1-2 народ не безмолвствует

Марат Аваз-Нурзеф
             НАРОД НЕ БЕЗМОЛВСТВУЕТ

ВЫБОРЫ в народные депутаты СССР в основном прошли. Кое-где пришлось проводить повторное голосование. По некоторым округам назначены перевыборы.
Выборы еще долго будут волновать умы. Публицисты, ученые, партработники и просто рядовые граждане еще долго будут искать ответы на множество вопросов. Как преодолеть положение, пока в общем-то неминуемое, когда одни становятся депутатами фактически без борьбы, а на долю других выпадают невиданные нагрузки и испытания? Почему не были избраны некоторые первые секретари обкомов партии, хотя их фамилии в бюллетенях были единственными? Почему в ряде мест солидная поддержка кандидата партийными и советскими органами не обеспечила ему большинство голосов? Почему кандидату, неугодному властям, избиратели нередко отдавали явное предпочтение?
Предвыборная и выборная кампании стали предметом пристального внимания со стороны средств массовой информации. Оно и понятно: нынешние выборы стали явлением поистине небывалым.
Приняла участие в кампании и наша газета. Интервью, зарисовки, заметки, информации, фоторепортажи - газета внесла свой вклад в освещение этой тематики. 8 марта она выступила со статьей «Бороться до конца», рассказала об истории, события которой разворачивались вокруг человека, работающего начальником промыслового управления «Шуртангаз» и являющегося для просвещенцев руководителем базового предприятия.
Все в этой истории началось с того, что коллективу «Шуртангаза» было предложено выдвинуть своего кандидата в народные депутаты. И НЕ КОГО-НИБУДЬ, А РАБОЧЕГО. Было это в начале года. В ту пору никому и в голову не пришло оспорить этот телефонный звонок из горкома. На партхозактиве, на котором, кроме работников «Шуртангаза», присутствовали и представители субподрядных организаций, и провернули выдвижение. Предложили кандидатуру оператора,  дело шло к голосованию, но тут принимавший участие в собрании первый секретарь Каршинского горкома партии Валерий Александрович Лозицкий пожурил присутствующих за вялость и пассивность. Мол, что же вы, товарищи, такое важное мероприятие в эпоху перестройки, а вы ведете себя по старинке. Тогда поднимается человек и предлагает кандидатуру Тулкина Амановича Аманова, который при голосовании и получает подавляющее большинство голосов. И с этого момента все попытки заставить Аманова отказаться от баллотирования наталкиваются на его несогласие, которое по мере усиления давления лишь укреплялось и привело к конце концов к резкому противостоянию сторон. Ситуация приняла столь драматический характер, а методы давления, используемые горкомом, были подчас столь грубыми и противоправными, что обе стороны пришли к бескомпромиссному решению бороться до конца. Борьба зашла настолько далеко, что каждая сторона понимала: нужна только победа, поражение будет иметь далеко идущие последствия.
С одной стороны, ставка была сделана на опорочивание Аманова в глазах избирателей, с другой - на мощную поддержку его соперника - рабочего человека, выдвинутого кандидатом от одного из подразделений «Каршистроя». Достаточно напомнить, что руководитель этого огромного объединения, его главный инженер, начальник ПМК да плюс семь первых секретарей райкомов партии стали доверенными лицами последнего. Местная пресса развернула против Аманова, мягко говоря, тенденциозную кампанию. Делались неоднократные попытки превратить встречу Аманова с избирателями в средство его дискредитации и оказания на него морального давления. Желание создать между претендентами контраст нередко переходило все границы. Для примера достаточно привести только один, с позволения сказать, документ. В местных условиях само появление такого рода «документов» невозможно без «ценного указания». В типографии Ульяновского района отпечатали агитлист размером 40 на 32 сантиметра, две трети которого заняты перечислением благ, которые кандидат-рабочий обещает населению района в случае своего избрания. Причем «блага», что называется, расписаны по пунктам в разрезе совхозов. Видно, собрали планы этих хозяйств по социально-бытовому строительству и благоустройству и составили из них «агитку» - мол, полюбуйтесь, за какого хорошего человека вы будете голосовать. Но соль агитлиста даже не в этом, а в том, что остальная его треть отведена сопернику «хорошего» кандидата - начальнику «Шуртангаза». Крупно даны его фамилия и имя, под которыми набрано буквально следующее: «Предвыборная программа кандидата в народные депутаты Тулкина Аманова не включает ни одного мероприятия, отражающего интересы трудящихся Ульяновского района». И под этим утверждением - белая пустота во всю длину «агитки». Все ясно! За такого человека нечего голосовать!
Тулкин Аманов стал народным депутатом СССР. Победил во всех районах округа. Почти девяносто процентов избирателей отдали за него голоса в Ульяновском районе. В целом вчетверо опередил своего соперника. Триумф.
За ним и его «командой» была правда жизни. Он победил, проявив огромное мужество. Волю. Стойкость. Какую бурю пришлось ему выдержать, знает, наверное, только его жена. Выстоял во многом благодаря ей. Победил, опираясь на бескорыстную самоотверженность своей добровольной «команды». Могут открыть кооператив по обеспечению победы кандидату в депутаты - так говорят в Карши про этих боевых ребят, для которых предвыборная борьба стала настоящей школой политического и гражданского мужания. Есть еще порох в пороховницах! Но главное: Тулкин Аманов победил потому, что за него встал народ.
Долгой будет память о первых выборах в эпоху перестройки. Никогда не забудет их Лозицкий. Кое-кто из аппаратчиков сейчас иронизирует, мол, кто же его, Валерия Александровича, просил призывать к активности собрание по выдвижению кандидатов на «Шуртангазе». Возможно, даже кое-кому эта история прибавила убежденности, что для всех и вся самый верный принцип - «не высовываться». Но люди в подавляющем своем большинстве понимают, что дело отнюдь не в злополучной реплике. Администрирование, нарушение прав человека, навешивание ярлыков, образ жизни «премудрого пескаря» - вот против чего проголосовали они в день выборов.
На днях пленум партийной организации города Карши своим первым секретарем единогласно избрал К.Д.Хаккулова.
Тулкин Аманов стал народным депутатом и через день начал хлопотать о едва ли не самом важном пункте своей программы. Довести уровень газификации жилищ в области с семнадцати до семидесяти процентов. Задача нелегкая.
В добрый путь!
(Статья была опубликована в газетах «Учитель Узбекистана» и «Укитувчилар газетаси» 15.04.1989 г.)