в узком кругу эстетов. Но моды проходят. Распад формы всегда будет проигрышен в долговременном плане. В этом – причина поражения модернизма 20-го века.

Источники и примечания

[1] Wypiewski J. 1998. Bookmarks: painting the numbers: Komar and Melamid scientific guide to art. Philosophy and Literature. 22: 498-503.
[2] Dissanayake E. 1998. Komar and Melamid discover Pleistocene test. Philosophy and Literature. 22: 486-496.
[3] Diamond J. The rise and the fall of the third chimpanzee. Radius, London: 1992.
Очень рекомендую для прочтения. Автор написал еще несколько бестселлеров о социальной биологии человека.
[4] Siebers T. 1998. Kant and the politics of beauty.  Philosophy and Literature. 22: 31-50.
[5] Wilde O. The picture of Dorian Gray. Oxford University Press, New York: 1981.
 [6] Pfeiffer J.F. The creative explosion: an enquiry into the origins of art and religion. Harper and Row, Publishers, New York: 1982.
[7] Gibbons A. 1998. Which of Our Genes Make Us Human? Science 281: 1432-1434.
[8] Wade N. (ed) The Science Times Book of Genetics. The Lyons Press; New York: 1999.