3. 19 Причины творчества

Виталий Иванов
3.19 Причины творчества
(почему и зачем я это делаю)


Обычно к тридцати годам люди уже устанавливают в своем сознании основные, главные связи, схемы - мировоззрение. Потому после тридцати так мало бывает настоящих открытий. (Открытие - создание идеальной схемы, позволяющей достаточно точно прогнозировать какие-то ранее непредсказуемые или же неизвестные вовсе процессы, явления мира материального.)
 До 33 лет я избегал построения прочных схем в своем идеальном мире. Чужие мировоззренческие идеи обычно не удовлетворяли или вовсе не задевали меня. Они сквозь меня проходили, не приживаясь в сознании полностью, но оставляя некие смутные "против" и "за". Для выработки собственного целостного мировоззрения еще не было достаточной базы. Не могу сказать, что я по этому поводу мучился. Было какое-то внутреннее неудовлетворение, томление... Может быть, ожидание чего-то значительного, что непременно ждет меня впереди. Я вовсе не торопился...
 Теперь я связываю собственное сознание в некое единое целое определенной, постепенно выстраивающейся схемой. Этот процесс строительства, надеюсь, продлится до конца моей жизни.
 Отчетливо чувствую безусловную необходимость того, что я делаю, и постепенно нахожу смысл у всего. Уверенность моя нарастает с каждой новой редакцией книги. С каждым выходом сознания на новый уровень.


Почему я занялся философией?
 Никогда я к этому сознательно не стремился... Однако, неожиданно для меня самого, в сознании моем вызрел, перекрывший все рамки навязываемого мне обществом мировоззрения, мощнейший протест, который я никак не мог далее пассивно переносить. Протест против вопиющего несоответствия между ложью, бездарностью, пошлостью окружающего меня убогого настоящего и бессмертной красотою вечного мира! Незаметно как-то я осознал, что не согласен ни с какими внедряемыми в сознания "идеологиями", ограниченными стандартами радостей "существования" близких мне и неблизких, казалось бы, самых разных, но в главных жизненных ориентирах, увы, так печально похожих друг на друга людей. До меня вдруг дошло - и глубоко поразило! - что за все тысячелетия "цивилизации" люди так и не нашли хотя сколько-нибудь удовлетворительного объяснения смысла своего - и моего! - бытия! Внутри меня все восстало. Я понял, что должен пройти путь собственного осмысления мира.
 И я стал размышлять...
 И, как это не покажется странным, некоторые, очень важные для меня, идеи пришли почти сразу. Как будто они лежали совсем на поверхности. Однако, я убедился потом - и эта уверенность со временем лишь возрастает, - что корни лучших идей растут из сокровенных глубин нашей внутренней бесконечности... На этом фундаменте я и строю видимую часть собственного сознания.
 Так, стоит отказаться от искусственно навязываемых взглядов на мир, перестать заставлять себя слепо верить в то, что давно уже интуитивно все равно мы не принимаем, и на все начинаешь смотреть своими глазами, создавая свои, личные представления. Конечно, не сразу, а путем труда и труда, постепенно вырабатывается собственное мировоззрение. Которого ты - богом вдохновленный творец! Только так мы становимся искренними перед миром и ясно начинаем видеть открытость его. И находить смысл у всего!
 Так, наконец, изнутри нас самих, внутри себя и вовне, постигаем мы мировое единство...


Адекватно ли мое восприятие окружающего мира ему? Отвечает ли мое ощущение себя в окружающем мире действительному месту, которое я занимаю?
 Боюсь, что мое представление о своих достоинствах слабо отвечает представлению о них окружающих. Мое самомнение существенно выше мнений обо мне людей, даже непосредственно меня окружающих. И со временем оно возрастает. Но это не означает, что я желаю и, выбиваясь из сил, пытаюсь всеми мне доступными
средствами исправить общее "заблуждение". Наоборот, никогда я к этому не стремился. И даже сейчас, создавая собственную философию, до сих пор до конца не могу себе сказать: почему так мало я озабочен созданием "достойного имиджа".
 Я часто теряюсь на людях, потому что не знаю, о чем и на каком уровне мне разговаривать с ними. Я не могу объяснить им ВСЕГО. А часть меня - только лишь часть, которую они, каждый по-своему, видят и понимают...


Я бы никогда не смог стать собою, если бы не думал о том и иногда бы не делал то, что "нель-зяаа..."


Ночью, во сне, увидел я совершенно иной способ человеческого общежития. Какая красота, сила, свобода и справедливость была в нем!..
 Но, увы, проснувшись, я ничего не мог вспомнить, кроме ощущения совершенства, искренности, естественности и могущества - не только себя, всех! - в безграничной Вселенной, пронизанной Разумом.
 Самые разные, чаще абсолютно ни на что не похожие, фантастические, но для меня такие реальные, сны снятся мне часто. Когда-нибудь я расскажу о них...
 Сколько же чувств, мыслей и снов мы не можем припомнить! Сколько теряем их, не фиксируя, - сколько не дарим другим, не сохраняем для мира!


Надо просто мыслить и заставить себя перестать переживать возможные варианты отношения к своим мыслям других.
 Жить! - Мыслить и чувствовать. И фиксировать мысли и чувства. Окажутся ли они нужны кому-нибудь и когда-нибудь - не наше дело. Намного важнее сделать еще хоть что-нибудь, чем тратить силы на убеждение других в своей правоте.
 Если ты сумел создать нечто стоящее, наследники придут сами. Оставь - и останешься.


