Повторение подвига Суворова или переход через Альпы

Светлана Майоргас
Путешествуя по Франции  ( Савойя)
Повторение подвига Суворова или переход через Альпы

Действующие лица:
1. Я – отчаянная особа и средней руки автомобилист
2. Флоранс – подружка сына моего мужа, студентка Университета, на каникулах
3. Кирилл – мой сын 13 лет, по кличке "жё сэ", что с французского – я знаю
4. Фатима или Фатя – президент Ассоциации " Многоголосое детство"
5. Жан-Марк – муж Фати
6. Саша и Манон – их детки
7. Сант-Жан де Морьен – город в Савойе и конечный пункт путешествия.


            Чтобы рассказать о впечатлениях вчерашнего дня, прежде всего надо было выспаться. Потому, что сказать " я устала вчера"- это значит ничего не сказать.
Флоранс, любезно согласившаяся со мной поехать, безусловно стала тем самым детонатором, без которого я никогда бы не решилась на эту поездку. Мой милый Кирилл – "жё сэ", врят ли мне смог бы помочь.
Маршрут нашей поездки пролегал в Альпах, Савойя – название департамента, конечная точка следования – древний городок Сант-Жан де Морьен.

          Муж Фатимы, историк по образованию и председатель местного исторического общества, точную дату основания города не назвал и это оказалось не из-за отсутствия личных знаний, а действительное отсутствие оной. Тем неменее, известно, что город существовал под именем Морьен уже до того, как сюда, в 5-м веке привезли христианскую реликвию : пальцы Иоана Крестителя (большой,указательный, средний). С этого времени город получил приставку Сант-Жан. Этот момент и стал в  последствии началом нового, небывалого взлета города,  культурного и экономического развития ближайшего региона. Здесь был учережден университет при эпископате и, в средние века, эпископство Сант-Жан де Морьен имело даже своего посла в России. Располагаясь недалеко от современной границы Италии, это земля стала родиной будущих Итальянских королей, Савойской династии (Maison de Savoie).

        Во времена индустриализации Европы, конец 19 века, здесь были построены мощные заводы по производству алюминия, аммиака (это было связано  с использованием энергии горных рек, возможностью строительства гидроэлектростанций и получения дешевой электроэнергии). В последствии, были построены предприятия по производству химических удобрений.

 Проезжая мимо изумительных горных масивов, покрытых небольшими живописными деревушками, пронизанными горными речушками, сбегающими с горных вершин, я была просто поражена нелепым нахождением этих смердящих уродцев, подобно язвам на теле девственных гор. Действительно, мало того, что здания предприятий по производству аммиака в большей частью своей представляет систему бесконечных труб и различных их переходов, так это все еще и воняет на разные лады, чудовищно разбавляя кристальные ароматы гор.
Ну да ладно, французы не дураки, и борются как могут с пережитками прошлых веков.

          Расстояние, которое необходимо было проехать, по-европейским меркам небольшое –210 км. Учитывая хорошее состояние дорог, это цифра вселяла в меня оптимизм. Компьютерный навигатор выдал время в пути и подробный маршрут : 2 часа с использованием автобана, и 3 с использованием других дорог: национальных, департаментальных и прочих второстепенных.

        Итак, мы отправились 25 августа в 8 часов утра. Мои штурманы были готовы к бою. Дорога, по началу, показалась мне на редкость простой, прямая, хорошая трасса, часто вообще без транспорта, так мы проехали первый час и сделали около ста км. "Ага-, подумала я,:  мы еще и раньше намеченных 11 часов приедем...!".
Но, не тут-то было. Вскоре равнина сменилась многочисленными поворотами, начинались горы. Дорога, бесконечно петляя, то поднималась верх, то спускалась вниз. Как мне показалось, через каждые 2, а то и менее километра, стоял знак, регламентирующий скорость. Будучи человеком законопослушным и неуверенным в своих возможностях договориться с французской полицией, я старалась точно выполнять предписания, порой уменьшая ограничения на 5-10 км, чем вызывая сначала немое, потом слегка гласное неудовольствие Флоранс. Догога все усложнялась и усложнялась пока плотно не пролегла уже в долинах гор, выписывая замысловатый узор, а порой и пронзая чрева гор тоннелями.
               
          Но дивные виды цеплялись краем моих глаз, роскошь разглядывания пейзажев досталась, увы, не мне, я должна была пристально следить за дорогой.   

