Верующий. Невозможно отрицать факт существования Иисуса Христа. По крайней мере, в идеальном, духовном мире человечества.
И так ли существенно, историческое лицо Иисус Христос или нет? Христос - тот, кто создал Христа. Может быть, Он создал Себя Сам. А может быть, Его выдумали другие. В любом случае, если человечество Его создало, значит, оно достойно Его.
Слова Иисуса Христа, а не чудеса, доказывают Его существование. Их мог сказать один человек, и не могли сказать несколько, приписав одному, выдуманному.
Атеист. Но почему Иисус Христос не написал книги, не оставил ни одной строчки?
В. Он творил Жизнь. Жизнь стала высочайшим, непрерывным Его Творением. Одни пишут книги, музыку или картины, создают творения рукотворные; другие оставляют после себя хотя бы детей... Каждым мгновением Он создавал Себя - и остался!.. Он растворился в мире, дополнив Его Собою!
А. Согласен с Вами. И самое главное: Христос - первый полномасштабный факт космического сознания. Он первый осознал свое вселенское происхождение. Именно поэтому Он стал истинным Сыном Отца Своего.
Будучи рожден человеком, Он осознал Себя неотделимым от Бога, органической частью Его, причем частью активной, первым назвал Себя Его Сыном. Тем самым Он правильно понял Свое положение в мире и не побоялся сказать всем об этом. Он первым отождествил Вселенную с Богом. Но, увы, Он не смог осознать Себя высшим деятельным началом Вселенной, на которое Отец Его возложил огромную ношу ответственности, и которой Он подарил удивительнейшую и счастливейшую из всех других роль: быть сознательным движителем развития, которое может быть бесконечным! И именно потому, что Христос не исполнил до конца Свою Миссию: будучи "званным и избранным", избрал смерть, а не жизнь на земле, - Бог от Него отвернулся, "оставил Его".
В. Много было послушных Ему, но мало тех, кто ничего не просил, никогда не сомневаясь в себе и Отце своем. Был лишь один. И он воистину был Его Сыном! Но умер, как человек, потому что, умирая, пожаловался Ему, отделив Себя от Него.
И все же, дана была Ему жизнь вечная, ведь и такой был - один на земле...
А. Многие думают, что тяжело умирать... Но жить - намного труднее!
В. Все мы - Дети единого Бога, прозреваем Его и творим, каждый - в меру сил и по-своему. Только, увы, пока мы осознали себя и собственное значение в мире много меньше Христа. Блудные сыновья и дочери, мы не узнаем Отца своего. Считая себя брошенными в сей мир неизвестно кем и непонятно зачем, на самом деле, мы стоим прямо перед Отцом своим и в упор не видим Его. И, не видя Его, отчаявшись, равнодушно, а иногда даже в злобе, наносим Ему страшные раны. Надо очистить сердце и разум от шор суеты эгоистических наслоений и увидеть Отца своего - Он вокруг нас и в нас, - осознать это и обнять Его радостно, вернуться к Нему. Не неразумными и злыми детьми, но возмужавшими, обретшими цель и смысл жизни, любящими сыновьями и дочерьми - вернуться!..
В жизни человечества так много страданий из-за того, что люди не поняли еще своего назначения в мире. Не исполняя назначенного, мы мучаемся, не понимая от чего происходят наши мучения, не видим смысла жизни своей, не получаем от нее никакой радости или получаем много меньше возможного - ровно столько, насколько мы все же используем свои творческие возможности. Мы причиняем напрасно вред друг другу и миру вместо того, чтобы радовать Его и друг друга плодами нашего творчества.
Животные страдают много менее нас потому, что правильно исполняют мировое свое назначение. И они страдали бы еще меньше, если бы не то зло, которое безрассудно вносят в мир люди - имеющие в отличии от животных сознание, умеющие выбирать, но неправильно избравшие путь...
Христос - лишь один из нас, но Он - лучший. Не по рождению, а по внутренней работе собственного ума, осознавшего место Свое в этом мире, единство всего сущего. Он осознал Себя Сыном Его. То же самое может каждый. Каждый, но только сам!
"Никто не хочет становиться Христом. Ну, что же..." - Вот фраза, которую я хотел бы услышать. Может быть, даже и от себя. Или Вас... И чтобы закончить ее до конца!
А. Вы уверены в этом? Я - нет! Думаю, миру не нужны повторения...
