11. Шляпа

Сергей Станиловский
История одинадцатая

«Шляпа»

Учился у нас в институте один студент. Звали его Ваня. Вообще-то, на самом деле он был Андрей, но все обращались к нему почему-то Ваня. И он так свыкся с этим что уже и сам забыл, как его зовут на самом деле, и представлялся всем своим новым именем, а старое не упоминал вовсе.
Так вот, Ваня очень любил анекдоты. Был у него один, любимый, который он рассказывал всем при каждом удобном случае. Звучал он так:
- Купил мужик шляпу, а она ему как раз.
Выслушавшие анекдот и получившие, таким образом, причитающуюся им дозу юмора, неизменно пожимали плечами и спрашивали:
- Ну?
Ваня снисходительно пояснял:
- На что шляпу надевают?
- На голову.
-Ну? - с победоносным видом Ваня смотрел на собеседника.
- Что? - не понимал тот.
- Дошло?
- Нет.
Ваня снова нетерпеливо повторял анекдот:
- Ну, купил мужик шляпу.
- Ну? - подбадривал его собеседник. - Дальше!
- А она ему как раз. Как раз, понимаешь? Как раз она ему!
- Ну и что?
- Ну на что шляпу надевают?
- На голову.
- Ну?
- Что?
Видя, что разговор сворачивает на 2-ой круг, Ваня безнадежно махал рукой и отходил, оставляя собеседника в некотором недоумении, что же, все-таки, он имел в виду.
Однажды Ване самому посчастливилось стать героем своей любимой истории.
В молодые годы он был не чужд некоторого франстовства и старался, по возможности, одеваться стильно. Однажды он вырядился в длинный плащ и широкополую элегантную шляпу зеленого цвета в стиле ретро, своим фасоном олицетворяющую моду 30-х годов.
Где, в каких недрах бабушкиного гардероба отыскал он сей раритет, Ваня нам не сказал. Он справедливо полагал, что его шляпа, по-своему, уникальна, что такого фасона нигде на улице не встретишь, а значит, одет он вполне оригинально, и ... просчитался.
На одной из станций метро в поезд, в котором мы ехали, вошел бедно одетый, древний старичок. Наряд его точь в точь копировал  Ванин гардероб (в т.ч.  и Ванину гордость - его стильную шляпу), с той только разницей, что и плащ, и бывший некогда, 50 лет назад, модным головной убор были до невозможности рваные и грязные.
Видимо, у старичка, вследствие бедности, просто не было другой одежды, и он продолжал носить ее, не снимая, с тех самых пор, когда она была куплена. Контраст при полной схожести фасона, тем не менее, был разителен. Ваня с достоинством оглядел наряд старичка, в т.ч. и его шляпу с вытертыми полями.
- Вот чучело, - процедил он сквозь зубы.
Мы прыснули со смеху.
Больше ни в плаще, ни в его замечательной шляпе мы Ваню не видели - он стал одеваться, как и большинство из нас, в куртку и джинсы. В дальнейшем он и вовсе охладел к одежде, предоставив следование моде молоденьким девушкам, как, впрочем, и их мамашам, ибо всем известно, что дамское увлечение нарядами не имеет возраста.
                ***
Только, спустя много лет загадочный Ванин анекдот про шляпу обрел смысл в устах моего младшего сына Степы (Устами младенца...?). Он случайно услышал этот анекдот и сказал:
- А я думал, эта история про Боярского.
- Почему про Боярского? - удивились мы.
- Ну, как же: купил Боярский шляпу, а она ему как раз!

                22.06.03 г.