 Вскоре, виражи более 90 градусов стали вызывать у Флоранс явный испуг и она, наконец мне сказала, что я выполняю совершенно неправильно поворот, прижимаясь к середине дороге и она уже боится со мной ехать, постоянно находясь в нервном напряжении.
 Ха-ха, а каково было мне! Ведь это все я выписывала впервые!
 Учтя замечания, я стала плотнее прижиматься к краю, чем незамедлительно снизала скорость еще. Эпогеем трудности стала дорога с нависающими над головой скалами и с утроенной зигзагообразностью участка. Ограничение по скорости составляли 50 км, я же ехала от силы 30. Подмышки запотели, левое плечо предательски заныло. Неожиданно, после очередного нудного тоннеля, дорога вырвалась на солнечный простор: У подножья горы блистало озеро Бурже. Не знаю его точных размеров, а они охватывались глазом с высоты горы, озеро было изумительно красивым и , что я еще успела заметить, так это многочисленные паруса яхт на серебристо-золотистой поверхности воды.
               

Дальше мой взор был прикован к дороге, которая теперь стремительно мчалась вниз не взирая на ограничительные знаки. Вместе с ними мчались и мы. Весь этот кошмарно-восхитительный переход через Альпы длился, оказывается около 1,5 часов, при этом дал неутешительный результат по пройденным километрам : 30-35 км.

         Итак, расстояние едва уменьшилось, а силы и запланированное время – на исходе.
Часть пути, по выданному компьютером маршруту, должна была пройти по автомагистрали, вот здесь мы немного попутались и, в результате, потеряли еще время.
Наконец, оказались на верном пути, спутники мои заснули, а мне предстояло в одиночестве продолжать путь уже почти по равнине, окруженной горами. Дорога до конечной точки закончилась через четыре часа, на счетчике было 225км.
  Найти нужный дом тоже, оказалось, не просто. Фатима и ее семья, как припомнилось мне из писем, проживала при школе, в муниципальных аппартаментах. Конечно, при вьезде в город, мы свернули не там и, пропесочив центр, наконец, оказались у указанного адреса.

 При первом знакомстве, город Сант-Жан де Морьен, напомнил мне Вильфранш в свое центральной части. Те же не широкие улочки, посередине одной из центральных штрасс канавка, для стока воды.               

Нас уже заждались. Несколько раз хозяева выходили встречать нас на улицу.
 Наконец я вживую увидела Фатю.
Надо сказать, наше знакомство довольно продолжительно. Но оно всегда было вертуальным и, только иногда, по телефону. Из всего семейства нас приветствовали сама Фатима и ее муж, Жан-Марк. Представители мелкого класса отсутствовали: Манон спала, сын был в летнем лагере. Быстрая суета вокруг уже готового стола и вот мы  беседум со стаканами в руках. Разговор вперекрестную на двух языках, Флоранс с Жан-Марком на французском, мы с Фатей на русском. Сколько всего нужно сказать, поделиться впечатлениями, обсудить и просто сопоставить созданные образы с оригиналами!
Созданная в течении нескольких месяцев плотного общения в интернете атмосфера близости , по-моему, успешно была продолжена, словно недосказанная недавно фраза получила свое завершение. Скоро голод общения продолжил утоляться за столом, за который мы плавно продефелировали после апперитива. Вкуса пищи я не почувствовала, важнее и интереснее было чувствовать другое.
               
Чувтво реального нахождения в недосягаемом еще недавно месте. Ведь это поездка для меня как первый шажок младенца в самостоятельную жизнь. "Я могу!!!!" И набитые шишки вызывают только еще желание делать и делать новые шаги.

За короткое время хотелось все: и обсудить вопросы ассоциации, и протестировать Фатиного сына, и посмотреть город. Можно сказать, что все это удалось, может пострадало,за недостатком времени, качество, но от этого уж некуда не денешься. Быстро - много, но плохо. Хорошо - качественно, но медленно.
Время, отведенное для нашего пребывания было ограничено возвращением, о котором я старалась не думать плюс надвигающейся стремительно темнотой вечера и затем ночи.               

Прогулка по городу была  приятной. Располагающийся в котловане гор городок, все же робко повторял своими кварталами взымвышиеся ввысь вершины. Улицы то устремлялись вверх, то плавно спускались вниз. Теплый буйный ветер беспардонно ерошил нам волосы, создавая при этом деликатную атмосферу свежего полета.

