Зачем бы создан рай в аду?

Шели Шрайман
 Журналистское расследование Шели Шрайман и Яна Топоровского

 Зачем был создан рай в аду?

 В 1994 году году финские документалисты сняли фильм "Рай в аду" - о еврейском концлагере на территории Финляндии. В основу ленты положены воспоминания бывших военнопленных профессора Шимона Янтовского и Арона Глезина. "Рай в аду" - работа продюсера Ярмо Яскилайнена и режиссера Лизы Ховинхеймо - сотрудников второго канала финского телевидения. Съемки сначала проводились в Израиле, где ныне проживают герои этого фильма - Шимон Янтовский и Арон Глезин.
 Из Израиля съемочная группа вылетела в Финляндию и продолжила работу в местах, где находились еврейские лагеря. Для финнов (и не только для них) этот фильм был настоящим открытием: никто до этого момента не знал, что на территории Финляндии - союзницы фашистской Германии были лагеря для евреев. Однако надо подчеркнуть, что финны, в отличие от других народов Европы, не отправляли евреев - граждан своей страны в гетто и не депортировали их в лагеря смерти. Более того, даже бывшие военнопленные (герои фильма) считают, что благодаря пребыванию у финнов - в еврейском концлагере - им удалось остаться в живых.
 Во время встречи с военным министром Финляндии госпожой Элизабет Рен (этот эпизод есть в фильме) Шимон Янтовский пытается выяснить имя своего спасителя, подразумевая человека, отдавшего приказ о создании еврейских лагерей. Именно ему, по
утверждению спасшихся (по всей видимости, и создателей фильма), надо присвоить звание Праведника мира -недаром фильм начинается с кадров Аллеи Праведников, которая находится в Иерусалиме.\Фильм производит сильное, почти шоковое впечатление, как производила до него легенда о датском короле, который после оккупации Дании и опубликования фашистами приказа "Всем евреям Дании надеть повязку со звездой Давида!" первым надел ее и так вышел на улицу. Через некоторое время все подданные короля, следуя примеру монарха, ходили с такими же повязками.
 История, рассказанная в фильме, как и легенда о датском короле, излучает свет надежды, словно сказка Андерсена. Но фильм не дает ответа на поставленный бывшими пленными вопрос.
 В то время, когда во всей Европе евреев отделяли от остальных людей, сгоняли в гетто, затем отправляли в концентрационные лагеря, а там уничтожали, в Финляндии все происходило с точностью до наоборот: определяли, кто среди советских военнопленных является евреем, отделяли его от остальных и отправляли в концентрационные лагеря, где была вполне сносная жизнь, а значит - и удивительное спасение. От этого и в самом деле получаешь шок.
 Но когда шок проходит, начинаешь размышлять. Возникает не один, а множество вопросов, среди которых главные: кто и для чего создавал еврейские лагеря?

 Часть первая: еврейский рай

 Весьма жаль, что авторы фильма не поинтересовались мнением своих героев о том, что те думают по поводу создания еврейского лагеря, в котором они находились. И мы решили провести свое собственное - журналистское расследование. Вот что ответил нам на эти и другие вопросы герой фильма, профессор Шимон Янтовский:
 - Ответа до сих пор нет. Я задавал этот вопрос во время визита в Финляндию и тамошним министрам, и бывшим начальникам лагеря, и представителям местной еврейской общины, но никто из них не смог мне ответить. Так что пока мы можем высказывать на этот счет только свои предположения. Возможно, лагерь был создан благодаря стараниям местной еврейской общины. А может быть, финны преследовали двойную цель, выжидали, кто победит в войне. Хотя, с другой стороны, это происходило после Сталинградской битвы, когда в войне наметился перелом и всем уже было очевидно, что с Россией придется считаться.

 ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО "От кого зависела изоляция военнопленных-евреев в особый лагерь?":
 
