Семейная хроника в женской прозе-1

Галина Щекина
СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА В ЖЕНСКОЙ  ПРОЗЕ (апрель-май2004)– старомодно-прелестный жанр, описывающий жизнь героя и его близких. «Загнанный в туннель иронии  современный человек ищет свой вечный двигатель чувств - и находит!» Ярче всех описывает жизнь семьи Людмила Улицкая, а Улицкая ой не одинока.

СОКОЛОВА ЕКАТЕРИНА в своей повести [http://www.proza.ru:8004/2004/05/22-25] «Второй брак» охватила почти три  поколения. Автору удалось сохранить налет, оставленный временем. Психоз тех лет. Когда родственник еврей был угрозой жизни. Директора Цветмета, члены партии, машины и распределители… Но главное наверно в людях. Поразительно много подлых людей, и это часто мужчины. Женщины в этой истории показаны жертвами. Это не просто налет времени, это дорогие мои, глубоко укорененный в сознании гендерный штамп, причем не только в сознании мужчины, но и в сознании женщины. Строки из повести, где муж бьет жену, обзывает сукой и бросает тарелки со свежим борщом в раковину, читать очень трудно. Я с удовольствием буду ссылаться на эту вещь при написании статей на гендерную тему.
«Заслужить надо» (первая версия  заглавия) свое счастье, так считает Екатерина, но почему Дарья и Зоя не заслужили эти мучения и тем не менее долго их сносили? Чем они виноваты? Почему они сами не понимали, что провоцируют своих мучителей?
Событийная канва повести перегружена. Событий столько, что перестаешь замечать лица. Есть необязательные персонажи. Сцены любви поданы оригинально: «она не могла заснуть от поцелуев, рассыпанных по телу». Если говорить о женском романе не в плохом, а в хорошем смысле – это вот Екатерина Соколова. Хотя в художественном плане это слабоватая вещь, зато сильная в историческом.  Возможно, автор молод, тогда   тем более похвальна эта масшабная работа.
В хорошем смысле вырывается из общего ряда ИНАНА (inana), [http://www.proza.ru:8004/2004/04/01-149] "Дочь курда". Хорош, хотя и сильно заидеализирован образ женщины, через которую прошли войны и разломы эпохи, а она «все еще хороша». Это счастливая женщина современного мира, как бы цепко ее не держали предрассудки – и расовые, и семейные. Хотя я лично назвала бы это «Анаит» – по имени героини. И пока она едет родниться со своим стертым из памяти отцом, ее сын бросается в самое пекло. Сердце Анаит сжимается, а в это время она слышит слова: «Лучше плакать, провожая сына с оружием на войну, чем плакать, видя, как изуверы насилуют твою дочь у тебя на глазах»… Вот уже где не знаешь, ЧТО лучше!
Хорошо написан скелет повести. Это могла быть повесть! - но по имеющемуся тексту это верней всего, набросок, художественная сторона не очень-то прописана. Ведь все здесь зависит от автора, и, если он считает вещь готовой, так не стоит и возмущаться. Но я пожелала бы прописать характеры, да и мелкие эпизоды по дороге очень бы оживили действие. А то как будто нет никакой среды - ни природы, ни людей вокруг, все подвешено, а ведь оно живое. Повествование может стать богаче, если добавить мелочи, детали. Надо стараться чтобы не было похоже на индийскую мелодраму, а пока есть некоторые черты и они бросаются в глаза.
Откуда берутся несчастливые семьи? Из несчастливой или плохо воспитанной юной поросли. Из их изломанных представлений. К этому же «семейному» ряду я отношу те произведения, которые описывают создание семьи. Инстинкт продолжения рода – это все же инстинкт, а люди чаще всего делают этот шаг сознательно. Причем окружающие им усердно помогают.
