Об оценивании стихотворений

Любомир Великовяземский
Введение

Сразу предупреждаю: все нижесказанное – мое субъективное мнение. Конечно, не оригинальное – не претендую. Многое спорно. Спорьте! Данная тема затронута прежде всего для того, чтобы понять каковы должны быть мои произведения и систематизировать промежуточные итоги размышлений… Не буду приводить объемные примеры и старательно обсасывать выдвинутые тезисы, каждый из них в последствии может стать главой книги или чем-то большим.
Пишу в один присест, только то, что можно вместить в ночь работы.
Для тех, кто вник в «размышление: об оценивании прозы» прочтение оборачивается тестом на внимательность: «найди отличия».


Начало, которое может стать окончанием

Простейший способ оценить стихотворение – отнестись к нему, как к игре. Хочу играть – не хочу, интересно – не интересно, нужно – не нужно, знаю правила – не знаю, могу играть или не могу, лениво… Остальные эпитеты подберите сами.
Кого удовлетворил такой способ, тому читать дальше не обязательно.


О классификации составляющих

Все параметры, по которым оценивается стихотворение, можно сгруппировать по некоторым признакам.
1. Обязательные (без них бедненько получается) и излишние (для полноты ощущений неплохо, чтобы они были).
2. Умственные или логические (хотел обозвать интеллектуальными, но эта ипостась включает в себя духовность, – см. толковый словарь Ушакова) и духовные (скорее, внецерковный термин).
3. Условно объективные и необъективные  (с этими вроде все понятно).


Составляющие при оценивании
1. Мысль
А куда же без нее?! Может быть простой и не очень, избитой и свежей, развитой и брошенной на полпути, донесенной до читателя и запутавшейся в идиомах, явной и скрытой (нужное подчеркнуть). В зависимости от замысла, опытности и индивидуальных качеств автора набор свойств мысли – калейдоскоп. Стихотворение тем ценнее, чем больше идей на единицу объема текстовой информации.
Мысль – обязательный параметр, умственный и субъективный. Почему обязательный? Потому. Хоть простенькая, но должна быть. «Погода сегодня хорошая», «Люблю тебя, родная», «У меня чешется нога» - тоже мысли. Для мелкого стишка – нормально. Поэма же с такими идеями может войти в учебник по литературе в том случае, если дать взятку редактору или занять автору у Бога талант побольше (еще больше!). Умственный – потому что душой оценивать мысли у меня не получается. Мысль – понятие субъективное и связано с личностью  оценщика (не троньте автора!): глупый – не поймет, умный – перейдет вброд. Все остальные параметры прямо или косвенно зависят от мысли – идеи произведения.
2. Энергетичность
Можно сказать энергоемкость. Что это такое, понять сложно. Читаешь вещицу и заряжаешься, потом статикой всех бьешь. Из чего она складывается? Возможно, из сочетания знаков букв или звуковых ходов, или неожиданности танца мысли, или… Быть может это количество вложенной души? Кто умеет пользоваться рамкой или лозой – тому проще. Этот параметр не для тех, кто души не имеет. А параметр обязательный, духовный, субъективный.
3. Эмоциональность
Эмоции бывают разные… Мысль, изложенная без эмоций, лишает произведение художественности. Читайте/пишите рифмованные технические справочники.
Эмоциональность – параметр обязательный, духовный, субъективный.
4. Форма изложения
Русский язык – он и в Африке русский…
Параметр излишний (в совершенстве языком мало кто владеет; возможны ошибки из-за невнимательности и в угоду смыслу), умственный, субъективный (авторский знак – тоже знак).
5. Красота изложения
Великолепные/дебильные/ядовитые/отвратительные метафоры, сравнения и прочая дрянь всецело зависят от мысли.
Параметр обязательный, духовный, субъективный.
6. Сюжет
Развитие мысли – это тоже сюжет. Как можно оценить? По скорости разворачивания. По количеству единиц событий в объеме. Хорош тот сюжет, ход которого непредсказуем. Неожиданная развязка – ура!!!
Параметр обязательный (статичная обстановка несколько раздражает), умственный, субъективный.
7. Композиция
Расположение фигур на полотне стиха. Какие могут быть фигуры? Образы, мысли, возможно, строфы и… Желательно отсутствие пустых мест, если это не противоречит идее произведения.
Параметр обязательный, умственный, субъективный.
8. Метр
О ямбах, хореях, амфибрахиях, и прочих – распространяться не буду, вы можете почерпнуть эти знания из других источников. Метр напрямую связан с идеей и эмоциональностью произведения. Горящую эмоциями мысль лучше не записывать вялотекущим метром.
Параметр обязательный (исторически так сложилось, хотя возможны исключения), умственный и условно объективный (можно почти объективно сказать, насколько метр выдерживается или не выдерживается).
9. Рифма
Современных авторов казнили бы в девятнадцатом веке за некоторые рифмы. Корявая рифма говорит о недобросовестности творца. Стихотворение проиграет от сочетаний: грозы-козы-розы-слезы-… - если их употребление не продиктовано мыслью стихотворения. Также лучше упускать глагольные рифмы.
Рифма – параметр обязательный (опять же исторически, с оговорками), умственный (сопоставление звуковых комбинаций – работа для компьютера) и условно объективный.
10. Удобопонимаемость
Не понятно? Перечитайте еще раз десять – сто. Прояснилось? Если нет, то следует сделать вывод: «Либо я тупой, либо автор шифровальщик». Читается легче, когда не приходится извлекать смысл из витиеватости фраз и … Я говорю об удобопонимаемости применительно к правильно построенным предложениям.
Параметр излишний, умственный, субъективный.
11. Удобочитаемость
Если вы перевернете лист вверх ногами, – читать станет удобнее. Сложная структура фраз неудобочитаема. Слово следующего предложения в конце стихотворной строки – трещина в монолите.
Параметр излишний, умственный, субъективный.
12. Удобопроизносимость
Язык сломаешь. Читать удобно, но… А Клара у Карла украла кларнет. На дворе трава, на траве дрова. Произнесите сто раз и не запнитесь.
Параметр излишний, умственный (даже «Word» может подсказать), условно объективный.
13. Музыкальность
Для некоторых стихотворений я бы вводил музыкальные знаки: лиги, паузы, записывал бы перед строфой аллегро или… Буквы – ноты.
Параметр излишний, умственный, субъективный.
14. Украшательство
Выпендреж. Я еще и так могу: вот вам акростих/мезостих/телестих. И вот так! Смотрю из строк складывается Маринкин анфас. Идея – говно, рифмы хромают, но красиво.
Параметр излишний (многие составляющие в порядке – почему бы и нет, если мастерство позволяет), умственный, субъективный.
15. Новаторство
Свежие идеи – это хорошо. Хотя… Инициатива наказуема. К тому же, придумать таблицу умножения сложно. Она уже придумана.
Параметр излишний, умственный, субъективный.
16. Непохожесть
Трудно выйти из тени, отбрасываемой великими. Трудно обрести свое лицо (пускай дурацкое) и стать узнаваемым… Практически невозможно соригинальничать. Ничего. Прорвемся.
Параметр непохожести излишний, умственный (чем больше багаж знаний, тем труднее удивить), субъективный.
17. Аморальность
Моральные критерии изменяются: и я не тот, что прежде… Порнуху детям не покажешь. Из песни слов не выкинешь.
Параметр излишний, духовный (наверное, все-таки душой оценивается: если душу не воротит – морально), субъективный.


