3. 14 О воспитании

Виталий Иванов
Цель воспитания - помочь каждому "я" найти собственный Путь полной самореализации во Вселенной.


С детства нас обучают готовым схемам. Но это не служит развитию интеллекта. Только самостоятельное строительство сознания может однажды дать нечто действительно новое.
 Не надо никого программировать. Вкладывая во все головы одну и ту же, выбранную узкой группой людей сумму знаний, можно, конечно, рассчитывать, что и думать будут все одинаково. Но зачем? Люди от природы не роботы, противоестественно их роботизировать. Только дурак думает, что ему будет выгодно, если все опустятся до его уровня. Или что никто не сможет уровень его превзойти.
 Все знания из долговременной памяти человечества должны быть открыты для всех, пусть каждый выбирает что хочет. Средства познания и развития - свободно стоять в школах и институтах, быть общедоступными для обучения. Практика реальная и теория идеальная должны быть соразмерны друг другу.


Самое драгоценное в человеке - его оригинальное мышление. Некоторые полагают, что они мало знают, но могут научиться всему, прочитав то-то и то-то; и тогда перед ними откроется "истина". Но по-настоящему ценны схемы идеального мира, построенные самостоятельно. Ничего не дает миру буквальное повторение уже пройденного пути или эклектика из чужих жизней.
 Для каждого истинны индивидуальное ощущение и осмысление мира. "Истина" не бывает общей, она всегда личностна, потому что "истины" наши - относительны нас, а мы сами - не абсолютны. Но "истины" идеальных миров различных людей - то, что в большей мере отвечает объективному материальному, естественно, могут пересекаться.
 Какую часть в общественном идеальном занимает то, с чем согласны все? - Вернее всего, часть эта не слишком значительна, т.к. различные индивиды обладают сознаниями, развитыми в различной степени и охватывающими разные области как материального, так и общего идеального мира.
 Из копилки знаний, собранных человечеством, следует применять только то, что мы понимаем, а следовательно, с чем согласны мы безусловно.


Чужой опыт не может полностью заменить собственный. Для того, чтобы уметь отличать "зерна от плевел" в закромах общественного сознания, надо иметь именно собственный опыт.
 Самая доброжелательная, оказываемая с наилучшими намерениями помощь индивидов более опытных может оказаться много вреднее действий открытых недоброжелателей, причиняющих человеку, казалось бы, прямой вред. Помощь более полезна дающему ее, нежели принимающему, т.к. умножает опыт первому, а для второго - только множит его беспомощность, долю слепой веры в его сознании, извращает верное представление о реалиях. Вместо того, чтобы учиться самому разрешать сложные ситуации, человек привыкает рассчитывать на других. А ведь эта поддержка в любой момент может закончиться - что тогда? Человек, или даже народ, вдруг останется один на один с действительностью, к которой он не готов.
 По-настоящему развивается "я" только на базе собственных ошибок и размышлений, собственного осознанного движения.
 Каждый человек, каждый народ сам должен пройти свой путь. Но, конечно, мы можем и должны соотносить собственные ошибки и достижения с чужим опытом.


Если "избавить человечество от страданий", оно обеднеет духовно минимум на половину и долго не выживет. Стерильный организм быстро погибает в условиях обыкновенных. Что же, людям жить в "колбе"? Какой же гениальный дурак отважится поставить этот последний для человечества "эксперимент"?
 Лишь глупец надеется развивать себя, избегая страданий и неудач. Новое приходит только при освоении неизвестного. Которое набивает нам шишки, физические и духовные.


Людям обыкновенным свойственно проходить мимо всего, что не представляет круг обычных их интересов. Не останавливая внимание даже на лучшем, пока на него им настойчиво не укажут.
 И даже это, часто, увы, бесполезно!..


Учи жизнью своею. Вместит тот, кто может вместить.


Нет противоречия между детьми и отцами. Есть противоречие между умными и идиотами.


Чтобы достигнуть высокой духовности, не нужно тратить силы на борьбу с плотским. Отпуская свободно развиваться то и другое, добиваешься успехов повсюду.


Людей образованных, живущих во все времена, связывает между собою культура страны проживания и культура всего человечества. Что может связывать необразованных?
 Отсюда - "проблема отцов и детей", "национализм", "классовый подход" и вообще любая враждебность у большинства, не знающего практически ничего в пространстве и времени, кроме ближней, окружающей их среды.


Ни из кого не надобно делать кукол. В том числе, - и из женщин. Для некоторых женщина - лишь игрушка взрослого человека. Однако играть в игрушки все-таки должны дети; взрослые - хозяева подлинного.
 Скрывая от близких настоящее положение дел, сомнения, ошибки и неудачи, страшное, которого действительно много в жизни, на самом деле, мы не оберегаем их, а отстраняем от истины. Близкий человек, вникая во все радости и неудачи, участвуя в них, становится, в полном смысле сего, истинным нашим Другом... И полноправным хозяином мира!
 Потому, не надо бояться сообщать близким то, что ставит перед необходимостью поиска способа разрешения ситуации. Вместе с родными или друзьями обретая решение, мы вместе учимся жить. Нет другой высшей любви к миру, кроме этой любви: разделения на всех радостей и страданий. Но тот, кому дано более, должен более и нести - вести и показывать.
 Ничего не надо скрывать от людей, если искренне желаешь добра и стремишься к развитию мира. Скрывают те, кто хочет получить что-нибудь лишь для себя.