Размышления о quotДирективеquot Кравчук как Ришелье

Сергей Алхутов
События 26 января заствили меня несколько раз изменить взгляд на Диму Кравчука. Теперь он кажется мне аналогом кардинала Ришелье.

Многие отмечали, что Кравчук не имеет никакого отношения к литературе. Неправда; он руководит сайтами, на которых представлены значительные силы, участвующие в сетевом литературном процессе. Кравчук, в отличие от руководителей других литературных сайтов, никак не формирует литературные вкусы авторов своего ресурса.

Ришелье тоже был весьма веротерпим. С гугенотами, как известно, он боролся как с политическими противниками единой Франции. Кроме того, кардинал неоднократно поддерживал (в т.ч. и финансово) многих протестантских монархов Европы. А вопросами веры в своей стране он почти не занимался.

Многие отмечали, что стараниями Кравчука с РНЛС ушли наиболее талантливые из авторов.

Ришелье тоже ликвидировал наиболее ярких представителей дворянства. Санкционированная им казнь герцога Монморанси казалась современникам чудовищной.

"Директива" Кравчука кажется нам наиболее чудовищным из его деяний. Авторы возмущаются, блокируют свои страницы, выходят на радио и телевидение. О "Директиве" ходят разные слухи: и что это прикол, и что это хакерский взлом, и что это попытка руководства привлечь внимание общества к проблеме цензуры в России. В программе "24 часа", что вышла в эфир на RenTV в 23.15 26 января, Кравчук заявил, что это своего рода перестраховка. В этом же эфире было отмечено, что перестраховываться рано: зампредседателя Роспечати посетовал, что на реализацию его идеи интернет-цензуры, вероятнее всего, не хватит средств.

В свете сказанного кажется логичным, что Кравчук намеревается действительно привлечь внимание общественности - но не к проблеме, а к своему интернет-ресурсу.

Действительно, Рукомос и Пиитер, открестившиеся от "Директивы" в день её выхода, остались неизвестны общественности, не имеющей отношения к интернет-литературе. А Стихи.ру за пять эфирных минут стали узнаваемым брэндом. (Уже после написания статьи мне пришло в голову название: геростратов рейтинг. Кажется, именно таковой повышается у Дмитрия Кравчука. Однако, древнегреческая символика не вписывается в эту статью.)

Возможно, аналогом кравчуковской "Директивы" был закон о запрещении дуэлей, изданный Ришелье. Он попирал не только исторические права дворянства, но и мистическую подоплёку справедливости, которую то реализовывало в дуэлях - "Божий суд" (Божий суд через поединок был принят у германских народов ещё при родоплеменном строе - то, правда, были другие боги). Дворянство было возмущено законом до глубины души, документ получил мировую известность. Объективно он укреплял королевскую власть.

Ришелье работал на создание и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Кравчук, очевидно, работает на укрепление абсолютной монархии в (или на?) РНЛС. История его не забудет.

Многие утверждают, что под цензурным прессом, подобным кравчуковскому, не может существовать искусство. Однако, у Кравчука пока нет видимых ресурсов для реализации его цензурных намерений. Есть лишь общий абсолютистский настрой.

А в годы торжества абсолютистского настроя во Франции (уже после смерти Ришелье) творили Ларошфуко, Мольер, Расин, Буало - и как-то им абсолютизм не помешал.

Мне он тоже не должен бы помешать - я про Путина и Басаева не пишу. Неинтересно мне это.

А только всё равно противно.

Нехорошо.

На моей странице на Прозе.ру есть статья, посвящённая захвату заложжников на мюзикле "Норд-Ост". Она попадает под действие "Директивы". Я её удалять не собираюсь.


P.S. Я писал эту статью вчера ночью, когда ничего ещё не знал об отмене "Директивы". Мне кажется, что это делает неоправданной мою аналогию между "Директивой" Кравчука и Законом о запрете на дуэли Ришелье. Но по большому счёту факт отмены "Директивы" ничего не меняет. На сайте идёт укрепление абсолютизма.