1-1 бороться до конца

Марат Аваз-Нурзеф
           БОРОТЬСЯ ДО КОНЦА
решила «команда» в народные депутаты СССР
Тулкина Аманова

События предлагаемой вниманию читателей истории разворачиваются вокруг человека, который работает начальником крупного газопромыслового управления, а для просвещенцев является руководителем базового предприятия.

«...помимо нашей с вами логики есть логика Административной Системы, которая (система) отменена пока лишь в нашем воображении и которая (логика) будет преподносить нам сюрпризы до тех пор, пока мы не научимся понимать ее».
Игорь Клямкин. «Почему трудно говорить правду». («Новый мир», №2, 1989 г.)

По трем из пяти избирательных округов Кашкадарьинской области зарегистрировано по одному кандидату. Это бригадир хлопководческой бригады, первый секретарь обкома партии*, зам.председателя Совмина республики. По четвертому округу баллотируются два бригадира - виноградарь и хлопкороб. А вот по пятому... (*Главой обкома и области тогда, в начале 1989 г., был И.А.Каримов, вскоре ставший первым секретарем ЦК КПУ, а затем – одним из первых президентов в СССР, лидерские полномочия которого в Узбекистане уже выдержали десятилетие и пока простираются до 2005 года. – Автор, 2000 г.)
По пятому, который официально называется национально-территориальным избирательным округом №102 с центром в городе Карши, народ своим депутатом должен назвать рабочего. В самом деле, многочисленный рабочий класс области, конечно же, должен быть представлен в качественно новом общегосударственном институте власти. А раз так, то нужно исключить возможность какой бы то ни было альтернативы, и даже кандидатами по данному округу должны быть только рабочие.
Примерно так звучит «сценарий», неизвестно кем придуманный, на бумаге не писанный, в воздухе тем не менее витавший, по которому в данном случае и хотели разыграть «спектакль». Как бы там ни было, но Каршинский горком партии, надо полагать, руководствовался благими намерениями, предлагая кандидатом по округу №102 от коллектива промыслового управления «Шуртангаз» выдвинуть рабочего. Но коллектив, с одной стороны, справедливо усмотрел в этом попытку организовать предвыборную кампанию по разнарядке и не принял «сценария», а с другой - решил, что он и без подсказки может определить, кто лучше других сумеет представить его интересы на общесоюзном уровне.
Выдвижение кандидатов проходило дважды. В первых числах января, когда позвонили из горкома, как раз должен был проходить партийно-хозяйственный актив, на котором заодно и «провернули» выдвижение. Окружная избирательная комиссия обоснованно усматривает в этом нарушение. Тут-то в коллективе и просыпается досель дремавшее чувство, которое одним словом передать невозможно, но действие, им обусловленное, вполне однозначно – взрыв общественной активности.
Прорабатывается Закон о выборах в народные депутаты СССР. В подразделениях управления, расположенных по всей области, проходят собрания по выборам представителей. И вот, наконец, общее собрание. На нем присутствовали председатель окружной избирательной комиссии К.Эрназаров и первый секретарь Каршинского горкома партии В.Лозицкий. Все усилия последнего, направленные на то, чтобы кандидатом от «Шуртангаза» стал все-таки рабочий, оказываются тщетными: начальник управления Т.Аманов, как и ранее на партхозактиве, набирает в четыре раза больше голосов, чем его ближайший конкурент.
Аманов, несмотря на все чинимые ему препятствия, преодолевает и следующее «сито» - окружное предвыборное собрание. Казалось, что он приобретает статус кандидата в народные депутаты СССР. Но между окружным собранием и регистрацией кандидата, то есть официальным его признанием, проходит целых 20 дней. Не потому ли, что течение событий - естественное, состязательное, не устраивало «разнарядчиков», и они решили прибегнуть к методам, которые еще недавно действовали безотказно?
Дали ход лежавшей до того «под сукном» жалобе водителя Р.Файзиева, да так, что у него, наверное, надолго отпало желание обращаться в «инстанции». Ему предложили переписать письмо, чтобы оно было направлено не против начальника транспортного цеха, как на самом деле, а против Аманова. Велели также расписаться под компроментирующей начальника «Шуртангаза» телеграммой в адрес Центральной избирательной комиссии. Водитель отказался.
Служителям «сценария» пришлось своими руками переделать жалобу и телеграфировать в Москву. Потом они сами же и проверяли состряпанные таким образом «сигналы». Их ничуть не смутило, когда обнаружилось, что «дело», мягко говоря, шито белыми нитками, а В.Лозицкий даже прямо заявил Т.Аманову, что «полетишь», мол, с должности, если не откажешься баллотироваться.
