Летчик, покоривший экран

Сергей Хазов
   Наверняка каждый из нас знаком с Владимиром Гуляевым. Даже человек, плохо разбирающийся в кино, сразу вспомнит хулиганистого водителя Журченко из фильма «Весна на Заречной улице», обаятельного, с чуть хладнокровным взглядом, милиционера Володю из «Бриллиантовой руки». Помните монолог Семена Семеновича Горбункова и милиционера Володи в салоне автомобиля? Семен Семенович (Юрий Никулин) высунулся из окна Волги-21, и увидел за рулем соседнего автомобиля двойника Володи. Тут же он повернулся в сторону Володи-первого. Как бы недоумевая. И тут Володя (Гуляев) говорит Семену Семеновичу: «Так надо!».

   Владимиру Гуляеву доставались в кино небольшие роли. Но даже в них он мог отразить столько, сколько порой не удавалось выразить в более многословных, главных ролях его коллегам.

   Валерий Павлюкевич, работавший в 70-е годы в Бюро пропаганды советского киноискусства в Куйбышеве (Самаре) очень интересно рассказывал о Владимире Гуляеве. Валерию посчастливилось работать вместе с Владимиром Леонидовичем на творческих встречах со зрителями. Гуляев во время приезда в Самару попросил встречавших его работников бюро кинопроката устроить ему экскурсию на авиационный завод. Выяснилось, что Владимир Леонидович в годы войны был летчиком, летал на легендарных штурмовиках Ил-2. Которые в годы войны делали именно в Куйбышеве. Проверяя эту информацию, решил побродить по военно-историческим сайтам интернета. И вот, удача: на сайте «Военная литература» обнаружил информацию о Владимире Гуляеве. Привожу ее полностью.

   «Владимир Гуляев родился 30 октября 1924 г. в Свердловске. В 1942 году, в 17 лет, Владимир был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. К осени 1942 г. Гуляев, закончив программу обучения, уже приступил к самостоятельным полётам на СБ. Через месяц-полтора ему предстояло получить звание сержанта и отправиться в часть, на фронт. Однако пришлось переучиваться (или, скажем так, доучиваться) на пилота-штурмовика. Гуляев переучился хорошо - закончил авиашколу младшим лейтенантом. После училища выпускники неделю провели на пункте сбора летно-технического состава, а потом отправились на фронт - 6 ноября 1943 года, прямо с Красной площади.  18-летний «младшой» лейтенант попал сперва в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем В.Л.Гуляев воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов. Вот как Владимир Гуляев описывает свои будни:

   «.. Едва я успел перевести свой самолет в пике, как заметил, что с автомашины, стоящей на дороге, тянутся ко мне зловещие эрликоновские трассы. Доворачиваю самолет и ловлю в прицел точку, откуда рождаются эти извивающиеся огненные щупальца. Нажимаю на гашетки, и, сорвавшись с плоскостей, трассы моих пушек и пулеметов, переплетаясь с вражьими, потоками движутся навстречу друг другу, образуя в небе фантастический, колышущийся огненный мост. Кажется, что трассы, летящие с земли, нацелены в мой прищуренный глаз, которым я ловлю автомашину в перекрестие прицела. Нескончаемыми молниями они сверкают то слева от кабины, то над правой плоскостью, то прямо над головой! Даже не понятно, как еще ни один снаряд не заденет за крыло или кабину? Сжавшись в комок, иду в лобовую атаку. Четыре вражеских ствола бьют по тебе, и ты ведешь свой самолет прямо «в лоб» на эти трассы. И весь вопрос в том, кто в кого раньше попадет! Или они в самолет, или ты в их автомашину с установкой скорострельных пушек. Так продолжается несколько долгих секунд. И вдруг я вижу, как вспыхнула автомашина. И сразу огненный поток захлебнулся, иссяк. Но выпущенные до этого эрликонами снаряды еще летят в меня, они еще могут совершить непоправимое. Однако теперь уже можно отвалить, изменив направление полета. Резко выхожу из пикирования. Последний обрывок трасс пролетает уже ниже моего самолета».