«Записки бесплатной свахи»  (автор ПРОСТО МАША) - это грустная история девочки, заигравшейся в плохие игры. Удачно свела в мужчиной одну, другую подругу – ну и вообразила, что ей все позволено. Ну, что? Можно бы с героини снять штаны да выпороть. Да жаль ее! – Наказана. За  самоуправство, за эфемерную власть над чужими судьбами придется платить тяжелую плату: скрип кровати, на которой любимый героини спит с другой, теперь уже не прекратится никогда. Идея рассказа немного надуманная. Но что поделать, не указывать же автору, о чем писать, ведь текст уже реально существует… «Записки бесплатной свахи»  - хороший сюжет для сериала! Можно смело писать 200 серий. Характер главной героини сразу ощущается (у других не очень, подруги вообще среднестатистические хамки). К автору: Просто Маша! Обратите внимание на мотивацию, ведь сваха сама себя свела с ума. Что она за старуха в 16 лет?:)) Кстати, возраст не очень убедителен, по поведению героине должно гораздо больше...
Бесплатная сваха в наш меркантильный век не убеждает. Размышляя над историей свахи, пожертвовавшей своим счастьем неизвестно ради чего? – ради профессиональной репутации? – бред! - приходишь в полное замешательство. Ей нравилась власть над людьми: «Почему люди похожи на стадо овец?!» Ей нравилось быть деловой и сильной. А в результате – горе одно. Есть мелкие детали, которые портят общую картину, например, «его глаза цвета кофе с молоком» - белые, что-ли? Ну и вкус у девчонки. А в целом - любопытный очерк женского характера! Еще один «голос юной поросли». На фоне неправдоподобной семейной идиллии разворачивается действие короткой повести ТРУФАНОВОЙ ОЛЬГИ "Ох уж эти старшие сестры!" [http://www.proza.ru:8004/2004/04/11-86]
У младшей Мэри Энн куча проблем с подругами и старшей сестрой Тиффани, но все эти проблемы рассыпаются в пыль благодаря родительским заботам. Мать вроде работает, но когда дочке плохо или она промокла от дождя, мать тащит ей горячий шоколад и всегда поговорит оп душам. Отец великодушно дарит дочке на 16 лет автомобиль, и позволяет матери тратит деньги на шумные праздники типа Дня Благодарения. Рай?
Сказка да и только! Только сестра Тиффани ведет себя подло, да и то раскаивается - хэппи в энде. Повесть имеет непередаваемо западный стиль и дух, явственно влияние ТВ. Иногда это смешно, ведь повествование ведется от лица13-летней девчонки, которая вдруг ни с того, ни с сего начинает взахлеб хвалить методику преподавания иностранного языка или нежится у камина с книгой. Больно уж рассудительна эта свистушка, не по годам. Однако язык, стиль и жанр здесь полностью созвучны друг другу. Одно лишь хочу пожелать автору: помните, что у героев должны быть недостатки :))
Условно(по тематике) к юной поросли можно отнести и такое.
Есть в женской прозе произведения, которые перечеркивают саму возможность существования семьи. Да, история, изложенная МОНИК в повести "И наступит завтра" ? - очень драматичная, и написано искренне, но, хотя смерть любви требует к себе уважения, автор перебарщивает с эмоциями.
Разлука c ним, любимым - разрушение. Но не до такой же степени, как рисует Моник! Ведь не мной придумано, что эффект написанного не зависит от степени экзальтации автора. Крики рвутся из самой глубины сердца, но сердца читателя достигают не всегда. Пусть это жестоко, но неудачи и депрессия заразительны. Читаешь - и жить сама не хочешь. Поэтому эту прозу можно читать не всем, а только очень устойчивым натурам. Невестам не читать вовсе! Чисто по-человечески могу понять состояние человека,
который испытывает боль, хочется помочь, утешить. Удержать на краю моста и сказать - не плачьте, это временно. Девушки, похожие на героиню "И наступит…",
обычно не выходят замуж никогда. Особая заслуга влюбленного не в том, чтобы прожить без печали, а в том, чтобы уметь выбираться из нее... Жить в печали, распаляя себя - это дорогие мои, позиция садомазохиста. А при такой ситуации наступит ли то самое завтра, о котором заявлено в заглавии? Хотелось бы верить... Да не верится. Проза слишком сентиментальна, хотя не лишена ярких описаний. Моник, выжмите все слезы из текста и "просушите" его на балконе.