 «Как известно, в той 2-й финско-советской войне Финляндия была военным союзником фашистской Германии. Какими средствами решался "еврейский вопрос" в Германии, также хорошо известно. Могла ли такая маленькая страна, как Финляндия, противостоять политике свирепой и могучей фашистской Германии, проводившей геноцид еврейского народа? Вряд ли. Поэтому невольно возникает предположение, что изоляция военнопленных-евреев предполагала в последующем их депортацию в Германию. При этом депортированы могли быть не только военнопленные, но и евреи - коренные жители Финляндии, подобно тому, как это происходило в оккупированной Европе, например, в Венгрии. Будучи в плену, мы, военнопленные, опасались возможности такой угрозы. Об этом вспоминает, например, Л. Раскин и др.
 Известный финский историк X. Рауткалио описывает эпизод передачи в гестапо группы евреев-беженцев из Прибалтики в Финляндию. Он также сообщает, что политическую полицию в Финляндии в то время возглавлял человек, придерживавшийся фашистских взглядов. Такова одна версия.
 С другой стороны, известно, что Финляндия, несмотря на серьезную угрозу национальной независимости, сохранила демократический образ правления, парламент и оппозиционные партии. В стране проживало несколько сот еврейских семейств, пользовавшихся всеми гражданскими правами. Евреи сражались в рядах финской армии, имели офицерские звания, погибали в 1-й и 2-й финско-советских войнах и могли занимать государственные должности. В своей монографии X. Рауткалио приводит фотоснимок полевой синагоги на фронте. О дружеских отношениях президента - маршала Маннергейма с еврейской общиной свидетельствует его посещение синагоги в Хельсинки.
 Известен и документ за подписью маршала Маннергейма, призывающий к гуманному обращению с военнопленными. Документ датирован сентябрем 1943 года.
 Под списками военнопленных-евреев (речь идет уже о более позднем периоде), обнаруженными в военном архиве, имеется специальное указание о соблюдении гуманного отношения к военнопленным. В это время уже произошло Сталинградское сражение, в котором немцы потерпели сокрушительное поражение, а на финско-советском фронте стабилизировалось военное противостояние. Однако изоляция евреев началась на год раньше, в 1942-м. В качестве примера в приложении (к работе) приводится список военнопленных, включающий только евреев, датированный 14.12.1942 г. Трудно предположить, что в такое тяжелое для страны время военное правительство изолировало военнопленных-евреев из гуманных соображений. Поэтому вероятнее всего, что первая версия ближе к истине. Между этими датами, т. е. между 1942-м и 1943 годами, произошла переориентация политики под влиянием исторических событий. На это указывает происшедшая в 1943-м смена правительственных кабинетов».
 
 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Известно ли, кто именно отдал такой приказ - о переводе евреев в отдельный лагерь?
- Нет, имена тех, кто его отдал, до сих пор неизвестны, и тут мы можем только гадать. Принадлежала ли эта идея приверженцам фашистов или, напротив, людям из демократического лагеря? Очевидно одно: условия в еврейском лагере были гораздо лучше, чем в общем, который вспоминается мне как череда кошмаров. Но я помню и другое: в какой панике пребывали многие евреи, когда узнали о том, что их переводят в отдельный еврейский лагерь. В те времена это могло означать только одно. А кроме того, некоторые надзиратели откровенно запугивали военнопленных-евреев тем, что их якобы собираются передать немцам. Но, кстати, военный министр Финляндии высказала предположение, что еврейский лагерь мог появиться по распоряжению Маннергейма, сочувственно относившегося к евреям и желавшего создать им лучшие условия существования.

 ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:
 
 «К сожалению, мы не располагаем документальными данными об истинных событиях, повлиявших на судьбу изолированных в особом лагере военнопленных-евреев. Могу лишь сослаться на личную память о том времени. Мне отчетливо помнится тот особый интерес, который проявляли финские охранники к исходу Сталинградского сражения, и их реакция на мой ответ во время допроса в связи с расследованием подготовки к побегу из лагеря в г. Кондопога (Карелия). На вопрос, кто победит в Сталинградском сражении - немцы или русские, я ответил довольно дерзко: "русские". После чего на меня обрушился град ударов, от которых я едва не лишился сознания.
 Размышляя впоследствии об этом эпизоде, я пришел к мысли, что исход Сталинградской битвы, как и решение западных держав об открытии второго фронта, могли оказаться теми факторами, которые заставили финское правительство задуматься о последствиях войны. Эти исторические события могли повлиять на участь изолированных военнопленных евреев».
 
 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Какие работы выполняли военнопленные в еврейском лагере?
- Работали на лесоповале, фабрике, добывали подземные минералы. Это было трудно, но никто не пострадал, в то время как в общем лагере людей ожидала нелегкая участь. Кроме того, нас навещали представители местной еврейской общины, привозили на Пэсах мацу и вино. Многие советские евреи именно благодаря этим визитам впервые получили представление о своих национальных традициях - известно, как нас всех воспитывали при советском режиме...
- Известны ли вам случаи, когда финны отправляли кого-нибудь из еврейского лагеря и он не возвращался?
- R попал в еврейский лагерь не сразу, а в 1943 году. На моей памяти таких случаев не было. Но известен эпизод передачи немцам восьми евреев. Финны признают этот факт. Он описан в разных источниках. С другой стороны, в Финляндии во время Второй мировой войны сложилась уникальная ситуация: в финской армии служили и евреи, и часть из них - даже в офицерском чине. Мне рассказывали: бывало и так, что в одной канцелярии, буквально рядом, сидели немецкий офицер и финский офицер-еврей.

 ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:
 
 «Воспоминания бывших военнопленных убедительно доказывают, что примерно с 1942 года началась изоляция евреев из общих лагерей - сначала в распределительный лагерь N 2 Наариярви, а затем на химическом заводе в Лоуколампи и связанных с ним объектах (подземных копях в Монтола, тор-фораэработках, лесных разработках и т. д.).
 Факт изоляции евреев подтверждают также и материалы военного архива, среди которых обнаружено 20 списков, содержащих исключительно еврейские фамилии, при этом два из них включали более 80 фамилий военнопленных-евреев, переданных в распоряжение химического завода в Лоуколампи.
 В работах финских историков, к сожалению, нет свидетельств о создании изолированного еврейского лагеря. Материалы, приведенные в сборнике, неоспоримо доказывают существование этого лагеря Не исключено, что изоляция евреев на первых этапах образования лагеря происходила скрытно, чтобы не привлекать внимание демократической общественности и не создавать панику среди евреев - жителей страны. Однако такой лагерь существовал!
 О существовании изолированного еврейского лагеря пишет также Олави Понкала, служивший в военизированной охране лагеря и откликнувшийся своими воспоминаниями в финской газете "Калева" за 1994 год, после просмотра кинофильма на эту тему.
 
 
 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Как вы попали в Финляндию в 1994 году, спустя полвека после окончания войны?
- Мысль написать о том, чему я был свидетелем, будучи военнопленным общего лагеря в Финляндии, зародилась у меня еще во время нахождения там. Было немало случаев, когда финны убивали перед строем моих товарищей, и мы были беспомощны в этой ситуации что-то сделать. Я поклялся тогда, что если останусь жив, обязательно напишу об этом, чтобы люди знали. Но в той России, куда я вернулся после лагерей, это было невозможно. Я стал писать "в стол". Одновременно мы с женой Леной начали готовиться к выезду в Израиль.
Когда мы сюда прибыли, я начал наводить справки, выходили ли в Израиле какие-либо книги или публикации о финских лагерях для военнопленных, среди которых было немало евреев. Оказалось, что никто об этом не знает. Случайно мы познакомились с женщиной - уроженкой Финляндии, рассказали ей то, что знали. Она поехала погостить к родственникам и опубликовала обо мне маленькую заметку в газете местной еврейской общины, выходившей при синагоге.
Потом я отправился в Яд ва-Шем. Там тоже не обнаружилось никаких материалов на интересующую меня тему, но мне пообещали устроить встречу с представителями Финляндии.
 Года через два после описываемых событий раздался звонок. Звонившая оказалась журналистом, работающим над документальными фильмами. Она приехала к нам в Маале-Адумим со съемочной группой. Потом съемки продолжились на территории Яд ва-Шем, а затем - в Финляндии, куда мы отправились с Леной и еще с одной парой-семьей Арона Глезина, который тоже был в числе военнопленных еврейского лагеря.

 ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:

 «Во время посещения Финляндии мы пытались получить ответ на наш вопрос и выяснить мнение компетентных людей о том, кому могла принадлежать инициатива организации этого изолированного лагеря евреев-военнопленных и кто конкретно организовал его. Из ответа военного министра Элизабет Рен следовало, что эта идея принадлежала маршалу Маннергейму, который, как отмечалось выше, был известен своей связью с еврейской общиной. Другой ответ на этот же вопрос мы услышали от министра-еврея Макса Якобсона. Он сказал, что вряд ли маршал Маннергейм, занятый более важными военными и государственными обязанностями, мог уделить внимание проблеме еврейских военнопленных. Можно допустить, как мне кажется, что изоляция евреев происходила без его ведома и он не был информирован.
 Однако, какие бы противоборствующие силы не действовали внутри правительства, остается реальный факт, который отмечается почти во всех воспоминаниях,- это роль еврейской общины. Не исключено, что в решающих обстоятельствах еврейское лобби могло повлиять на государственную политику, и изолированным евреям удалось избегнуть депортации. О возможности депортации сообщает в своих воспоминаниях бывший военнопленный Михаил Шлейфер. Их, группу военнопленных-евреев, изолированных из общего лагеря, намеревались транспортировать в Германию и в последний момент заменили на украинцев, которых немцы не уничтожали. Спасенных евреев доставили в распределительный лагерь и затем - в еврейский.
 
 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ И ЛЕНОЙ ЯНТОВСКИМИ

- В Хельсинки мы побывали в архиве, где Лена обнаружила списки военнопленных еврейского лагеря (она выбрала 250 имен из более чем 20.000, хранящихся в архиве). Это было первое ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ доказательство существования такого лагеря. Тут я должен сказать, что до сих пор финские историки отрицали этот факт.
- Что это были за списки?
 Лена Янтовская:
- Я обнаружила двадцать таких списков, состоящих из одних еврейских имен. В некоторых списках фамилии повторялись. Это были рабочие разнарядки еврейского лагеря, или "командировки", как их принято называть. То есть списки людей, которые посылаются на определенную работу. Все они были из одного лагеря и отправлялись на работу в ближайшие деревеньки - рубить лес и тому подобное.
- Сколько было таких еврейских лагерей?
- В том-то и дело, что официально их как бы не существовало. Но вот еще один бывший военнопленный - Шимон Гринберг, находившийся совсем в другом месте, рассказывал мне, что там тоже были сплошь евреи и их посылали на работы по добыче угля. И вот там, по его словам, произошло нечто необычное: финны перебросили их однажды в место, где находились русские военнопленные, большей частью уголовники, и евреи объявили голодовку, требуя отделить их от русских. И они своего в конце концов добились!

 ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:
 
 «О роли еврейской общины свидетельствует архивный документ за подписью отца нынешнего министра (в те годы председателя общины) Ионаса Якобсона с просьбой разрешить раввину посетить еврейский лагерь для совершения молитвы.
 Во время нашего пребывания в Финляндии мы многое узнали об Аврааме бен Хаиме Цви Штиллере, проявившем большую заботу о военнопленных. Не только теплые вещи, присланные общиной, согревали нас, но сами посещения представителей этой общины оставили глубокий след в памяти военнопленных на многие годы, пробудив национальное самосознание. Эта солидарность отражала общность судьбы всего еврейского народа, которая в годы советской власти была нам мало знакома.

 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Какие еще знаменательные встречи были у вас в Финляндии?
- В нашу честь местная еврейская община устроила очень теплую встречу в синагоге. Затем мы побывали на кладбище и отдали дань памяти человеку, возглавлявшему во время войны еврейскую общину. Он в годы войны навещал военнопленных-евреев в лагере и привозил им теплые вещи, вино и мацу.
 Потом нас повели в Красный Крест, где вручили официальные документы, подтверждающие наше нахождение в финском плену во время войны. И в довершение всего нас повезли в те места, где находился наш лагерь, там мы встречались со своими бывшими надзирателями - местными жителями, навещали могилы своих товарищей. Все это вошло в документальный фильм "Рай в аду", который демонстрировался и в Финляндии, и в России, и в Израиле - в День Катастрофы.

 ИСТОРИЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

 Итак, фильм вышел. Книга написана. В конце ее - списки военнопленных, находившихся в еврейских лагерях в Финляндии. Казалось бы, в этой истории можно поставить точку. Но мы не вправе это сделать. Потому что существуют другие списки. Списки тех советских военнопленных, которые были переданы финнами немцам, и в этих списках мы обнаружили немало еврейских имен. В 1943 году уже ни для кого не было секретом, что могло ожидать ИХ в немецком лагере.


 Часть вторая: тайные списки


 Итак, зачем был создан рай в аду? Кто и для чего создавал еврейские лагеря в Финляндии, воюющей на стороне Германии? Этими вопросами задавалась и Сэра Бейзер, финская еврейка. В Израиль она репатриировалась в 1974-м. Никаких личных мотивов, побуждавших к поиску ответов на них, у нее не было. Отец и дядя Сэры, отслужив в финской армии и сражаясь против СССР во время Второй мировой войны, благополучно вернулись домой. Никто из ее родственников не был в числе пленных.
 Тем не менее она начала свои разыскания.
 - Я писала научную работу о советских солдатах-евреях, захваченных в плен на финско-советском фронте Второй мировой войны. Когда я приступила к работе, то обнаружила, что написано об этом очень мало. Мне удалось найти всего одну книгу на эту тему, принадлежавшую перу не историка-исследователя, а частного лица - человека, собиравшего свидетельства в течение многих лет. Прочитав ее, я отправилась в Хельсинкский архив Второй мировой войны и нашла там много документов, которые подтверждали написанное в книге. Возможно, когда книга вышла в свет, появились и публикации, опровергающие приведенные в ней свидетельства, поскольку эта история затрагивает честь финнов, но я этих публикаций не видела. Финны не хотят касаться этой темы, им не хочется вспоминать, что они были союзниками немцев в той войне. Им легче признать, что после Северной войны 1939-1940 годов они - из-за сложившегося положения - были вынуждены выступить вместе с немцами против России.
- О каком числе советских пленных идет речь?
- В книге приводится такая цифра - 64.188 военнопленных, захваченных финской армией в разное время. Часть этих людей находилась в Лапландии, часть - на юге.
- Как сложилась их судьба?
- В конце 1944-го финны вернули в Россию 44.453 военнопленных. То есть между двумя цифрами существует разница в 19.735 человек. Что случилось с этими людьми? Финские историки утверждают, что поскольку зима 1942-го была очень суровой, многие военнопленные умерли от болезней (согласно статистике, уровень смертности военнопленных достигал 29,1 процента, это достаточно высокий показатель среди аналогичных показателей в мире).
- Сколько евреев было среди советских военнопленных?
- Если взять за исходные данные тот факт, что в начале войны евреи составляли 2,5 процента населения СССР и что такой же процент евреев был и среди пленных, то это означает, что в финском плену находилось около 1660 евреев. Однако если учесть, что на финском фронте воевали в основном солдаты, мобилизованные в Ленинграде, где процент еврейского населения был более высок, то следовало бы считать, что и пленных евреев могло быть больше. Известно и такое обстоятельство: до конца 1942 года существовал смешанный лагерь, а в конце 1942-го евреев отделили, создав для них отдельный лагерь. Их не уничтожили, но почему-то отделили. О причинах мы можем только гадать. Я говорила с доктором Ицхаком Арадом, бывшим директором мемориала Яд ва-Шем, который пишет большую работу о России в период Второй мировой войны, и в частности - о советских военнопленных. Мы пришли к выводу, что, возможно, финны отделили евреев на всякий случай, ожидая, каким будет исход войны, и если немцы победят - собирались передать им евреев.
 