То бесконечное одиночество, которое пребывает во мне, я могу выплеснуть только в свою записную книжку. Но можно ли соразмерить бесконечность с форматом листа?..


Мне не нужно "признание", нужен - адекватный ответ!
 Грустно сознавать, что его - в полной мере своей - не будет... Ни-ког-да!
 Для того, чтобы был "адекватный ответ", надо быть "как все". Этого же - я уже никогда не смогу позволить себе.


Перестаю ощущать себя учеником... А может быть, я никогда и не ощущал себя им? Но я не чувствую в себе и желания быть учителем.
 Кем же я ощущаю себя? - Человеком!


Все мы, в той или иной мере, "артисты". Почти все время изображаем, повторяем других или уже отрепетированные варианты себя. Чаще всего мы не адекватны меняющейся каждый миг ситуации, а чувствуем себя какими-то фантомами из прошлого, разыгрывающими спектакль в настоящем. Я подобным "артистом" быть не хочу. Думаю, в этом - отличие человека от мертвяка.
 Но... Можно ли непрерывно творить?!.. Кто на это способен? Я-то - способен?..


На вопрос: верующий ли я? - могу ответить.
 Я верю в высший смысл нашего появления в мире, существования человечества и каждого, отдельно взятого человека. Мы явлены для высокой Цели, которую сами же и должны найти, угадать, промыслить. Я верю, что каждое "я" способно принести миру пользу и так или иначе не бесполезно. Однако, мера сей пользы в существенной степени зависит от личных усилий.


Некоторые могут спросить: "А где же сюжет?" - Но что это такое, "сюжет"? Взаимоперемещение в пространстве и времени объектов идеального мира? Известного идеального мира?
 Но можно ведь и создавать иные миры, которые включают все, уже существующее, но при этом несут в себе бесконечный потенциал новых сюжетов.
 Это - книга, в которой главными действующими лицами являются мысли. Ведь говорят же: драма идей, театр мыслей... Пусть это будут - поисковые размышления.


Иногда думаешь: еще одна жизнь; еще один научный сотрудник, "мечтающий осчастливить все человечество"; еще одна книга, учение... Все это было тысячи раз. Ну и что?..
 Таким образом все можно похоронить. Даже самое лучшее. Однако, много приятнее найти в жизни своей смысл. Найти его самому. И заставить себя поверить в него!


Я пишу для себя. Но обращаюсь ко всем, кто способен понять. Потому что я - часть много большего Целого. Когда-нибудь, надеюсь, Оно поймет меня, раз Оно меня создало!..


"Так хочется чего-нибудь оставить!..
 Нет, нет, я и не думаю о славе.
 Но память..."
 Когда-то в юности я написал эти стихи.
 Чего же хотел и хочу я?..
 Память - это бессмертие. Вот оно! Да, видимо, подсознательно давно уже я хочу только лишь одного от жизни - бессмертия.
 И теперь я думаю: это - самое естественное желание человека. Потому что, мы призваны в этот мир, чтобы изменить, улучшить его, продлить его жизнь. Но изменять его, продлевая его все более сложную жизнь, мы можем только привнося в него лучшее из себя, развиваясь и добавляя к миру себя. Тем самым, даря себя миру, мы в нем остаемся. Если так будут делать все, все будут бессмертны. Бессмертными можно стать только всем вместе, чередой поколений, несущих, оберегающих непрерывно развивающийся Дух во все более усложняющейся материи.
 Дело не в славе. Слава бывает среди неравных... Но разве к выпячиванию себя стремится тот, кто хочет блага целому миру?
 Награда - в каждом из нас. Это - сознание совершенного, уверенность в памяти, следе...


Не личностное бессмертие - да!..
 Никак мы не можем отрешиться от личности. Нам хотелось бы, чтобы наше "я" сохранилось даже и после смерти. Пусть бес телесности, в виде "духа", "души" - чего-нибудь ирреального, идеального - но обязательно сохранилось!
 Однако, индивидуальное может сохранить себя, только добавляя плод творчества своего в Единое, общее, привнося собой нечто новое Богу, Вселенной, материи. Мы сохраняем себя после смерти не как индивидуальности, пусть и принявшие новую, "бестелесную" форму, но по-прежнему живущие жизнью самостоятельной, а как новая информация, добавленная к единой, глобальной системе и ставшая органической частью ее.
 Чем мы больше добавим, тем от нас больше останется, и тем большее мы будем иметь значение в будущем. Найденное новое индивидуальное свою жизнь продолжит в Едином, общем идеальном и общем материальном. И, как ранее наше "я" создавало себя из самых высоких сфер наличествующего Сущего, точно так же из всего этого нового Целого в будущем создаст себя еще более высокое "я", возводя принцип всеобщего движения и взаимодействия на еще высшую, совершенную степень.
 И так - без конца!..


Рационально творить пытаются мертвяки. Но у них получается только нечто искусственное, т.е. "искусство".
 У творцов творение проистекает из сокровенных глубин сердца и разума, связуемых с вечностью. Оно вызревает и рождается так же естественно, неодолимо и неизбежно, как ребенок вынашиваемый и рожаемый женщиной.
 Творец - совершеннейший орган создания нового во Вселенной.
 Загубить - не выносить, не родить уже предчувствуемое, зачатое творение - убить родное дитя.