2-2 может ли узбек стать шведом?

Марат Аваз-Нурзеф
МОЖЕТ ЛИ УЗБЕК СТАТЬ ШВЕДОМ?
(Возвращаясь на полтора года назад)

Многие наши общественные и производственные начинания, усилия и средства не дают должного эффекта еще и потому, что мы, коренное население стран Средней Азии, сызмальства и до конца дней своих, так или иначе, живем, учимся и трудимся ради того, чтобы за свою жизнь провести одно-два-три и т.д. грандиозных свадебных мероприятий, каждое из которых в десятки, сотни, а то и тысячи раз превышает финансовые возможности, измеряемые нашими официальными доходами. Это – наш образ жизни, впитываемый нами с молоком матери, входящий затем в нашу кровь и плоть. Ради такой жизни человек в основном занимается накопительством, на многие годы омертвляет свои капиталы. Достаточно упомянуть об отрезах тканей в сундуках наших женщин. Большинство этих отрезов никогда не превращается в радующую глаз одежду, они существуют только для того, чтобы однажды из одного сундука перекочевать во многие и многие другие сундуки. С деньгами (если они есть) ситуация за последние годы несколько изменилась. Теперь их можно не в чулок складывать, как прежде, а в оборот пускать. Но, во-первых, далеко не каждому дано быть "оборотистым". Во-вторых же, и бизнес свой мы делаем не для реального блага и развития – своего, семьи и детей, а в основном для того, чтобы в урочный час закатить пир на весь мир. За два-три дня мы немалую часть своих многолетних накоплений пускаем фактически на ветер. А нередко нам приходится и в долги немалые влезать...
До тех пор пока мы не изменим свой образ жизни, без чего много наших сил, способностей, ресурсов и средств, а также часть иностранных инвестиций, идут, мягко говоря, не туда и не так, нам не видать общего процветания.
Вышеприведенные положения были изложены на некоем семинаре и фактически отвергнуты большинством его участников, которые до того одним из авторитетов мероприятия были названы будущей элитой страны в государственной, финансовой и банковских сферах. Произошло это – совершенно независимо – за две недели до выхода в октябре 1998 года президентского указа по чрезмерной расточительности в проведении свадеб, семейных торжеств, поминальных обрядов.
Потом появился указ, в котором говорилось, что чрезмерная расточительность допускается некоторыми руководителями, добывающими необходимые для этого средства путем злоупотребления своим служебным положением. Началась кампания выполнения указа. Кому-то дали "по шапке", кто-то лишился тепленького местечка. Эхо борьбы и призывов, как водится, прокатилось по средствам массовой информации.
Хотели того или нет составители и переводчики текста указа, но вдумчивый читатель его варианта на русском языке мог сделать вывод, что самое главное – “не отрываться от народа”, “не становиться слишком высокомерным”, для чего достаточно “излишние средства, остающиеся от удовлетворения своих потребностей, использовать на благотворительность, строительство мостов и дорог”. Автор же данного материала, как всегда, не смея возражать против очевидного, сразу же по выходе указа сделал для себя небольшое уточнение.
Нужно таким образом менять наш образ жизни, чтобы мы жили и трудились не ради проведения грандиозного пиршества, а ради реального блага и развития – своего, детей и семьи. И вопрос нужно ставить не так, чтобы оставшиеся от пиршества средства направлялись на возведение мостов и дорог, а так, чтобы каждый человек, каждая служба свободно, честно, добросовестно и компетентно занимались своим делом. Тогда не надо будет уповать на милость доморощенных “меценатов” и очень скоро можно будет отказаться от подачек “добрых дядей” заморских.
После указа прошло 4-5 месяцев, и словно не было ни указующего слова, ни кампании, ни тем более эха. Так что до следующего раза узбек, кроме всего остального, и в расходах на торжества и поминки будет оставаться самим собой, не выдавая себя за шведа.
20.03.2000