 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР "Советские военнослужащие - евреи в финской плену в период Второй мировой войны (1941-1944)":

 Финские войска начали наступление 19 июля 1941 года, имея на этом участке фронта значительное численное превосходство над силами противника. Финны продвигались безостановочно, их наступление продолжалось до декабря 1941 года, когда финны вышли к реке Свирь, соединяющей Онежское озеро с Ладожским. Здесь они заняли рубежи, на которых продержались весь долгий период войны, войска находились в этом своеобразном тупике два - два с половиной года. Советские войска понесли в боях с финнами весьма значительные потери, большое количество пленных было захвачено на начальной стадии войны.
Всего за время боевых действий на советско-финском фронте было пленено 64.188 военнослужащих, из них 44.453 были возвращены Советскому Союзу в соответствии с договоренностью, достигнутой в сентябре 1944-го. 29 процентов военнопленных (примерно 18.700 человек) умерли в финских лагерях. Основной причиной их смерти стал жестокий голод, финны не обеспечивали лагеря достаточным питанием. Часть заключенных была расстреляна, некоторые умерли от болезней, ставших следствием тяжелых условий содержания.
 В первых приказах генерального управления внутреннего фронта (которому было поручено наблюдение за военнопленными), изданных 29 июня 1941 года, прямо говорилось: "военнопленные должны содержаться в гуманных условиях". Эти же приказы вводили разделение военнопленных на следующие группы: офицеры, политруки, низший командный состав, рядовые, младший командный состав и рядовые, позитивно настроенные в отношении Финляндии.
 Финское командование взяло на себя обязательство сообщать сведения о военнопленных и о лагерях, в которые они помещались, финскому Красному Кресту. В частности, туда была направлена информация об образовании распределительных лагерей в Наараярви. На каждого военнопленного, помещенного в лагерь, заполнялась специальная карта, копия которой посылалась в Красный Крест, и военнопленному присваивался личный номер, который сопровождал его всюду, куда бы его ни перемещали. Личный номер военнопленного не отражал его национальности. Национальность указывалась в личных карточках военнопленных.
 В первый год после начала войны советские военнопленные-евреи изоляции не подвергались.
 Точное количество советских военнопленных-евреев, захваченных финнами, не известно до сих пор. Имеющиеся данные были собраны на основе записей в идентификационных карточках военнопленных, которые включали графу - национальность, эти карточки военнопленные заполняли сразу по прибытии в лагерь... Однако эти данные неточны, поскольку очевидно, что многие военнопленные пытались скрыть национальность. Эту причину еврейская община Финляндии времен войны отметила в качестве главной, объясняя, почему среди советских военнопленных удалось насчитать всего 200-300 евреев, в то время как в соответствии с пропорциональной долей евреев в общем составе населения СССР (около 6 процентов) среди советских военнопленных в Финляндии должно было быть не менее 1660 человек. Доказательством правоты этого объяснения может быть и случай, произошедший, например, с бывшим пленным Шимоном Янтовским, который индентифицировал себя как "русского".»

