Ошар

Clittary Hilton
          Важнейшее событие в истории человечества, событие, которому мы обязаны нынешним нашим благоденствием, началось в забытые советские времена в удивительной стране, населенной ныне почти вымершим, а тогда весьма многочисленным народом. Все что произошло после 9-го октября, 2247 года, известно всем. Но предыстория великого события, уходящая корнями в дремучий XX век, тоже небезынтересна. Её-то мы сейчас и расскажем.
   * * *
          Молодой ученый Б. сидел за столом, сочиняя годовой отчёт странному учреждению под названием «Ленсистемотехника». Сверхзадачей учреждения было поставить на службу человеку лже-науку кибернетику. Конкретные задачи были разные. Пусть в городе уже построено N километров метро. Через сколько лет окупится  (N+1)-й километр? Решив нелинейную задачу, учтя первичные и вторичные факторы, а также приписав monetary value чистому воздуху, которым будут дышать горожане, упрятав транспорт под землю, Б. получил ответ: 50 лет. Ответ ушел в Москву, откуда был получено указание сделать 25 лет, иначе денег не будет. С этим указанием лже-наука справилась легко.
          Teперь Б. сидел перед пишущей машинкой, выбирая ключевую фразу отчёта. Вариантов было два: «В наши дни особое значение приобретает централизация управления» и «В наши дни особое значение приобретает децентрализация управления». Оба начала имели свои достоинства и недостатки.
          Неожиданно разверзлись стены убогой советской квартиры и появились зелёные человечки.
   * * *
          Далеко, далеко, много парсеков от нашего родного Млечного Пути, есть небольшая туманность, населённая далеко ушедшей вперёд цивилизацией. Цивилизация Ошар, благодетельница наша, наша радость и счастье, так далеко ушла вперед, что от нас её было не видно, уж тем более нашим невооруженным глазом. Удивительно то, что и они нас не замечали, хотя интересовались любыми проявлениями разумной жизни и искали её повсюду. Ведь разум встречается так редко... Но в те годы комариный писк человечества был настолько тих в масштабе Вселенной, а расстояние так далёко, что они нас не замечали вплоть до памятного путешествия космического корабля «Млечный путь, кисельные берега».
          Корабль этот, с залихватским названием, отнюдь не был научной экспедицией. Прогулочный звездолёт, набитый молодожёнами и пенсионерами,  рыскал по Вселенной, наблюдая взрывы сверхновых и формирование чёрных дыр, редкие и красивые явления. В нашей Галактике ничего интересного не намечалось и ошарцы к нам не собирались, но где-то в районе Андромеды они нашли огромный астероид, размером почти с планету, из чистого антивещества. Это была крупная находка, даже по меркам далеко ушедшей вперёд цивилизации. Захватив астероид магнитной ловушкой, «Млечный путь, кисельные берега», ринулся домой по кратчайшей дороге. На счастье человечества, дорога проходила через наши края и нас заметили.
          Все это зелёные человечки ясно и кратко рассказали Б., объяснив при этом, что они не могут задерживаться, так как астероид начал перегреваться и испускать дурные лучи. Самое раннее, когда они могут вернуться, это через двести пятьдесят лет. За это время Б. – выбранный более или менее случайно землянин – причешет и пригладит человечество, упасёт его от гибельной войны и приготовит к восприятию цивилизации.
          Для этого организм Б. будет – с его согласия, разумеется – перестроен, как физически так и умственно, и снабжен основными познаниями Ошарской Цивилизации. С сохранением земного вида, Б. будет поднят на уровень молодого ошарца, начинающего жизненный путь. Более высокого интеллектуального уровня, добавили зелёные человечки извиняющимся тоном, они предоставить не могут, ибо на корабле нет соответствующих специалистов.
          Остолбенелый Б. дал своё согласие. Через полтора часа он уже сидел за столом, морща лоб и думая с чего начать. Зелёных человечков и след простыл.
          Перед Б. белела бумага с двумя вариантами начала годового отчёта, но как мелко теперь это было! Начинать надо с плана. Однако составить план преобразования человечества на 250 лет вперёд – это вам не годовой отчёт отгрохать, который, согласитесь, все равно никто читать не будет.
          Б. вспомнил древнюю китайскую мудрость, но сам же ей возразил на санскрите. Ухмыляясь, он проговорил вслух обе противоречащие друг другу восточные мудрости, сначала – китайскую на чистейшем языке мандарин, потом санскритную с густым бенгальским акцентом. Ответ пришел на языке идиш: «и вы правы, и вы правы... и вы тоже правы.»
          Неожиданно стены разверзлись опять, появилась уродливая машина, из которой высунулась пластмассовая рука грязно-серого цвета. Рука размахнулась наподобие ретиария в римском цирке и бросила сеть. Запутавшегося в сети Б. машина уволокла за собой в стену.
   * * *
          Примерно через 250 лет после описываемых событий на Земле изобрели машину времени. Оказалось, что ничто живое не может путешествовать во времени назад, но вперед может, причем с любой скоростью. Неживая материя ограничению не подлежит. Сегодня мы хорошо понимаем физические основы жизни, но тогда различие понято не было, хотя и было установлено непреложно. Все толкования того времени были либо ненаучными, вроде «божественной силы», либо полной чушью, вроде «нарушения живой материей релятивистской ковариантности». Ясно было одно: хочешь поговорить с человеком прошлого, тащи его сюда. 