Другой пример, совсем уже убийственный - это «История Риты» ЕЛЕНЫ КУРИЛОВОЙ
[http://www.proza.ru:8004/2004/04/22-119 ]. Это не семейная хроника, это хроника сумасшествия. Сначала журналистка Рита Понка, немножко злобная от безответной любви  к женатому мужчине, желает отмщения и мысленно посылает смерть всему миру. У нее получается. Но она и дальше бесится, и в конечном счете, наширявшись наркотиком, пускается во всем тяжкие, вплоть до сожительства с вампирами. Честное слово, такого ужаса за несколько лет на прозе не видывала. А ведь такое хорошее реалистическое и умное начало! Елене Куриловой предлагаю мне написать, если что непонятно. Изломанная и депрессивная вещь Алекс Черновой «Литургия безумия» - это, пожалуй, можно читать только наркоманам, но не нормальным людям. Слишком страшно и пользы никакой. Полностью двойник  упомянутой «Истории  Риты». Потерянные для жизни героини… Потерянное читателем  время…
Хвалебной песнью семейному очагу можно считать «Дом, где встречались мы.... [http://www.proza.ru:8004/2004/03/16-121] – написала ХИТРАЯ ЛИСА  (Анита Покровская?)…Дружба двух сестер Ани и Лины искренняя и непритворная.
Остроумный прием - шкатулка становится ключом ко времени. Воспоминания молодят и сближают героинь, все похоже на фильм Бергмана, где сюжет не важен. Есть что-то человечное, доброе, побеждающее время… Одобряю эту вещь за тот замысел, который мог бы стать фильмом.
«Все несчастливые семьи несчастливы по-своему». О, тупики семейной жизни возникают у людей живущих вместе, слишком часто. Семейные тупики – это типичное явление. Но в неоконченной повести «Терентий» (DIAWARА) -[http://www.proza.ru:8004/2004/03/31-47] уж больно все нетипично.
Парочка супругов ведет себя непредсказуемо. Оба хотят приключения, но оба занимаются позерством. Если друг друга жаждут и сблизились - зачем пить и заниматься суицидом? Почему дергаются? Потому что чувство? Но если пришло чувство, то откуда заклинания "никому не нужна"? Влюбленные люди обычно больше думают друг о друге, нежели о смерти. Подростки какие-то. Точно, это  еще не семья, а ее черновик. Самоучитель для новобрачных: как нельзя жить…
Что-то не сходится. Еще деталь - мысли Терентия почему-то внезапно вклиниваются в мысли Эрики (сокращение Эра не нравится ) и происходит жуткая путаница.
Постельная сцена недурна, одно смущает: после интеллектуального стиля повествования вдруг начинаются "трусики". Это авторский прокол. К чему эти подробности - где у кого что потекло, ведь для нас в этот момент важно, что они чувствуют, а не что на них надето, тут даже невинные трусы могут покоробить и погубить момент.
Диавара - если ее вопрос в заголовке адресован читателю,
то ответ будет положительный. В конце концов, интересно, что эти чудаки выкинут… Если живы останутся…
Тупик невстречи - тем более, когда люди несчастливы вдвоем – изящно описан в рассказе СТИНЫ ЛАК «Шведский муж» [http://www.proza.ru:8004/2004/03/21-63]
Печально едкая и отлично написанная история! К тому же необычная. Часто пишут, что иностранцы чудо, а русские дрянь. Здесь все наоборот. Есть несомненная правда характеров, даже среди моих знакомых найдется по крайней мере три человека, живописующих как на них действует ...мочегонное. А ведь женщина при всей ее телесности существо романтическое. Любит глазами и ушами, поэтому ей трудно выдержать такое. Но человек, которые ее "достает" - не выглядит ужасным, он просто такой и все. Стиль изложения очень сухой. Однако наличие сухого стиля - само по себе высокий уровень.