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР

- Сложилось мнение, что в еврейском лагере содержание было весьма сносным. Так ли это?
- Да, существует и такое мнение - якобы условия в еврейском лагере были лучше, чем в смешанном. В Маале-Адумим проживает бывший узник такого лагеря, Шимон Янтовский. Его пригласили в Финляндию, снял, фильм. После демонстрации этой ленты по телевидению финская общественность узнала, что в 1943-м на территории страны был еврейский лагерь, куда финская еврейская община даже посылала вино и мацу на Пэсах. Одним словом, в 1943-м положение было отнюдь не плохим. Ну а о том, что происходило до 1943-го, в фильме не говорится.
- А вы, после того как поработали в архиве, можете ответить на этот вопрос - что происходило с военнопленными в Финляндии до 1943 года?
- Думаю, что да. Я наткнулась в архиве на карточки военнопленных. Среди них - карточка Исая Давидовича и примечание: "отправлен в 1942-м году". Я стала искать - куда? И нашла. Он был отправлен к немцам. Я продолжила поиск и обнаружила большой список - 1581 военнопленный. Их переправляли к немцам, и среди них было немало евреев. Если бы это происходило только в 1941-м, когда финны еще могли не знать, что ждет евреев у немцев! Но речь шла также о 42-м и 43-м! Тут я должна сделать две существенные оговорки. Во-первых, известна история о восьми еврейских беженцах (1938-1939 годы), которых финны выдали немцам в ноябре 1942-го. Из них уцелел всего один. Финны признают этот факт, и сегодня в Финляндии даже поговаривают, что надо бы установить памятник этим погибшим. Зато в Израиле, рядом с Иерусалимом, есть финская (нееврейская) деревня "Яд ха-Шмона" ("Память о восьми"), названная в память о тех, выданных немцам, беженцах. До сего времени официально считалось, что других евреев немцам не выдавали. После вашей статьи, возможно, придется название деревни изменить. В списке военнопленных, переданных Германии (список отпечатан по-русски), значатся 445 фамилий. В отпечатанном на финском языке списке пленных, переданных Германии, значится 1581 фамилия. По моему мнению, доверия заслуживает финский список, поскольку существуют доказательства, что 501 военнопленный был передан Германии единовременно, и произошло это на полуострове Ханко 5 января 1943 года. Таким образом, я утверждаю, что таких - выданных -заключенных было несколько десятков, а может, и сотен. Для того чтобы назвать точную цифру, надо продолжить архивные поиски. Во-вторых, должна подчеркнуть, что финны не отправляли немцам евреев целенаправленно. Они отправляли "политруков", действовавших против интересов Германии и Финляндии. Среди этих "политруков" были и евреи. То есть речь идет о политической акции. Другое дело, что в 1943-м финны не могли не знать, что евреев в немецких лагерях уничтожают.\

 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР:
 
 «Смертность военнопленных в первый период войны была очень велика. За первое полугодие войны погибло 2369 человек, в течение второго - скончалось 11.863 пленных. Условия пребывания в лагерях были тяжелыми. Ш. Янтовский в воспоминаниях описывает голод, холод, расстрелы военнопленных и даже случаи каннибализма в лагере в городе Кон-допога в Карелии. В некоторых случаях в числе охранников лагерей были уголовные элементы, разжалованные из армии. Они проявляли по отношению к пленным особую жестокость. Одним из свидетельств пронацистской политики, проводимой в лагерях, были развешанные на стенах бараков портреты Гитлера, которые были убраны только после заключения перемирия (1944 г).
 Постепенно оптимизм Финляндии, вызванный успехами немцев на советском фронте в 1941 году, стал спадать. Германская военная машина дала сбой в жестоких русских холодах 1942-го. Отношение к военнопленным значительно изменилось после того, как маршал Маннергейм вывел управление лагерями из-под ведомства Гражданской обороны и полностью подчинил его Верховному командованию. Это могло быть следствием не только разгрома германских войск под Сталинградом, но и, в частности, результатом публикаций, появившихся в Швеции. Военнопленные стали получать гуманитарную помощь от финского Красного Креста. В Финляндии произошла смена политической власти, и ряд министров, поддерживаемых Германией и известных как "министры войны", вынуждены были уйти в отставку. Восстановление мира стало основной задачей нового правительства. После наступления советских войск на Карельском перешейке в июне 1944-го - 19 сентября 1944 года было подписано перемирие между СССР и Финляндией. Согласно этому перемирию, 44.453 военнопленных были депортированы в Советский Союз. В финском плену находилось 64.188 военнослужащих, из них погибло около 18.700 человек, что составило 29,1 процента от общего числа взятых в плен.

 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР

 - Вы обнаружили списки советских военнопленных,
которых отправляли в Германию. Скажите, в них указывалась национальность?
- В этом-то и весь ужас. Финны, распределяя военнопленных по группам, скрупулезно указывали: молдаване, украинцы, евреи, белорусы, татары, киргизы, якуты. Они не забыли даже маленькие народы. К чему бы финнам делать такое деление? Более того, каждый месяц они составляли отчеты о численности лагеря, и там прослеживается это деление. Вот, например, список: "казахи - 62, узбеки - 23, евреи - 53..." То есть финны точно знали, кто находится в их лагерях.
- Известно, что евреи, попадая в лагеря, старались не указывать свою национальность.
- Да, подобное происходило в финских лагерях. Так, в личной карточке Янтовского значится "русский". Но что мне бросилось в глаза - например, военнопленный Шимон Фридман назвался белорусом, а финны засомневались. Видите, слово "белорус" перечеркнуто и исправлено на слово "еврей". А в некоторых карточках и вовсе написано -"жид".