Да, Он был лучшим. Но ведь и у Него были ошибки. И ошибки - соразмерные по значению для человечества с величием, масштабами Его личности. Надо рассмотреть эти ошибочные или, может быть, неверно интерпретированные другими людьми идеи.
Например, смерть Христа - вряд ли пример для общего подражания. Она слишком похожа на самоубийство. Наиболее развитые части единого мира в максимальной мере ощущают свою избранность и одиночество. Жить - больно! Но надо жить здесь, на земле. Мы, дети Его, созданы Господом для строительства новой Вселенной, материальной и духовной одновременно, реальной, очевидной - очам видной - Вселенной, а не какого-то мира иного, тем более ясно, что не загробного!
Нам дана свобода воли. Пользуясь ей, мы должны затратить усилия, дабы найти в себе, проявить вложенную в нас миром Идею, которая самым естественным образом оказывается нашей Мечтою. Реализовывая собственную Мечту, мы исполняем назначенную нам Миссию, мировое свое назначение, и в этом обретаем высшее счастье. Наша свобода воли состоит в выборе: искать, обретать, исполнять свою Миссию или же нет; жить полною жизнью или существовать как-нибудь, не зная зачем, до послед- них дней каждый миг ожидая и боясь смерти.
Для ясного осознания Миссии требуется огромная внутренняя работа по самопознанию; для ее исполнения - огромная работа по самореализации. Преждевременная смерть обрывает усилия на какой-то части пути. Потому каждый свой путь должен пройти до естественного конца. И здесь добровольная смерть Христа - пример слабости, а не силы, главная Ошибка Его. Или, возможно, учеников, описателей и трактователей Его жизни. Подлинная жертва, приносимая людям и богу, целому миру, - не в ранней смерти, пусть самой мучительной, но в долгой жизни, полной труда, поиска и страдания. Потому как человек, всю жизнь создавая собственную Мечту, не может не страдать, видя отсутствие в жизни своего идеала. Но по мере наших страданий - т.е. по глубине нашего самопознания и, соответственно, зоркости видения мирового несовершенства, а с другой стороны, по мере наших личных усилий в реализации Миссии, - мы обретаем счастье свое, видя плоды осмысленного и благословляемого миром и Богом собственного труда.
Ложная концепция жертвы, не имеющая под собою вразумительного обоснования и ведущая в большинстве случаев к неоправданному прерыванию жизни людей, должна быть заменена концепцией полноты бытия, естественно включающего в себя и счастие, и страдание. Долгого, полноценного бытия, позволяющего использовать все дарованные нам миром возможности.
Мы остаемся в том, что сделали в мире материальном и в мире духовном. Не смерть страшна - не реализация; оставь - и останешься. Люди, привнесшие в мир нечто новое, проявившие новое, остаются в памяти людей века и тысячелетия. Это подлинное бессмертие, очевидное, не требующее слепой веры в какие-либо "иные" миры, которые видели за всю историю человечества только несколько "избранных". Ведь эти единицы могут быть еще и не всегда честны, даже перед самими собою...
Все видят сны. Некоторые видят их наяву и желают даже заставлять себя как можно чаще наблюдать что-то, обычно невидимое. Но мало кто все-таки имеет такое самомнение и такую бессовестность, что отваживается заявлять, что именно его сны, а не другого какого-то, может быть, не менее хорошего человека, - и есть подлинная реальность: что-то столь высшее, что узреть именно это должно мечтать все человечество.
Человек, реализовавший собственную Мечту и, соответственно, исполнивший Миссию, спокойно уходит из жизни, без страха и без отчаяния. Он сделал то, что хотел, и то, что должен был сделать.
Потому еще раз скажу: Христос ошибся, избрав для Себя в физическом мире смерть раннюю и насильственную. Или ошиблись последователи Его, таким образом интерпретируя Его смерть. Вместо очевидного блага предложено благо вовсе не очевидное. Все "эзотерические" смыслы последнего - нужно признать красивою сказкой, иносказанием. Может быть, и возвышающим своей недосказанностью отдельные наивные души, но из которого, безусловно, вовсе не следует необходимости всеобщего буквального залезания на кресты, всеобщей физической смерти с безумной надеждою "вознесения и воскрешения" где-то в мире "ином". Даже если предположить возможность подобного - допустим шанс 99 против лишь 1, стоит ли рискнуть человечеству и попробовать всем "вознестись"? Не назовут ли люди зовущего к этому сумасшедшим?..
Можно рассуждать еще так. Вознесение - это уход в иной мир или переход в иное состояние, правильно?
