Творцы и творчихи новожиловой

Галина Щекина
Женская проза! - я намеренно  уважительно обозначаю это раскинувшееся  перед читателем поле. Многие презрительно называют его  ЖП, для  меня это  есть оскорбление. Всех,  кто выходит на  разговор, прошу  помнить: это не гетто. Такой  позиции  требуют не  амбиции  критика, а причастность к той же самой женской  прозе - раз,  и значительность написанного Еленой  Новожиловой - два.
http://www.proza.ru:8004/author.html?lenhen


http://www.proza.ru:8004/2002/08/22-93.
Знаете,  люди в подземных переходах  часто ломают нашу  доверчивсть и внмание к  нахохленными  комочкам.Потому что очень много порошаек, просителей, нищих и жуликов много на этом  свете. Сначала, приехав в  Москву, обычно  вздрагиваешь от  каждого  тонкого  голоса, от  каждого маленького  скрипача или певца. Но рассказ про Гавроша ломает  это равнодушие сразу и теперь снова будешь вздрагивать. Очень сильнодействующее  средство.Не знаю, как  сформулировать - тут  есть как бы и цинизм (кроме задницы есть и сердце) и прнзительность нехитрой  правды.
Именно  из  сердца, из забытой души идет твоческое необычное начало,  цитирую: "У гавроша есть ещё один недостаток, позанятнее. Мальчик не видит разницы между любовью за деньги и любовью просто так. Сейчас для его детского сознания всё едино". Поразительно:  пока мы  разглядываем мaленького  бродяжку, он валится  на  бок (умирает). Стороннее  эстетство убивает саму  жизнь... Мальчик-птичка  улетает на  небо.

http://www.proza.ru:8004/2002/09/02-75.
Рассказ чем-то перекликается с предыдущим, поскольку тоже - нищета и смерть, тоже - отблеск божественного в самом низменном. Но то, что в "Гавроше" сказано просто и емко, здесь длинно и очень болезненно. Рассказы о  сумасшедших давно не привлекают моего внимания, особенно если по  сюжету  это заранее известно и  обесценивает любую интригу.
Рассказ полон  всяких деталей и мелочей,  которые и составляют картину замусоренного мира героя и замусоренного его сознания.Несмотря на то что герой не врет и очень страдает, сочуствия он не  вызывает.  И здесь появляются вопросы  к автору - а зачем? а почему ?  А какой  был замысел? Ведь не может в  этой  истории  быть только одно  дно...
Однако  главное в рассказе "Поцелуй  ангела" даже не главный  герой, который под  давлением душевного заболевания постоянно ищет  смерти, а  его дикий приятель Рафаэль, который помимо безнадежной шизы  наделен редким даром  поэта. Что  его отделяет от людей - шиза или дар? Дело в том, что это загадка. Но если бы только шиза, так ведь  много таких, как он, ненормальных, да и сам рассказчик тоже ненормален. Но это же не мешает ему жить (даже  стремясь к  смерти).
В  Рафе перед смертью  блеснул божественный огонь, вот в  чем  дело,  вот  что  отличает его от прочих шизиков. Это сладко ранит героя.

http://www.proza.ru:8004/2003/12/05-88 -
повесть в  форме дневника, написанного хористкой, участницей  хора "Росинка". Здесь не просто описание  любви - безответной, сжигаеющей  душу. Здесь и попытка осознать себя  и свое бессилие перед  таким  испытанием.Никто не задумывался, как житьв горе? Мы  привыкли горе  избывать, переживать, выходить из его черной  воды, забывать его. Но у героини "Дневника"  нет такой  возможности, любовь  не разжимает клещи, несмотря ни на годы, ни на занятость предмета  воздыханий.
Читать эту  вещь довольно тяжело, как  тяжело  смотреть подряд два фильма с  плохим концом. Как  правильно выразилась бедная хористка, чаша  любви все  время пополняется, разъедая  тело, и  если не тратить содержимое, жить невыносимо. Но от человека не зависит, тратится  или нет  проклятая  любовь,  вот и не кончаются мучения.
Дневник  как  литературная  форма в  данном случае не дает  возможности гнуть  сюжет, менять композицию. Поэтому эта вещь выглядит  более  тяжеловесно, менее  читаемо,  чем,  скажем   "Афродита..." Но она  выразительна, как  может быть выразительна всего одна нота.
Подходов  типа: "страдала, зато как  пела!" - слава  богу, нет. Ибо  это  штамп, а Елена Новожилова через  своих  героев и героинь мыслит  ярко и нестандартно.