Итоги

Еще о многом хотелось бы сказать, но ночь заканчивается.
Для оценки стихотворений выявлено 17 параметров, которые можно расположить в трех (хотите – придумаю еще) классификационных группах.
Пользуйтесь!
1. По отношению к произведению
Обязательные: мысль, энергетичность, эмоциональность, красота изложения, сюжет, композиция, метр, рифма;
Излишние: форма изложения, удобопонимаемость, удобочитаемость, удобопроизносимость, музыкальность, украшательство, новаторство, непохожесть, аморальность.
2. По методу восприятия и обработки
Умственные: мысль, форма изложения, красота изложения, сюжет, композиция, метр, рифма, удобопонимаемость, удобочитаемость, удобопроизносимость, музыкальность, украшательство, новаторство, непохожесть;
Духовные: энергетичность, эмоциональность, аморальность.
3. По степени зависимости от личности критикующего субъекта
Условно объективные: метр, рифма, удобопроизносимость;
Субъективные: мысль, энергетичность, эмоциональность, форма изложения, красота изложения, сюжет, композиция, удобопонимаемость, удобочитаемость, музыкальность, украшательство, новаторство, непохожесть, аморальность.


Приложение

Понятия, приведенные выше, о взаимосвязи с миром и событиями в нем происходящими, ничего не говорят. Поэтому ввожу еще одну классификационную группу параллельную предыдущим. Итак!
4. По взаимодействию с миром
Зеркальность – почти реально отображающие действительность (зеркала могут быть кривыми, мутными…);
Удар – взламывающие черепные коробки и влияющие на ход событий;
Черная дыра – черти что и сбоку бантик.
Бонус! Еще одна параллельная классификационная группа.
5. По захвату социальных групп
Личностное – затрагивающее одну, две боевые единицы;
Семейное – интересное в рамках семьи;
Групповое – охватывающее социальную группу;
Массовое – интересное некой национальности;
Общечеловеческое – нужное подавляющей массе человеков.


Почти заключение

Еще один немаловажный фактор для стихотворений – время. Подразумевается плавучесть стихотворения. Быстротонущие стихотворения не котируются.


Заключение

А как оценивать? Да, как Бог на душу положит!