Хлеб

Гарбуз Ким
1946год. Железнодорожная станция на половине пути между Киевом и Одессой, между Львовом и Одессой, между Молдавией и Донбассом. На железнодорожных путях еще стоят  разрушенные  фашистcкими бомбардировщиками и не убранные до сих пор вагоны. На улицах городка, где в центре почти не осталось уцелевших домов,ржавеют подбитые немецкие танки, самоходки, пушки и броневики. Полно брошенного оружия и боеприпасов, которыми развлекается детвора. Это вместо детских игрушек. Есть  дети , подорвавшиеся на минах и снарядах. Голодно. Хлеб отпускается по карточкам.  Хлеб черный, липкий, недопеченный, с какими-то примесями.   А на рынке продают настоящий пшеничный хлеб по 200 рублей за буханку. Зимой  1947 года после голодного,неурожайного 1946 года на юге Украны и в  Молдавии  с поездов, проходящих через станцию, будут десятками в день снимать тела замерзших молдаван,которых голод погнал в Западную Украину за хлебом. Воровство, грабежи, убийства. Много нищих, калек- инвалидов: безногих, безруких, на костылях и тележках с колесами из шарикоподшипников.В полуразрушенных домах поселились беспризорные-несчастные дети войны - сироты,отцы которых отдали жизнь за Родину. Еще проходят через станцию эшелоны с демобилизованными солдатами. К приходу очередного эшелона местная «торговая сеть» выкатывает железные 200 литровые бочки с водкой- продукцией Немировского спиртзавода. Беспризорные крутятся тут же. Кто в надежде встретить, возможно оставшегося в живых отца, брата, а кто просто попросить хлеба. Нет, не было среди возвращавшихся солдат равнодушных. Эти, повидавшие  и пережившие много воины, плакали как дети и отдавали свои пайки оголодавшим и овшивевшим пацанам. А на местном базаре кипит жизнь. Крестьяне вывозят на продажу продукты трудов своих. Не густо,однако купить можно было свежевыпеченный хлеб, крестьянскую колбасу,сальтисон, сало,домотканную свитку. Тут же крутились барыги, карманники и прочая, не вполне законопослушная публика. Играли в «голова- ножки». Это игра что-то вроде «трилистика».Выигрывали всегда ловкие организаторы игры, а, потребовавшего назад проигранные деньги и считавшего, что его облапошили, жестоко избивали.
Воскресенье. Базар работает. Толкучка. Вдруг от базара в сторону разрушенного вокзала несется беспризорный, а за ним человек пять взрослых мужиков.Пацан бежит,путаясь в лохмотьях вещи,которая когда-то могла называться пальто. Это «бывшее пальто» велико для пацана, и не позволяет  достичь развалин, где бы он мог укрыться с «добычей». Мужики нагоняют беспризорного. Пацан падает. Озверевшие преследователи бьют его ногами. А беспризорный, свернувшийся в позу эмбриона и закрыв голову одной рукой, второй свободной рукой запихивает украденный кусок хлеба в рот. Его бьют, а он ест,захлебываясь слюной, слезами и кровью. Я знаю его. Этого пацана зовут  Берко. Он иногда принимал участие в наших детских играх. Он друг  Симпатика - малолетнего, но уже известного « в узких кругах» щипача(карманника).  Подоспевшие картежники отогнали  мужиков, заодно   накостыляв некоторым по шее.
 Много лет прошло с той поры, но до сих пор перед моими глазами стоит эта картина. Берко убивают, ... а он ест. Вам не страшно? Вам не больно?
Не напоминает ли это вам кое-что происходящее в сегодняшнем мире, когда хлеба вроде бы хватает? Мне -так точно напоминает...