 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР

 «Евреи до пленения служили в разных частях Красной армии и проживали в разных районах Советского Союза, в основном же, однако, они были из Ленинграда. Евреи распределялись по лагерям вместе с русскими, при этом последние составляли значительное большинство. Всего в Финляндии насчитывалось 32 лагеря. Например, по данным военного архива в августе 1942 года 98 евреев числилось в лагере в Сортавала. В лагере в Выборге находилось 53 еврея.
Офицеры-евреи помещались в офицерском лагере, а евреи-политработники находились в лагере вместе с другими политработниками. Трое военнопленных-евреев были переданы из Финляндии в Эстонию и там попали в руки гестапо.
 Судьба еврейских военнопленных в Финляндии отразила не идейный расизм или нацизм финнов, а распространенное в народе недоверие к "чужим" (ксенофобию). В 1938-1939 годах в Финляндию переправилось около 200 евреев, бежавших из стран, захваченных к этому времени Германией. Летом 1942 года беженцы-мужчины были перемещены в Лапландию, неподалеку от расположения немецких войск.
 Судьбой евреев была обеспокоена еврейская община Финляндии. Напряженность среди евреев Финляндии достигла пика в октябре-декабре 1942 года, во время так называемого кризиса беженцев. Еврейским беженцам из Центральной Европы помогал комитет беженцев, учрежденный общиной евреев Хельсинки еще в 1938 году. Финские еврейские семьи сосредоточили свои усилия на помощи финским солдатам-евреям и их семьям, принимая евреев, эвакуированных из Виппури, и помогая более чем 200 еврейским беженцам из Центральной Европы, которые пытались найти в Финляндии временное убежище.
В декабре 1942-го в Германию было депортировано 8 евреев. Факт передачи беженцев в Германию вызвал острое осуждение на страницах шведской печати.
 В октябре 1942 года член комитета беженцев Авраам Стиллер был уведомлен о предстоящей отправке в Эстонию с последующей передачей в руки немцев группы еврейских беженцев. Он немедленно обратился к министру финансов Вайно Таннеру и предотвратил депортацию. Однако 6 ноября 1942 года восемь еврейских беженцев вместе с 19 другими советскими людьми были возвращены в Таллинн и переданы в руки нацистов. Только один из этих людей сумел пережить Холокост. Случай депортации вызвал дебаты в Финляндии и получил широкое освещение в прессе Швеции.
 Эмиссар Сохнута в Швеции С. Адлер-Ру-дель (1894-1975), вероятнее всего получивший информацию от финских евреев в Стокгольме, описал ситуацию, в которой находились еврейские заключенные: "Их положение ужасающе, они получают только половину от рациона солдат (финских) и выполняют тяжелые физические работы. Немцы вместе с некоторыми финскими офицерами настаивают на том, чтобы условия содержания евреев были плохими, все это сопровождается антисемитской пропагандой среди заключенных других национальностей". Если даже пропаганда не достигала большого успеха, она в любом случае способствовала ухудшению положения заключенных евреев. Юси Неймес, финский солдат-еврей, участник войны, свидетельствует, что военнопленные неевреи издевались над евреями и воровали у них еду.
 Еврейское телеграфное агентство сообщило в июне 1944 года о дискриминации военнопленных-евреев. Юси Неймес, финский солдат, еврей, вспоминает притеснения евреев со стороны военнопленных неевреев, отбиравших у них паек. Юси Неймес получил в связи с этим разрешение от своего начальника подкармливать пострадавших. Хенах Чисик, также финский солдат-еврей, сообщил, что однажды двое эсэсовцев прибыли в лагерь и приказали евреям выйти из общего строя. Двое военнопленных вышли вперед и назвали себя евреями. Их увели, и дальнейшая их судьба Чисику неведома. Известен также случай, когда у финского офицера-еврея, служившего в лагере для военнопленных на полуострове Ханко, денщиком был еврей -советский военнопленный.
 По воспоминаниям И. Гуревича, весной 1942 года евреи, находившиеся с ним в лагере, были собраны в одном бараке, якобы для переправки в Германию, но потом они неожиданно были привезены в лагерь Наараярви. Ш. Янтовский пишет, что после поражения немцев под Сталинградом условия содержания военнопленных в лагере Кондопога изменились к лучшему. Лагерь посетил маршал Маннергейм, были сменены комендант и охрана лагеря».

 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР

 - Указано ли в списках военнопленных, переданных в Германию, кто иx отправил и кто принял с немецкой стороны?
- Да. Вот, например, список от 26 октября 1941 года. Военнопленных из лагеря номер 1 (52 человека) получил штурмбанфюрер такой-то. В этом списке я нашла профессора из Санкт-Петербурга Александра Исааковича Малкиса, Пинхуса Залмановича Думова, Айзека Иделевича Райхмана. Тут есть даты рождения этих людей, указано место, откуда они призывались в армию. И это не единственный список, я просто не успела найти все. Я нашла 69 евреев, которые были отправлены таким образом немцам. Что сейчас важно - разыскать в Израиле или Санкт-Петербурге родственников людей из этого списка. Они наверняка не знают, что случилось с их близкими, - ушли на войну и не вернулись. О тех, кто не был передан немцам, а умер в финском плену, тоже можно кое-что узнать. Может быть, кто-то захочет прочитать кадиш на могилах погибших. А чтобы найти эти могилы, нужно обратиться к правительству Финляндии с просьбой о содействии в поиске. Пойти в хельсинкский архив, поднять списки. Там же имеются карты могил бывших лагерей военнопленных.