Если уход в иной мир, значит, - оставление этого. Если все перейдут в иной мир, - на кого останется этот? Если же вознесение - переход в иное качество, состояние, значит, Христос должен быть где-нибудь рядом с нами. Он должен был бы нам помогать... Отчего мы не видим этого? Если Он здесь и больше всех любит мир, отчего Он Себя так ведет? Отчего мы не ощущаем или ощущаем так редко Его присутствие в мире и слишком часто видим примеры не любви, совершенства и красоты, но злобы, грязи и ужаса?
Если все мы уйдем в иной мир, то оставим все этот. Если все перейдем в иное какое-то состояние и будем пребывать в ином качестве, то не сможем действенно влиять на сей мир, который без нас придет в запустение и возвратится в хаос. А это случится всенепременнейше, потому как мир не может далее развиваться без человека. А мы все - будем лишь наблюдать за этим. Из рая или из ада? - Думаю, что из ада! Зачем нам такое иное состояние? В чем тогда смысл вознесения? Получается, это - не добро, но зло.
Для того ли Бог нас явил в этот мир, чтобы вдруг выдернуть из него куда-то обратно?
В. Ну, а что Вы думаете об "искуплении"?..
А. Я не понимаю, почему смертью своей Христос искупил все грехи человеческие. На какой конкретно момент Он их искупил, если и искупил? И в момент Его смерти, и после нее люди непрерывно продолжали грешить - так кого же Он "спас", а кого нет? Все это странно и непонятно...
Можно было бы сказать - нелогично. Но этого мало! Сей догмат также не только не получается объяснить логически, он вызывает, несмотря на многократные попытки проверки его всем внутренним опытом, устойчивое отторжение в целостной, непротиворечивой среде идеального на уровне моего подсознания. И чисто интуитивно он также никоим образом не проходит!
Разве после смерти Христа в мире стало меньше страданий, меньше пролитой крови, хотя бы на каплю? Так в чем же тогда искупление, в чем оно проявилось реально, что оно дало людям? Надежду? На что?!.. На то, что однажды, когда-нибудь случится "апокалипсис" и настанет для всех "конец света", мы все перейдем в иной мир, полезность которого только что мы разбирали?
Искупление грехов всех через Его муки и смерть, все это - какой-то беспомощный и дешевый обман! Не "искупление грехов", а вобожествление человека, осознание божественной роли каждого - вот главное!
Таким образом, вторая ошибка неразрывно связана с первой. Это идея об искуплении грехов всех, путем гибели одного, лучшего. Здесь - двойная ошибка. Во-первых, со стороны "всех" это слишком похоже на языческое жертвоприношение. Что сегодня - и, кстати, давно уже - классифицируется однозначно: просто-напросто как преступление. Кроме того, с другой стороны, надежда искупить собственные грехи за чужой счет - чести не делает никому. Каждый сам "грешит" или же не "грешит" и должен сам "искуплять" собственные "грехи", решать собственные проблемы. Которые, кстати, в случае доброй и искренней воли, обыкновенно, есть также и мировые проблемы. Каждый сам за все отвечает. Такова позиция не пассивного созерцателя приживальщика, слепо верящего во что-нибудь рекомендуемое большим коллективом и потому считающего себя образцовым членом сообщества, но человека самостоятельного, дееспособного, меру веры разумно сочетающего с мерой сомнения.
Во-вторых, надежда, путем собственной показательной смерти - еще раз спрошу: почему же не жизни?! - облагодетельствовать всех раз навсегда, окончательно, со стороны "лучшего", т.е. самого жертвователя, если он действительно на это рассчитывал, - гротескное преувеличение собственного значения и оскорбительное для нормального человека отсутствие веры в силы всех остальных людей.
Далее, третья ошибка. Претензия на корону "царства небесного", как позитивную альтернативу "царству земному", - другая сторона все того же безмерного желания властвовать. Только уже не над телами и землями, а над умами и душами. Разве это не еще более страшная вещь?!.. И надо честно сказать, что за последние пару тысячелетий это новое желание властвовать, уже именно над умами, принесло страшные бедствия человечеству! И природе всей в целом.
Для чего нужна власть над умами? - Да для того, чтоб полнее получить власть над телами - изнутри самих тел! Этим и кончалось всегда. Все религии, идеологии, провозглашаемые "единственно верными", служили средством достижения именно этого.