http://www.proza.ru:8004/2003/01/20-90
Творческий  трепет  исходит от творцов и творчих писательницы  Новожиловой вовсе не потому. Что это связано с  их профессией. Ладно - поэт, ладно, хористка, но естьи  еще пример - студентки медучилища. Однако и  они не чужды душевных взлетов, несмотря на  брезгливость к "грязной" профессии. Потому что в  центре повествования  любовь к  учителю  литературы.
Подлинное,  иногда  некрасивое, но  пылкое  ощущение  жадности  жизни сквозит через сумбур этих  медицинских  откровений. Иак  или  иначе, но  люди становятся взрослыми, давай  им  напутствия или не  давай. Честен, ой как честен этот рассказ! Он  скорей не напутствие, а  откровение грустной подруги с  сигареткой. И неважное  что Новожилова будет писать - рассказы или повести, но сладко сознавать - она не обмынываетет читателя, так и впредь не  обманет.Даже если придется  прибегнуть к торакальной хирургии...
Такой иеткий  образ  расрывания  перед  читатлем  грудной  клетки  запоминаеися  слету.

И  самый главный праздник, - то,  что я узнала героиню  Е. Новожиловой в http://www.proza.ru:8004/2004/03/12-116,
начинающую художницу Нэлли Павленко и то,что  она немного нелепая - поможет  ее не забыть. В героине  все  по-человечески неправильно - и брошеный, хотя и любимый  мужчина, и несправедливый голод, и подавляемая  чувственность и жажда  сотворить стоящее. Тут показана  механика твочества  столь родная  моему  читательско-писательскому сердцу. "Феминизмов" особых  нет: один и другой мужчина жестоки и глухи но  все же  еще  один добр и поит пивом.
То есть в  мире  есть равновесие и Нэлли Павленко его  улавливает. И не  только  улавливает, но еще и материализует  его в своей  картине. Поэтому  картина, рождаемая мучительно, во сне и наяву, просто становится  частьью  жизни. Нэлли пишет  так, как  учили -  от общему к  деталям: сначала торс.
Картина, живущая  без лица, не дает  покоя,  новый год проходит не на  вечеринке, а напротив безликой Афродиты с  бокалом в руке ("хреновый  из меня  Пигмалион").Но вот снится  милое лицо "с  падающими глазами", с  феньками в  волосах - и все  становится на  место.
Только две вещи мне не понравились:  это когда она уходит в загул (слово  шлюха,сказанное героиней в  свой  адрес,  больше обидело меня,  чем ее) и еще  потерянный  шанс купли картины. Неужели  все рухнет только из-за того, что в  училище  каникулы? И у нее рухнет  вера в  себя? Но даже  если  этот  шанс и не рухнул, то  прописано  это плохо. Бритоголовый, его  скепсис, открытка из  училища - это  лишь
второстепенные  детали, которые  жизнеподобны, но слишком  важны для  художницы, чтоб бросить их походя.
А загул немного дико  выглядит для женщины,  которая бунтует против  любимого, отсекая все, что мешает заниматься творчеством, но в то же время так безалаберно тратит обретенную дорогой ценой свободу.
Язык Новожиловой  - естественный, образный, неторопливый, незагруженный сленгом, дающий возможность заглянуть в душу героини. Она, конечно, не  избегает грубых  слов, эта  Афродита  сегодня, (не  из  Возрождения), но к  самоанализу  вполне  склонна.
Глубокая  натура. Жаль даже расставаться.
Герои и героини  Новожиловой покоряют тем, что они живые. Тем  что творческие, уникальные люди - от бомжа до настоящего  художника (включая  автора). Тем и и интересны будут самому разному читателю. Как радостно выразился мой  коллега по  перу: "Меня от творческой  дамочки не  стошнило!" :))
Елене Новожиловой  подвластны малые и большие  формы  прозы. И ее  первые  шаги на  Прозе.Ру  весьма  обещающи.