Он разный, вкус политической борьбы: сладкий, горький, удручающий, вдохновляющий. Но так или иначе, тот, кому выпадает познать вкус именно политики, а не ее суррогата, уже не может свернуть в сторону, даже предвидя свое поражение в борьбе.
 - Никогда на меня не наваливалось столько переживаний, как в связи с выборами. Тревога, поставленные под сомнение честь и достоинство, бессонные ночи. Но безропотно подчиняться диктату я уже не мог. Если я взял бы под козырек, то в глазах коллектива выглядел бы безвольным человеком, никудышным руководителем, беспринципным коммунистом, неспособным оправдать доверие. Разве мог бы я потом работать в нем?
 Вот так волею судеб 42-летнему начальнику управления привелось познать вкус настоящей политики. И не только ему, но и его сторонникам - рабочим, инженерам, экономистам, руководителям общественных организаций «Шуртангаза».
 Они встали за своего кандидата горой. От горкома потребовали объяснений, но В.Лозицкий не принял приглашения к откровенному разговору. В письме к прокурору области обжаловали действия бывшего в ту пору зав.промотделом горкома З.Каримова (сейчас он - зам.зав.орготделом) по отношению к водителю Р.Файзиеву. Снарядили ходоков, которые взяли отпуск без содержания и за свои деньги отправились за правдой в Ташкент и Москву. По «указке» такие вещи не делаются - сугубо по велению сердца.
- Вы, кроме инстанций, обратились и к прессе. Но почему в «Известия» и республиканскую «Литературку», а не, скажем, в «Совет Узбекистони» или «Правду»?
- Мы вычислили, что раз на местах партийцы ведут разнарядочную политику, то критиковать их действия партийные газеты не возьмутся.
Интересная мысль, не правда ли?
Надеждам сломить упорство Т.Аманова не суждено было сбыться. За три дня до окончания срока кандидатами по национальному избирательному округу №102 зарегистрированы начальник промыслового управления «Шуртангаз» Т.Аманов и бригадир комплексной бригады строителей ПМК-4 треста «Каршипромжилстрой» управления «Каршистрой» М.Хакимов.
Не буду тратить газетное пространство на обосновние своего права агитировать за того или иного претендента, потому что агитировать я и не собираюсь. Я лишь хочу дать оценку - журналистскую и личную - предвыборным платформам обоих кандидатов.
Мейли Самадович Хакимов. 48 лет. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской  Революции и Ленина. Лауреат Государственной премии СССР. Плоть от плоти земли каршинской, он знает ее заботы и боли и, если будет избран, сослужит ей добрую службу.
«Таких земель (низкопродуктивных - автор) сейчас у нас более 86 тысяч гектаров, - говорит он в своей предвыборной программе. - Буду добиваться комплексной реконструкции этих земель, строительства на них коллекторных и дренажных сетей, снижения уровня грунтовых вод на орошаемых площадаях».
Но наряду с положительными моментами программа Хакимова изобилует обещаниями типа: «Постараюсь сделать все, чтобы лечебные учреждения стали настоящими храмами милосердия», или: «Если изберут меня депутатом, я усилю контроль за добычей и потреблением подземных богатств...» А пункт о газификации, по свидетельству главного геолога «Шуртангаза» А.Абдуназарова и зав.отделом каршинского горкома комсомола И.Ульянова, М.Хакимов почему-то позаимствовал у своего соперника.
Основным достоинством платформы Т.Аманова является ее реальность. Жилье, учреждения просвещения и здравоохранения, внедрение достижений науки и техники, деловые связи с зарубежными партнерами - вот они, уже сейчас зримые плоды социальной направленности планов управления «Шуртангаз». «Капитан» твердо намерен и дальше держать свой «корабль» по тому же курсу. Кроме этого, на очереди - строительство кирпичного завода и животноводческой фермы, вложение средств в водоснабжение населения и заготовки лесоматериалов в Красноярском крае, мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды, доведение газификации жилищ с 17 процентов в настоящее время до 70 процентов к концу будущей пятилетки.
- Мы добываем девять десятых газа всей республики, а по уровню газификации стоим на одном из последних мест, - говорит Тулкин Аманович. - Газификация - не наше дело. Но она идет черепашьими шагами. Чтобы дать ей резкое ускорение, мы создали у себя соответствующий кооператив. Пусть не будет сапожников без сапог.
Скептики могут возразить, что большинство пунктов своей программы Т.Аманов будет выполнять по долгу своей службы. Но в том-то и дело, что выполняемость социальных планов любого объединения, за которые, что уж греха таить, до сих пор спрашивают не в первую очередь, во многом зависит от способности руководителя мыслить по-государственному, его гражданского самосознания, умения отвечать чаяниям рядовых тружеников. Этих качеств у Т.Аманова не отнять. И надо признать, что далеко не каждый руководитель обладает ими в таком сочетании. Скажем, то же самое управление «Каршистрой», по данным зампреда облисполкома Р.Рузыбаевой, отказалось, ссылаясь на хозрасчет, от 57 своих дошкольных учреждений.