   Владимир переболел малярией, потом был ранен, некоторое время летал пилотом звена управления. А затем, частично уговорив, а частично обманув врачей, вернулся в строй. Командование приказало не давать Гуляеву больше вылета в день. Уже через неделю Владимир летал на штурмовку как все - по 3-4 боевых вылета.

   24 июня 1945 года лейтенант Гуляев снова прошел по Красной площади, вместе с сотнями соотечественников, победителей. Участие в Параде Победы с тех пор для него стало, по его словам, самым главным событием в жизни.

   После войны Владимир Леонидович поступил во ВГИК, учился на курсе Михаила Ромма и Сергея Юткевича, в 1951 г. окончил институт и устроился в Театр-студию киноактёра. В 1976 г. получил звание заслуженного артиста РСФСР. Снялся во многих ролях, но всё же ролей было меньше, чем боевых вылетов. В основном, конечно, это были небольшие, не главные роли - как уже упоминавшаяся роль Володи (тёзки) в «Бриллиантовой руке». Впрочем, и на войне далеко не все были Героями Советского Союза, асами и генералами. Наши благодарность и уважение от чинов и званий не зависят.

   По воспоминаниям Валерия Павлюкевича, Владимир Гуляев был очень прост в общении – во время многочисленных встреч со зрителями, проходившими во Дворцах культуры Самары и Самарской области, он охотно отвечал на многочисленные расспросы. Так, например, рассказал, что песня, которую исполнял его герой Журченко – самовлюбленный пошляк из фильма «Весна на Заречной улице» родилась экспромтом. Подобные куплеты Владимир слышал до войны в родном дворе. А саккомпанировал Гуляеву на гитаре широко известный ныне режиссер Петр Тодоровский, который работал оператором-постановщиком на картине «Весна на Заречной улице». Владимир Гуляев был жизнерадостным человеком. Гуляев не стеснялся выступать на встречах со зрителями в самых отдаленных клубах и Домах культуры. Там, куда часто отказывались приезжать его более именитые коллеги. Гуляев любил простых людей, любил своих зрителей. И те отвечали ему взаимностью. Высокого роста, элегантный и подтянутый (сказывалась военная выправка) Владимир Леонидович мгновенно располагал к себе зрительный зал. Пока крутили ролики с отрывками из картин, в которых он снимался, Гуляев рассказывал о съемках. Не просто механически повторяя текст выступления, а внося в него эмоциональные оттенки. Каждую встречу со зрителями Гуляев вел по-новому. Любил пошутить, рассказать анекдот. Все это добавляло сердечности в процесс общения. Для зрителей к концу творческого вечера он был не приезжей знаменитостью, а близким другом, с которым не хотелось расставаться. Уж очень интересно рассказывал он о себе и своих друзьях Николае Рыбникове, Юрии Никулине, Юрии Белове. Те, кому посчастливилось лично общаться с Владимиром Леонидовичем, замечают, что от него исходило колоссальное обаяние и положительная энергетика. А еще он был автомобилистом. Самозабвенно увлекался автоделом, очень любил возиться с машинами. Тяга к технике осталась у Гуляева еще с войны. Ему, бывшему летчику, нравилась скорость, нравилось ощущение руля в руках, ощущение, когда машина подчиняется человеку. Не потому ли в кино его герои так легко управляются с автомобилями? Тот же Журченко, милиционер Володя, или таксист из фильма «Выстрел в спину».

   Несмотря на увлеченность кино, Владимир Гуляев не мог забыть ту войну, на которой он оказался совсем молодым юношей. Владимир Леонидович написал книгу воспоминаний о войне «В воздухе «Илы»». Ее главный герой – молодой лейтенант авиации Ладыгин. Но, прочтя книгу, сразу угадываешь в Ладыгине самого Владимира Леонидовича.

   Владимир Гуляев умер осенью 1997 года. Последние годы он не снимался в кино. Но Гуляеву продолжали звонить друзья из разных городов России. Говорили добрые слова, интересовались его жизнью, вспоминали времена расцвета советского кино, когда Владимир Леонидович не мог пройти по улице без того, чтобы кто-нибудь не узнал в нем любимого киногероя.