Бог не личностен, но множественен. У Него нет одного "Я", которое по природному естеству своему предназначалось бы для управления всем и всеми. У Него бесконечность разно великих, малых и больших "я". От атома до человека - все мы дети Его. И в каждом из нас Он ищет Свой Путь по-Своему. Потому, ни один человек не должен иметь абсолютной власти надо всеми другими, ни в мире материальном, ни в идеальном, духовном. И желание таковой власти однозначно говорит о неправильности Пути. Какие бы сверх возможности не были бы даны миром этому человеку, желая властвовать один надо всеми, применяет он их неправильно. Каждый сын Бога может быть в чем-то Первым, иметь свою сферу влияния. И иметь ее именно в том, что он обозначает себе своею Мечтою, которая определена Миссией, проявленной самим человеком.
Итак, надо отдать Христу должное и признать ошибки Его. Главная ошибка в том, что Он служил людям смертью Своею, а надо служить - жизнью.
Христианское учение помогает человеку жить на земле, путем подготовки его к жизни загробной, устрашения "смертным грехом" и "мученьями вечными". - Очень хорошая помощь!.. Однако, видимо, ранее люди не умели найти лучшего идейного обоснования необходимости соблюдать заповеди, через которые толь- ко и можно было сохранять и развивать социум, общество. Человечество искало смысл своей жизни и, даже не находя его, бес- сознательно оберегало себя.
Лучшие строили веру осознанно, дабы оградить большинство от хаотического беспредела волений, направить всю совокупность проявлений воли людей в какое-то более-менее позитивное русло. И здесь были все способы хороши. Среди хорошего всегда находится лучшее. Таковым среди прочих религий в последние два тысячелетия оказывалось христианство. Теперь же, когда появляются новые позитивные идеи, объясняющие нашу роль во Вселенной и, соответственно, смысл человеческой жизни, об истинных причинах необходимости многовекового устрашения "апокалипсисом" можно и нужно сказать открыто и честно.
Нужны ли далее злые собаки, пусть даже сидящие на цепи? Нужны ли концентрационные лагеря мировоззренческой мысли?
В конце концов, я не отрицаю принципиальную вероятность вознесения и воскресения Иисуса Христа. Но и не вижу причины, почему я должен во все это слепо поверить. Я это допускаю как неизведанную лично мною возможность. Я не могу доказать принципиальную невозможность подобного, но я не вижу в этом позитивного смысла и мне недостаточно приводимых церковью доказательств. Кто хочет, пусть верит... Почему должен верить я?
В. Может быть, это придумано для тех, кому не доступны высшие смыслы религии? Дело не в том как определить несколько новозаветных сюжетов, притчами или фактами. Для одних это догма, в которую требуется слепо поверить, а для других - глубокое иносказание, все же, полное смыслом, который каждый для себя может раскрывать бесконечно!
Скажем, можно задаться вопросом: живой Бог воскреснет... Но в ком?! И попробовать дать ответ.
А. Он может обретать Себя в каждом! Возможно, Он явит Себя во всех сразу, или же будет воскресать постепенно, в разных людях по-разному. А может быть, Он давно уже воскресает, мучительно осознавая Себя в развивающемся человечестве, и Христос был первым из воскресших воистину!
Может быть, через Него первого предыдущая, более развитая, но по каким-то причинам разрушенная - или, может, воз- несшаяся? - Вселенная начала воскресать в нашей Вселенной?
В любом случае, неужели всю бесконечность Свою мог выразить Бог в едином лице, одном человеке - Иисусе Христе? Были и будут другие Явления!..
И они с нами, вокруг нас! Христос ведал и сказал только часть истины. Точно также и мы выражаем лишь часть ее. Также и все. Каждый человек всею жизнью своею открывает новое лицо Бога, у которого - бесконечное число лиц!
В. Как объяснить чудеса Его?
Не являются ли Его сверхъестественные возможности результатом нового понимания и ощущения мира? Он осознал единение Свое с миром, и не только умом, но прочувствовал каждой клеткой Своею. И это дало Ему массу новых возможностей. Он просил Бога - а может быть, даже и не просил, а просто не сомневался в том, что Бог, вся Вселенная - материя, дух и активность - помогут Ему, исполнят Слово Его. И то, что желал Он, происходило!.. Он получил невиданную власть не только в рамках личного тела, но далеко и вовне его. Чего стоит одно только воскрешение Лазаря!..
А. И все же это не радовало Его. И слишком многое приносило страдания!..