Очень стильное произведение у АЛИСЫ ВУД - «Как в песок»
[http://www.proza.ru:8004/2004/03/30-129]
Читать его дискомфортно: автор как бы женщина, а изложено все от мужского лица. Это очень мешает. Кроме того, основной и не понимаемый мною слой – музыкальный, почти все важные повороты сюжета и основные ощущения героя подкреплены конкретной музыкой, причем американской (откуда у меня неприязнь к американской музыке? От мужа - поклонника европейского рока). Читатель, если он не знаток Брюса Спрингстина или Мелвина Тейлора, ничего не поймет. Считаю, что поэзия и ласка должны быть в самом тексте, а не в ссылках. Независимо ни от каких подпорок… Впрочем, этот стиль очень распространен – что-то типа субъективного мелоисторизма, я много встречала подобных текстов, и они по-своему ценны, конечно.
Самое главное: действие идет на фоне скандальной семейной жизни Тода, когда к нему приезжает старый друг Спайдер. Кликухи, данные героям в юности, очень задержали их в прошлом. Да и Спайдер, поломанный какой-то аварией, входит не только в семью Тода и Светки, но также и в семью Светки-Тода-Вики, т.к. эти герои очень связаны друг с другом и давно живут отдельным семейным кланом… Он станет их родней по-настоящему. Забудет все свое горе, ибо семья, даже тройственная – это настоящее убежище от одиночества и тоски.
Буду очень тронута, если читатель заметит и оценит в высшей степени семейную, мудрую и человечную повесть КАШЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ «Рассмешить бога» [http://www.proza.ru:8004/2004/04/22-97]
Заголовок в переводе на русский означает: рассмешить бога – это построить планы. Планы героини Светы рухнули! Муж после травмы ничего не помнит, и она начинает узнавать и любить его заново. Но именно в этот момент  он узнает о дочке-калеке и первой жене – и уходит туда. Ужас, конечно. Как говорится, вывернулась женщина наизнанку, пережила несколько его измен, полное унижение и поборола свой негатив. И напрасно. Бывает, что после такого возникает озлобление и ненависть, и как умудрилась героиня избежать этого – просто загадка. Повесть оставляет доброе, любовное, даже оптимистичное чувство, хотя написана простым, даже слишком простым языком. Молодец Кашева Елена.
«Грешный ангел» ГАЛИНЫ ВОСТОКОВОЙ - неторопливо -церемонная, почти безмятежная повесть. Безусловно дамский старинный роман в лучшей его форме, с уютной стилизацией под старину, подробный, обстоятельный. Множество описаний тканей, предметов быта оживляет перед читателем картину далекого прошлого. Образы женщин поданы довольно ярко, сдержанная грустная Симонетта и эмоциональная страстная Лена. Лучшее здесь - сцены работы Сандро над своими полотнами. Точно вьявь ощущаешь затекшие кисти рук позирующей Симонетты и чувственный туман, заволокший горячую голову художника. То есть, тут как бы два слоя одного союза, суть семейного, то есть связывающего людей навсегда. И сия тайна велика есть - что есть плотская любовь, и что есть платоническое чувство, рождающее такие шедевры. Меня всегда привлекала проза о художниках, и я очень бы одобрила эту вещь за попытку назвать неназываемое – источник Вдохновения. Именно таким важным источником женской прозы является семейная хроника.