Цетр города украшает площадь – Форум, где располагаются главные его достопримечательности: театр имени Жерара Филиппа,   церковь 15 века с внутренним двориком времен Ромео и Джульеты.               

Старинное здание епископства, занимаемое сейчас муниципальной библиотекой, украшенное флагами морьенского королевства (красное полотно с белым крестом). Далее, утопленный в каре кварталов супермаркет "Гигант", а рядом с ним пару кафешек, в одно из которых мы и приземлились.
А за спиной домов были горы, голубой фон неба подчеркивал их значительность, зеленые склоны чередовались со скалистыми пролысинами – свобода и полет!
Возвратились мы домой позже запланированного срока. Сборы были недолгими и вот мы тронулись в обратный путь, обещавший новизну ощущуний, так как маршрут был подкорректирован Флоранс. Недолго посовещавшись с Фатей, они решили, что более безопасный маршрут пройдет через Лион, он же будет, к тому же, более короткий. Мне ничего не оставалось делать как положиться на знания  аборигенов.

  Как полагается, выехали мы позже намеченного срока ровно на час 20 минут. День был еще в зените, погода шептала, я хотела быстрее домой.
Первый час мы проехали "на ура", на спидометре более ста км, машин на трассе, практически не было и я расхулиганилась. Интересно было попробовать машину и, вспомнив, как я как-то раз гнала под 140 км из Питера во Псков, сев на хвост быстро летящей впереди машине, я безжалостно жала на акселератор. Клиушка(Clio) урчала и летела вперед, на счетчике было 120. Красоты проносились за окном так стремительно, что я уже не успевала на них реагировать, но Флоранс все же сделала несколько снимков. Я ликовала в душе, вновь расчитывая на быстрое возвращение.             

 Мои надежды вскоре рассеялись.  Неожиданно налетел дождь и, когда пошли серии туннелей и виражей, небо внезапно потемнело. Выбравшись из очередной ловушки туннеля, у меня похолодело в груди, не видно было ни зги, дождь обрушился на лобовое стекло сплошным потоком, стекла мгновенно запотели. Мне вспомнилась наша поездка с Натальей, когда мы из Питера везли Вильяма, правда там была зима и пурга и щетки, работавшие на полную катушку также были бесполезны. Напряжение все возрастало, дорога извивалась как змея, опять заныло плечо. Не знаю, нужно ли было менять маршрут, но я уже сделала это. Ничего не напоминало мне прежнего пути, от сгустившейся тьмы было тошно и мерзко. Единственная мысль в голове – "Господи, когда же это кончится!" Но оно не кончалось, на встречных пано Лион совсем не приближался. В одном из городишек я интуитивно почувствовала, что проскочили нужный поворот. Выйдя под проливной дождь, я вернулась к перекрестку и убедилась в этом. Пришлось делать крюк.
А что же делали мои штурманы? Киря, давно снявший с себя эти обязанности, безразлично дремал. Флоранс, сидевшая рядом давала мне указания по движению, но, видно, тоже периодически отключалась, уходя в прострацию. Вся ответственность за происходящее висела на мне, отступать некуда. Иногда мне казалось, что это кошмарный сон, и я это не я, и все это неправда.
Обратный путь занял 4,5 часа. Надо сказать, что за это время мы три раза перепутали дорогу, накрутив при этом лишние 15-20 км. Завершение прошло уже на платном автобане, не было сил выбирать что-то другое и плутать в темноте.

 Приняв позу послушной ученицы с самого начала, я с лихвой получила кучу замечаний по вождению от моей попутчицы. И на круг я вхожу неправильно, и камьон обгоняю неверно, и скорось завышаю/занижаю, но когда дошло до неправильного переключения скоростей, я не выдержала и дала отпор моей пристрастной учительнице. Она обиженно заткнулась и остаток пути мы проделали молча.
 Я понимаю, конечно, какой это кайф учить тетку, которая старше тебя в два раза! От такого соблазна, раз позволено, вряд ли кто откажется. Было  обидно, ну ничего, проглотила, может она во всем и права?
И вот мы , наконец, дома! Я вылезла из машины, но тело мое продолжало нести сидячее положение. Почти в полуприсяде, я и вошла в дом. Все, уф, пришел долгожданный конец!Впереди меня ждала мягкая постель, но лейб-мотивом билось в голове:
Вау, я смогла!
И все же это было здорово!!!!!!
26 августа 2004 года