Почему Он решил умереть? Еще раз скажу: это была главная - может быть, конечно, и неизбежная для того времени - ошибка Его. Добровольною смертью Своею Он задал неверное направление развитию мира на два страшных тысячелетия. Смерть Его дала повод думать, что служить людям и миру можно, и даже нужно, не столько жизнью, сколько смертью своею, причем смертью безропотною, смиренною, даже если и от насилия. И вот: по-прежнему жизнь не имела цены, а может быть, стала цениться и менее; смерть через насилие осталась столь же обычной, как ранее. Ничего не переменилось для людей к лучшему. Продолжались казни и войны, и смерть от руки других по-прежнему принимали тысячи и миллионы...
Да, о Нем помнили, как о чуде. Но стал ли Он истинным, позитивным примером для жизни - для такой жизни, которая объективно служила бы развитию мира? Если бы Христос жил дольше и умер естественной смертью, Он смог бы Духом возрасти еще более, еще полнее раскрыть Себя во Вселенной. Смертью же Своею Он искусственно оборвал нить... Да, Он создал образ страдающего за людей, за весь мир, активного вселенского человеческого начала, но активного - в смысле страдания. Он не смог создать идеал человека не только страдающего за мир, но и созидающего его, нашу Вселенную. Он остановился на полпути. Может быть, Он не выдержал?
Да, Он не выдержал!
В. Но это не означает, что Он был слаб...
А. Не означает! Укажите мне, кто был сильнее Его?!
Он не нашел позитивного выхода, смысла Своего не нашел во Вселенной. Он видел повсюду только страдания и нес в Себе неразделенную любовь - страдание целого мира, не осознавшей себя Вселенной.
Он не находил понимания ни внешнего, со стороны людей Его окружающих - глубокого, истинного понимания, ни внутреннего, собственного понимания смысла жизни Своей. Он видел, что Он один такой на земле. И не видел, зачем нужна Его жизнь... И Он решил умереть, может быть, полагая, что смерть Его будет полезнее людям, нежели жизнь. А может быть, это другие за Него так положили потом, когда Его уже не было. Как бы то ни было, Он согласился с насильственной смертью Своею. В этом - слабость Его и ошибка!
Несмотря на это, Христос, безусловно, заслуживает того, чтобы быть одним из главных пророков в истории нашей Вселенной, в Церкви Вселенной.
Христианство - одна из наиболее развитых, совершенных и прекрасных религий. Но, в то же время, оно, может быть, и одна из самых обузданных и смиренных религий. Это учение, закованное в догматы. Можно даже сказать, живое учение прячут, хоронят в гробу догматов!
В. Но, как Христос воскрес, так и учение Его воскреснет воистину! И будет жить вечно! Жить - значит творить, развиваться. Вечно жить - вечно творить и развиваться. Люди должны продолжить начатое Братом своим, Христом, учение. И тогда: подлинное учение Христа воскреснет из гроба догматов!
Смелость, а не страх открывает Врата!..
А. Сегодня человечеству надо сделать еще один шаг в определении своей роли. Мы явлены в этот мир как активное начало его, не только, чтобы быть наблюдателями или переживателями независимо от нас происходящих вокруг процессов и даже не для бессистемной сострадательной помощи отдельным, случайным частям его. Нет! Мы явлены в этот мир, чтобы строить его. В этом - смысл нашей жизни, здесь наши проблемы, страдания, счастье... И, может быть, много большее счастие и страдание, чем даже страдание и любовь Христа!..
В. Некоторые, между прочим, утверждают сегодня, что Христос вовсе не умер, что с креста Его сняли живого, и "воскресение" Его было просто физическим выздоровлением. Что дни Свои Он закончил в преклонном возрасте где-то в северной Индии. И даже, как всегда, умудряются находить в доказательство этому какие-то "новые документы". Через две-то тысячи лет!.. По некоторым свидетельствам факт долгой жизни Христа подтверждают и "современные аватары", "знающие все и в прошлом, и в будущем". Такие, скажем, как Сатья Саи Баба.
Все это я говорю с чужих слов, что делать, как Вы знаете, не люблю. Однако, здесь просматривается очень знаменательная тенденция нашего времени. Думающие люди не видят более смысла в смерти Христа на кресте, соответственно, и в Его "вознесении" и в "искуплении Им грехов человечества". Богу на земле, во всех Своих лицах, более пристало жить, нежели умирать... Жить! служа миру и людям - по крайней мере, сколько возможно...
От этого выиграют все: и Вселенная, и человечество. Весьма выиграет от этого и образ брата нашего, Иисуса Христа. И даже сама религия, освободившая себя от цепей ложных догматов и свободно устремленная в будущее!