          Так в 2245 году и появился на белом свете Б. Первым делом его повели в морг, где стояла самая совершенная машина по снятию и анализу генетической информации. По малопонятной политической причине все земляне совершали свой последний путь через такие машины. Информация снималась в полном объёме и, конечно, анализировалась самым поверхностным образом. Весёлый генетик, к которому притащили Б., обычно завершал свой анализ стихотворным образом: «ДНК как ДНК, на ногу бирку – и пока!». В Б. он не нашёл ничего необычного.
          С другой стороны, психологи сразу же забили тревогу. Субъект вел себя явно странно, ничего не боялся, ничему не удивлялся, все время беспричинно смеялся, а иногда хохотал. Говорил на всех языках.
          Кроме того, у него был обнаружен необычайный математический талант. Глубокое и мгновенное понимание субъектом самых нетривиальных теорем, в XX столетии абсолютно никому неизвестных, ставило ученых в тупик. Была провозглашена гипотеза о благотворном влиянии путешествия во времени на мозг человека.
          Гипотеза получила неожиданное подтверждение исследованиями органов чувств субъекта. На вопрос, из чего состоит предъявленный ему кусок металла, субъект неожиданно ответил списком элементов, некоторые из которых, например марганец, удалось обнаружить в точном соответствии с указанным атомным содержанием, а некоторые (42 атома технеция) были далеко за пределами самой чувствительной аппаратуры 23 века.
          Все это время субъект нес какую-то чепуху о космических кораблях и межзвёздных путешествиях. Чепуха аккуратно записывалась, но никто не придавал ей никакого значения. История науки точно знала, что в 1973 году никаких космических путешественников не было, если не считать несчастных собачек и бравых советских офицеров. Возможность межзвёздных путешествий исследовалась теоретически и была признана абсолютно нереальной.
          Исследования субъекта продолжались на лабораторном уровне несколько месяцев и прекратились лишь тогда, когда тот исчез, как бы испарившись из надежно закрытого помещения, так и оставшегося закрытым. Многочисленные камеры зафиксировали момент исчезновения, но не прояснили ничего. На голограммах можно было лишь отметить небольшое смещение всех спектральных линий, большинства в красную, но некоторых в синюю сторону. Смещение появилось за несколько секунд до исчезновения субъекта и было с ним явно как-то связано, но никто не понимал как.
          Тайна человека из прошлого будоражила умы. Его загадочное поведение и удивительное исчезновение сильно муссировались во всех сферах человеческого бытия, особенно в военно-политической сфере, где все непонятное обычно вызывает беспокойство.
   * * *
          Через некоторое время, примерно через год, Б. объявился сам, причем самым громогласным образом. Используя какой-то неизвестный фокус, он выступил сразу на всех средствах массовой информации с обращением к человечеству. Обращение повторялось неоднократно и было воспринято практически всеми. Интерес к человеку из прошлого был настолько велик, что выступление Б. стало центральным моментом, на котором сосредоточились все огни большой рампы. Большинство ему поверили сразу, хотя в научной среде оставались скептики.
          Началась паника. Многие боялись порабощения чужой цивилизацией.  Такая точка зрения осторожно высказывалась правительственными кругами великих держав, но не разделялась малыми странами. Большинство религий среагировали мгновенно, но неоднозначно. В глазах одних Б. был рукой Божественного Провидения, других – происком Дьявола. Все сходились на том, что неподготовленность планеты есть ужасное обстоятельство и во всем винили незадачливую группу ученых, затеявших сумасбродный эксперимент с машиной времени.
          Путешествие во времени было запрещено строжайшим указом конгресса США и парламентами большинства стран. Что, впрочем, нисколько не помешало корейским ученым организовать еще две экспедиции, первая из которых вернулась ни с чем, а вторая – с американской домашней хозяйкой средних лет. После чего путешествие во времени было запрещено и в Корее тоже.
          Непрерывно заседала ассамблея ООН. Строились потёмкинские деревни. На всей территории бывшего тропического леса в долине реки Амазонки был засеян газон. Могущественная Чечня перестала преследовать остатки русского народа, и с их представителями был заключен договор, основным принципом которого было «кто старое помянет, тому глаз вон». Русским была предоставлена полная автономия в пределах Соловецких островов. В Австралии опять с необычайной быстротой расплодились кролики.
          В самом разгаре великой паники появились ошарцы, на этот раз укомплектованные величайшими специалистами по культурному обмену и technology transfer. Быстро разобравшись в происшедшем, они не высказали особого беспокойства, ограничившись часто цитируемыми словами, «экое у вас тут произошло кири-ку-ку». Специалисты заработали, культурный обмен забурлил. Мы, конечно, мало что могли предложить, но оркестровые сюиты Баха очень заинтересовали ошарцев, особенно вторая (H-moll) и третяя (D-dur).
          Technology transfer прошло на высоте. И теперь у нас, как известно, всё хорошо и даже очень.