Рецензия фильма Водитель для Веры

Мария Кириллова
Рецензия фильма "Водитель для Веры"
Шестидесятые годы. Гибель экипажа затонувшего черноморского военного судна (подлодки) несколько лет назад происходит под молчаливое непротивление приказу тогдашнего полковника госбезопасности. Пролить свет на правду тех событий может лишь желтая папка-путешественница, ставшая отчасти виновницей всех странствий и невероятных приключений, свидетелями которых станут зрители по ходу фильма «Водитель для Веры». Все вертится вокруг благополучия, личных и государственных интересов и развлечений героев. То есть каждый играет свою роль – кто развлекается, кто вылавливает выгоду из малейших послаблений вышепоставленных лиц, кто исправно делает свою работу.

Самое первое впечатление от встречи Веры и водителя – избалованная кукла и симпатяга - сержант. Но позже следишь за ходом фильма, в котором все переворачивается с ног на голову, что просто сидишь и ждешь новых препятствий и неожиданностей. Сюжет так закручен, что не успел зритель опомниться от предыдущей сцены, как ему быстренько нужно осмысливать сейжечасно-происходящее, и так до самого финала.

Красочно выписан образ сержанта - водителя (Игорь Петренко). Приятная внешность и открытая улыбка обезоруживают дамочек - зрительниц с начала просмотра, и далее им предстоит отслеживать нюансы его характера, подрезая маникюрными ножницами плюсы и минусы по их усмотрению. Лично меня не оставил равнодушной момент подсаживания героини его сильными мужскими руками на каменный заборчик психбольницы.

Дочь генерала Серова, Вера (Алена Бабенко) - смесь детской непосредственности и язвительного «оторви и брось». Грубая генеральская дочка росла в доме, полном «обслуги». Отцовского внимания ей должно было хватить сполна, чтобы вырасти благодарной и неиспорченной девушкой. Воспоминания о матери Вера хранит где-то в глубине души, выделив под них уютный кусочек своего сердца. В самые безысходные моменты своей жизни образ мамы является для нее своеобразным мерилом нравственности, она верит Виктору, когда он клянется именем матери в том, что между ним и смазливой служанкой Лидой, ничего нет. В сущности, Вера одинока, как ребенок, лишенный матери, и как человек, сомнения и тревоги которого некому разрешить. Ведь тетка не в состоянии понять ее в трудную минуту жизни - сумасшедшей тётке важнее отнекиваться нелепыми блинчиками на полдник, чем хотя бы выслушать отчаявшуюся девушку.

Вера мечется в надежде обрести спасение или помощь. Вот где, воистину, деньги и вес в обществе, не имеют действенной силы. Благодетелем становится Виктор. То ли его нерастраченные в детдоме светлые воспоминания о детстве и привитое ранее воспитание, то ли нежность и сострадание к дочери генерала, то ли любовь к исполнению отданных приказов способствуют этому. Но на пути к их совместному будущему вырастают горы преград и людской ненависти… Впрочем, смотрите фильм и сами делайте выводы.

У каждого героя этой истории свое место под солнцем, своя ниша. И каждый обыгрывает в своей жизни накопленный вселенский опыт. Если Виктор открыт для общения в силу своей неопытности и прекрасно осознает, что ему нет пути назад, в точку отчета, от которой он уже оторвался благодаря везению и удачливости, то адъютант-соглядатай, капитан Савельев (Андрей Панин), шагает к своей цели, не останавливаясь на достигнутом.

Столкнулись два характера – нахрапистость и меркантильность с одной стороны и все то же, человеческое начало, с другой. И когда почти не остается выхода, тот второй характер вырывается вперед и герой уже действует по наитию внутреннего кодекса чести. Вообще, финальная фраза «БляЦкая жизнь» из его уст звучит гениально, настолько его облагораживая после единственного светлого поступка, что у зрителя невольно вырывается смешок, потому что с этой фразой невозможно не согласиться – актуальность жизни от времени и места не меняется. И зритель прекрасно это понимает, он готов подписаться под ней собственным бессилием.

Надо отдать должное актеру Богдану Ступке, сыгравшему роль генерала Серова. Он выступает в картине не только как подневольный военнослужащий, хотя и в чинах, но и как заботливый отец, со всей полнотой отцовского сердца принадлежащий своей Верочке, единственной дочке. Он не одобряет ее окружение, с излишествами и порочными связями предающееся развлечениям и бездумно расходующим свое безбедное существование. Именно одна из таких вечеринок повинна в несчастьях генеральской дочки.

В прессе встречала несколько не особо лестных высказываний относительно режиссерской работы. В плане того, что фильм обещал быть более душещипательным и правдоподобным. На мой взгляд, реальность того времени отражена довольно-таки достоверно: сами улочки и шуршащие по дорогам авто, не слишком броская, но добротная одежда, сама атмосфера начала 60-х выдержана и правдива.

С удовольствием окунаешься в ту эпоху, когда все вокруг такое цветастое, наподобие цыганского платка, а песни и веселье происходят под приглушенные выстрелы в Честь, Совесть нашей эпохи. Костюмы воссозданы превосходно, особенно завораживает парадная форма ВМФ. Позволяешь себя нести течением того времени, того этапа жизни, когда улочки отдавали приветливостью пешеходов, и из окон доносились до боли знакомые мотивы послевоенных песен...