Избрание Аманова депутатом явится мощным дополнительным  движителем для осуществления социально-бытовых планов в масштабах его коллектива и области. А это имеет общегосударственное значение. Хотя бы потому, что продукция «Шуртангаза» потребляется в республике и за ее пределами. Кроме этого, звание народного депутата поможет Аманову в решении тех важных моментов своей предвыборной программы, которые лежат вне юрисдикции руководимого им управления. Это - экология, мелиорация, хлопковая монокультура, здравоохранение, компьютеризация, трудовые ресурсы, права человека.
Любителям старых схем не удалось пустить выборы по им угодной колее. Но у них есть все основания надеяться на конечный успех. Семь первых секретарей (а всего к округу отнесены 8 районов области) стали доверенными лицами члена обкома М.Хакимова. Да плюс три руководителя «Каршистроя» - от начальника ПМК до начальника управления. Как говорится, команда «звезд». Практически с неограниченными возможностями. Если кто-то сомневается, приоткрою завесу. Если я, будучи первым секретарем райкома, был бы доверенным лицом кандидата, я по очереди провел бы индивидуальную беседу с руководителями предприятий, организаций, колхозов и совхозов своего района и предложил бы им... Впрочем, не буду полностью раскрывать секретов.
«Команда» Аманова выглядит куда как скромнее. Ей остается уповать только на свою молодость, энергию, убежденность. Второй секретарь Каршинского горкома комсомола Б.Тайиров вопреки воле «старших товарищей» на окружном собрании поднял руку за руководителя «Шуртангаза», а теперь, став одним из его доверенных лиц, взял отпуск и с головой окунулся в предвыборную кампанию.
- Я так думаю, - говорит Бахром, - что действия горкома партии по отношению к Тулкину Аманову - это и есть механизм торможения в действии. Мы, комсомольские работники, если честно, дрожим за свои кресла. Я переступил свой страх, хотя и знаю, что независимо от результатов выборов мне теперь не усидеть на этом месте. Пройдут выборы - уйду, не буду ждать, когда найдут случай дать мне подножку. Уйду со спокойной совестью. Но если изберут Аманова - это будет вкладом в дело перестройки. Ради этого дела стоит идти и на риск, и на потери. Бороться будем до конца.
 Да, политика - дело серьезное. Жесткое. Порой жестокое. Здесь можно выиграть, а можно и проиграть. Ничьих не бывает. Но знаменательно, что на наших глазах множится число людей, которые уже не могут мириться с командно-административными методами управления общественной жизнью и выступают на стороне тех, кто разборчив в целях и средствах их достижения. И сейчас, когда мы еще только учимся демократии, важно вовремя отказаться от устаревших образов мышления и действий. Чтобы рано или поздно не попасть впросак.
Признаю, что мне не удалось скрыть своих симпатий. Но если кому-то при изображении событий жизни средствами журналистики удастся сохранить протокольную беспристрастность, то пусть он бросит в меня камень, а материал свой... выкинет как непригодный для печати. Не симпатиями нужно оценивать автора, а мерой его объективности.
Признаю, что мои симпатии - это своего рода агитация. А почему бы и нет? Агитирует же в открытую председатель Каршинского горисполкома А.Шукуров в материале под заголовком «Проголосую за Мейли», напечатанном на первой полосе «Кашкадарьинской правды»:
«...ведь лучше него никто не сможет представить наши интересы в высшем органе государственной власти нашей страны. ...Думаю, что в день выборов народных депутатов абсолютное большинство избирателей будет голосовать за рабочего человека, действительно народного депутата Мейли Самадовича Хакимова».
Я уезжал из Карши, а инициативная группа во главе с секретарем комсомольской организации «Шуртангаза» Р.Рахматовым готовилась выйти на базар - самое оживленное в воскресный день место Карши. Снова и снова их голоса, усиленные мегафоном, будут взывать к избирателям.
- Люди! Тулкин Аманов - настоящий руководитель. Таких нужно поискать. Но начинал он помощником бурильщика. Тулкин Аманов не хуже любого рабочего знает заботы и нужды рядового труженика. Он знает цену хлеба рабочего. Не человек существует для выполнения планов, а планы выполняются для человека! - так считает Тулкин Аманов. Люди! От вас зависит, станет ли он вашим депутатом! Голосуйте за Тулкина Аманова!

(Статья была опубликована в газете «Учитель Узбекистана» 8.03.1989 г., а в переводе на узбекский язык – 15.03.1989 г. в газете «Укитувчилар газетаси»)