Как страшно жыыыыыть

Фима Жиганец
КАК СТРАШНО ЖЫЫЫЫЫТЬ…
В России вышла «энциклопедия патографий»



А кто не псих?!
Для тех, кто не совсем уловил, что это за удивительный труд и в чём его особая ценность, позволю себе привести кратенькую аннотацию: оказывается, перед нами – «первая в отечественной литературе книга, целиком посвящённая взаимовлиянию патологии и таланта, включает информацию о сотнях выдающихся людей: от корифеев науки и искусства до выдающихся государственных и религиозных деятелей. Это итог 30-летнего кропотливого труда автора-составителя, кандидата медицинских наук, психиатра-нарколога высшей категории А.В. Шувалова». Иными словами, досточтимый господин психиатр на протяжении без малого 1200 страниц убедительно доказывает читателю, что талантливые, выдающиеся, а уж тем паче гениальные люди стали таковыми благодаря патологическим отклонениям психики.

Нельзя сказать, что эта мысль нова. Ещё знаменитый итальянец Чезаре Ломброзо в первой половине 70-х годов позапрошлого века написал свой труд «Гениальность и умопомешательство» (русский перевод – в 1892-м году), где недвусмысленно провёл параллель между творческими людьми и сумасшедшими (которых Ломброзо долго и тщательно наблюдал в домах для умалишённых). Известный криминолог вывел сходство психов и гениев как в физиологическом, так и в расовом, и в генетическом плане.
Разумеется, не обошлось и без любимого тезиса Ломброзо: в своей книжице он рассуждает об «аномалиях черепа у великих людей». Честно говоря, аргументация автора не вызвала у меня ничего, кроме саркастической улыбки; однако, возможно, я просто отношусь к одной из двух категорий людей, которых он исследовал?

Но вот наконец-то и на Руси нашёлся достойный преемник итальянского учёного. Труд его, несомненно, ещё будет расширяться и углубляться. Подозреваю, что до тех пор, пока не останется в памяти человеческой ни одной сколь-нибудь заметной фигуры, которая не была бы причтена к лику психов, алкоголиков, наркоманов, дегенератов, эпилептиков и прочей талантливой нечисти. Вообще-то интерес к тёмной стороне человеческого сознания, тем паче со стороны врача, который занимается преимущественно этими проблемами, очевиден и понятен. Но и меня поймите. Как говаривал известный персонаж Владимира Высоцкого, пациент Канатчиковой дачи: «Вот те раз! Нельзя же так!». Надо же как-то подготовить читателя к тому, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…

Не то чтобы я совсем уж был неподкованным. Насчёт того, что Пушкин – сексуальный домогатель, Достоевский – параноик, Чайковский – вобще я извиняюсь, это всё известно. Маленько нас приучили и к тому, что не только нехороший Гитлер, но и некогда хорошие классики марксизма-ленинизма - психопаты, сифилитики, вырожденцы, истерики, садисты, другими словами, люди в своём роде необыкновенные. Не удивишь нас паранойей Гойи, одноухим Ван-Гогом, наркоманами и алкашами типа Рембо, Бодлера, Верлена, извращенческим эстетизмом Уайльда, Бёрдслея и прочей богемной сволочи.

Но вот Илью Ефимовича Репина до знакомства с упомянутой энциклопедией Шувалова «БЕЗУМНЫЕ ГРАНИ ТАЛАНТА» я, по недоумию своему, считал относительно нормальным человеком. Кто же знал, что он «страдал эмоционально-неустойчивым расстройством личности», «импульсивным подвидом психопатии»? А к концу жизни и вовсе стала наблюдаться «параноидальная симптоматика». А потому что был крайне раздражителен и в письмах ставил много восклицательных знаков. В психи попал даже милейший Жюль Верн: во-первых, «до крайности благочестив» (вот урод!), во-вторых, «в двенадцать лет убежал из дома, но был вовремя настигнут своим отцом», кроме того, сын у писателя оказался парнишкой крайне нервозным. А племянник – и вовсе душевнобольной. К тому же писал Верн «слишком много» (ну, это уж признак явного дегенерата!). И с женой у него были нелады (разве нормальный человек может ссориться с супругой?). В общем, потенциальный пациент психиатрической лечебницы. Повезло, что вовремя помер.

