Экзамен

Пайви
    
  Мы случайно оказались за одним столом. Он подошел позже меня; я уже сидела и обдумывала вопросы, поставленные в билете. 
  - Извините, я могу здесь сесть? – спросил он. – Я подняла голову и огляделась вокруг. Все столы уже были заняты; за каждым сидели по два человека. Оставалось одно свободное место – рядом со мной.
  -Да, конечно, - кивнула я.
  Я закончила работу и откинулась на спинку стула. У меня оставалось время. Я была двенадцатая в списке. Сейчас перед Учителем сидел номер два.
  Я посмотрела на своего соседа. Он что-то торопливо писал, сосредоточенно глядя на бумагу. Я взглянула на исписанные листы бумаги, лежавшие перед ним. Их было больше, чем у меня. Я перевела взгляд на свой скромный листок. Моим крупным почерком было исписано меньше страницы. Я сочла, что большую часть своего ответа лучше излагать спонтанно, чем по написанному.
  Я снова повернула голову и с легким чувством превосходства взглянула на соседа.
  Но каково же было мое удивление, когда я столкнулась со спокойным, чуть насмешливым взглядом черных глаз сквозь затемненные стекла очков и вопросом:
  - Вам что-то непонятно?
  - Совсем нет. Вы уже закончили? – я не смогла скрыть удивления. За пять минут он написал столько, сколько я не написала бы и за пятнадцать.
  - Да. А что? – снова вежливый вопросительный тон, спокойный внимательный взгляд. Почему он вызвал во мне волнение?
  - У нас с вами совершенно разные темы, и вы в любом случае, даже если бы я не знала чего-то, не смогли бы мне помочь.
  - Все зависит от опыта.
  - У вас большой опыт?
  - Смотря в чем. Может, да, может, нет.
  Он говорил загадками. Я не любила загадок.
  - Слишком общо. Здесь мы можем говорить четко и ясно. Зачем неопределенность.
  - Определенности как таковой не существует.
  Я подняла брови.
  - С чего вы взяли?
Он слегка улыбнулся.
  - Просто догадка. Интуиция, если хотите.
  Я рассеянно взглянула в свой листок и вдруг увидела в плане первого вопроса билета подпункт: «Значение определенности во взаимоотношениях».
  - Какая у вас тема? – спросил он.
  - А у вас?
  - Я спросил первый.
  Вообще-то делиться темами не разрешали. Я знала это, не мог не знать этого и мой сосед.
  - Намекните.
  Я улыбнулась.
  - Об одиночестве. И о том, что многое зависит от нас. А у вас?
  Он ответил не сразу. Сначала он зачем-то просмотрел все свои листы, словно пересчитывая их. Потом помолчал немного. Наконец он произнес:
  - Интересно. У меня точно такая же тема. Если вы  точно подобрали слова.
  Я растерянно смотрела на него. Могло ли это быть совпадением – одинаковое назначение бывает только у…
  Отчего, зачем мы встретились сейчас, перед тем, как выдержать экзамен?
  Он смотрел на меня. Неожиданно он улыбнулся:
  - Значит, здравствуй. Рад познакомиться.
  - И я…
  Он протянул мне руку, я вложила в нее свою. В этот момент прозвучал мой номер:
  - Двенадцать.
  Я встала и пошла по направлению к столу,  где сидел Учитель. Возле стола я обернулась и посмотрела на него. Он улыбался, держа в руках ручку, и вертел ею.
  - Ваша тема.
  - Общая: «Завтра рождается сегодня». Раздел «Девять кругов одиночества». Подраздел: «Достижение определенности в собственной жизни и во взаимоотношениях с окружающим миром».
  - Начинайте.
  Когда я уходила, он садился перед Учителем и в этот момент взглянул на меня. Учитель неожиданно строго помахал мне рукой.
  - Вперед. Ваш старт через две минуты.
  Я неожиданно с ужасом ощутила, что через две минуты забуду все, и его тоже. И как знать, сумеем ли мы вспомнить друг друга там, на Земле?
  Я вышла в коридор. Возле стеклянной двери я остановилась.
  Я смотрела на белую стену.
  Всего две минуты. Полторы минуты.
  Память.
  А может быть?..
  Я старательно вывела номер 13 и слово ЭКЗАМЕН.
  После этого я открыла стеклянную дверь и вошла внутрь.