Совершенно  уникальна в  этом  смысле ТАТЬЯНА  СОПИНА, взявшаяся описывать биографию своего мужа,  недавно покинувшего мир поэта Михаила  Сопина. ЛУНИЙ ГЛАЗ -
это о нем [http://www.proza.ru:8004/2004/06/22-18] 
Документальность  дат и  имен  только повышают значимость ее труда,  скромно оставляющего в тени  фигуру  самого автора. Читая рассказ о зарождении любви между  ними, сталкиваешься с  материализацией идей  шестидесятых годов.  Тогда  много не говорили о касаниях, биении крови, о постельных откровенных сценах, все это было тайной. Они были разные: городская наивная  девушка – и зек со страшной  биографией. А главное, что сближало их  - это его стихи, неверные  мостики слов, которые она  правила, а он  снова и снова  выплакивал, выдыхал, не мог иначе. И она, получается, не только мать его  детей, но и  мать его стихов.  Поэтому «Луний  глаз» - с одной стороны, документальная  вещь, а  с другой – поэтическая. Сам образ этого глаза среди  туч – символ тревоги и страдания, в котором  чудится любовь. Суровая, как  комок в  горле, но  любовь.
Поразительную картину семейной жизни я обнаружила в прозе АННЫ КОЗЛОВОЙ. Начнем с рассказа «Любовь» [http://www.proza.ru:8004/2004/02/20-114]
В этой семье каждый человек нелеп и одинок беспредельно. Семьей это можно назвать только по недоразумению. Отец вечно разъяренный подкабучник, и мать, рассеянная идиотка, пытаются беседовать о литературе, не слушая друг друга, кухарка переполнена половыми соками, а дочка Таисия пишет первое любовное письмо. Как это дико и как правдиво. Думаю, в лице Анны Козловой мы открываем поразительного писателя, чей дар зиждется на реализме, граничащем с сюрреализмом. Такая модель семьи типична, но описание как раз очень нетипично.
Второй пример – рассказ «Дубленка» [http://www.proza.ru:8004/2004/03/03-43]   Тут я нарушаю свое собственное правило и отделаюсь чужой рецензией: «Очень интересная вещь, динамичная, наполненная, вроде бы о ерунде, а как захватывает. Прозе повезло, вы сильный автор.<Дочь Императора>»
Теперь цитата из самой Козловой: «Как замедленные темные мухи они метались в пустом рукаве коридора. Он бил ее, прощал, от злобы она тоже его ударила – злобный кулачок бросился в щеку, и кожа затрещала, как разрезаемый кочан. Он уходил, и она, раскромсанная, бежала босиком по шершавому асфальту. Потом примирились окончательно. Еще выпили и легли...» Просто классно написано - возмущаешься, а тебя помимо воли притягивает. Сарказм Козловой мною принят. Понятие семьи действительно девальвировано. Но автор не толчет воду в ступе, идет дальше и взметает пламень иронии. И, наконец повесть, отрывок которой - «Роды»
[http://www.proza.ru:8004/2004/03/01-91]. Об этой вещи говорю как писатель, жена и мать троих детей. Меня обычно оскорбляет физиология, но здесь она к месту.
Высокие чувства, "и она склонилась над ним, нежно гладя" и прочий фурфурол будет потом. А прежде надо родить, и ничего не поделаешь, пережить этот ужас, чтобы потом было счастье. Героиня молодец, ее подруга Люба тоже. Хотя анестезия очень  вредит ребенку! То есть в семье именно так - через страдания к счастью. Ничего не поделаешь, эта истина не декларируется, но вытекает логически из этой великолепной прозы. И Анна Козлова молодец. И прямом смысле, и в переносном.
Теперь попытка подытожить прочитанное. Семейные хроники на Прозе. Ру дают нам весь спектр семейных историй и отношений, которые из этого выросли. Здесь и полное неумение женщины (или мужчины) любить, уступать, здесь и бесконечные поиски своей половины, и стремление друг друга калечить, здесь и прощение, и почти божественное понимание друг друга. Разные творческие манеры, разные интонации  от дневниковых и насмешливых   до исповедально-песенных позволяют сказать, что  именно женскому перу такие сложные проблемы подвластны.