То, что Аркадий Гайдар из психушек не вылезал, давно не открытие. Сам себя полосовал чем ни попадя. Не, а кто нормальный мог написать повесть «Чук и глюк»?! А внук его какой нам тут дурдом устроил… Гашек, опять же, недалеко ушёл. Гейне… Гёте… Гофман… Ну, этим никого не удивишь, все немцы – дебилы патентованные. Впрочем, тут же – и Глинка, и Гоголь, и Гончаров Иван Александрович (знаем-знаем, романы «Облом» и «Обрыв Петрович»), и Александр Грин! Для всех у автора нашлось доброе слово.

Причём для подтверждения патологических отклонений психики идёт всё, что под руку попадётся. Вот, к примеру, Николай Степанович Гумилёв «был некрасив, патологически некрасив, немного страшен своей непривлекательностью: длинные руки, дефект речи, надменный взгляд…; лицо его, как это часто бывает у безобразных людей, было без возраста». Это – приведённая автором цитата из Нины Берберовой. С такой-то внешностью – и не дегенерат? Да явный недоносок! Совершенно непонятно только, почему Анна Ахматова всё же вышла замуж за этого цахеса, да к тому же его любви добивались десятки поклонниц? Но диагноз Шувалова неумолим: «отчётливая органическая патология головного мозга». Добавим сюда «позёрство и манерность, чудачества и необыкновенную самоуверенность» плюс «вычурное влечение к опасностям» (кто же в здравом рассудке заслужит на войне два солдатских Георгия?!) – и получаем образец законченного кретина! Чтобы уж совсем не осталось сомнений в диагнозе, Шувалов приводит в качестве доказательства цитату из Гумилёва:

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду…

Мания звёздного преследования. В палату к Наполеону.


Тихо помешанный Дон…
С гордостью сообщаю: не обошлась энциклопедия алкашей, педерастов и недоумков и без сынов славного Тихого Дона. К счастью, их совсем мало. Правда, семейство Чеховых представлено сразу двумя экземплярами – как самим Антоном Павловичем, так и племянником его, Михаилом Александровичем. Ликуй, Таганрог! Автор «Вишневого сада» - явный «психастенический тип», меланхолик, мизантроп, раздражительный притворщик: «он не был по природе своей ни добр, ни мягок, ни щедр, ни кроток, ни даже деликатен… Он искусственно, огромным усилием своей могучей воли… делал себя тишайшим, скромнейшим, добрейшим…». Вот же сука! А я чуть было не поверил...

Кроме того, «в психастенический тип вписывается и чеховское раздражение на бесчисленных мелиховских или ялтинских гостей, его упорное нежелание участвовать в помпезно-торжественных мероприятиях, где требовалось публично произносить речи»… Нет, в самом деле, это ни в какие ворота! Любой психически вменяемый человек просто спит и видит – как бы вылезти на трибуну и эдак часочка на полтора закатить торжественную речь. А этот, гляди ты, рыло воротит!

Правда, в резюмирующей части своих обличений выдающегося писателя Шувалов замечает: «На фоне таких писателей, как Гаршин, Гоголь, Достоевский и др. Чехов выглядит практически здоровым с психиатрической точки зрения». Но, намекает автор «энциклопедии», это лишь потому, что вышеперечисленные бумагомараки – совсем уже «крышей двинутые», о них и разговора нет. А этот, коварный, всю жизнь притворялся нормальным. Но Шувалова не проведёшь, шалишь! В палату номер шесть – шагом марш!

Племяш чеховский, знаменитый русский актёр (что само по себе уже – явная печать запущенного кретинизма) – замечательный пример алкоголика, психопата, параноика, склонного к суициду. Дальше лучше не углубляться, чтобы не свихнуться.

Наконец, наш любимый и уважаемый Михаил Александрович Шолохов – великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Нобелевской премий. Видимо, поимев уважение к регалиям автора «Тихого Дона», психиатр-нарколог объявил славного вёшенца всего лишь безнравственным запойным алкашом. Что на фоне остальных персоналий «энциклопедии» можно приравнять либо к третьему званию Героя Соцтруда, либо ко второй Нобелевской премии.

К моей великой радости, в бессмертном творении психиатрического писателя мне не удалось найти других моих земляков. Пошукал поэта Киршона, писателей Шолохова-Синявского и Калинина, режиссёра Юрия Завадского, актрису Фаину Раневскую, актёра Ростислава Плятта, художников Грекова и Сарьяна…

Но верю в то, что и эти тайные эротоманы, садомазохисты, параноики и психопаты не уйдут от бдительного ока нашего замечательного исследователя. Поэтому с нетерпением буду ждать продолжения его тяжёлого, но такого нужного человечеству энциклопедического труда.

Карикатура Сергея Белозёрова:

"Винни-Пушкин - это наше всё!"