 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР

 «Термин "еврейский лагерь" впервые был использован в воспоминаниях бывших военнопленных-евреев и нигде в архивных материалах нам не встречался. Мы предполагаем, что существовало по крайней мере 2 отделения или рабочих участка предприятия, куда посылались исключительно военнопленные-евреи. В Лоуколампи, самом крупном из таких предприятий, военнопленные-евреи работали на химическом заводе Лескинена. В Монгола, в нескольких километрах от Лоуколампи, располагались шахты, где добывали калийные минералы, служившие сырьем для химического завода. Неподалеку находились и торфяные разработки. Торф использовался в качестве топлива для химического завода. Другим топливом был лес, доставляемый из окрестных лесов. На лесоповале также работали евреи.
 Сколько евреев подвергалось единовременной изоляции? Еврейское телеграфное агентство указывало такую цифру - 200 военнопленных-евреев. Э. Матлина собрала архивные сведения о 223 военнопленных-евреях. По данным Ж. Вайнштейна, всего среди военнопленных в 1942 году было около 300 евреев. Можно предположить, что в действительности в финском плену было значительно больше евреев. Однако многие из них скрывали свою национальность».

 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР

- Какую цель вы преследуете своими архивными изысканиями?
- Я хочу, чтобы правительство Финляндии предало эту историю огласке. Чтобы мы могли найти могилы, о которых финны никогда не заявляли и которые сегодня никто не посещает. В военном архиве я видела карты захоронений военнопленных, умерших в лагерях. Видимо, могилы большинства из них и сегодня можно найти по этим картам. Ведь нам известны имена, даты рождения военнопленных, в каком лагере они находились и когда умерли.
- Когда вы пришли в архив и написали требование, в котором указали интересующую вас тему, это не вызвало противодействия со стороны работников архива?
- Нет. Напротив, они мне очень помогли в моем поиске. Противодействие я встретила только со стороны отделения Красного Креста в Хельсинки, куда обратилась с просьбой поработать в архиве. Они потребовали от меня документы, письмо от университета. Думаю, что это была не просто бюрократия. Они не очень-то хотели, чтобы кто-то копался в этой теме. А иначе - почему они до сих пор не опубликовали эти факты? Потому что, возможно, живы исполнители приказов об отправке советских военнопленных в Германию или их дети. Никто не желает сегодня подобного скандала.
- Вы сказали, что в списках указаны имена финнов, отправлявших заключенных немцам...
- Да, но мне кажется, что тут важнее докопаться до того, кто отдал такой приказ. Исполняли его люди маленькие, которые не могли не подчиниться. Я, например, знаю, что во время войны военнопленными занимался человек, который позднее в течение многих лет был главным редактором крупной финской газеты и ныне его потомки занимают высокое положение в обществе. Не думаю, что они заинтересованы в подобном скандале.

 ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СЭРЫ БЕЙЗЕР:

 «Условия работы в отдельных еврейских лагерях были или такими же, как в общих, или отличались в лучшую сторону. "Нас было 50 человек в одном бараке, - пишет бывший заключенный Ш. Янтовский, - пищевой рацион был примерно такой же, как в лагере для военнопленных. Но удавалось получить лишнюю картофелину или молоко с фермы, иногда приходили посылки от еврейской общины Финляндии или Красного Креста".
 Среди явлений, показавшихся заключенным лучом света в темном царстве, был и приезд Ульфа Карми, учителя еврейской школы в Хельсинки, которого заключенные приняли в качестве раввина, посланного финской еврейской общиной в конце 1943-го или в самом начале 1944 года.
 Еврейская община, знавшая о существовании еврейского лагеря, обратилась к командованию лагерями с просьбой разрешить посещение раввином военнопленных-евреев. Однако в это время в финской общине официального раввина не было, и в письме от имени еврейской общины, подписанном ее главой, Ионасом Якобсоном, в качестве раввина фигурировал Уль Маркус Карми.
 Два бывших еврейских заключенных вспоминают визит Карми: "Он привез нам подарки от еврейской общины Хельсинки и учил нас еврейским песням (одной из них был будущий гимн Израиля - "Атиква")". Фактически Карми получил звание раввина, но занимался он другими богоугодными делами: посещал еврейских беженцев, финских солдат-евреев и военнопленных. Хельсинкский же раввин Шимон Федерсбург покинул Финляндию в 1940 году. Визиты Карми до сих пор путают многих исследователей, которые указывают на то, что в 1943 году в Финляндии не было раввина...
 Несомненно, определенную помощь военнопленным-евреям предоставлял Красный Крест. Он был связан с Хельсинкской еврейской общиной и информировал ее о наличии 300 военнопленных-евреев в финских лагерях. Авраам Штиллер, член еврейской общины, особенно много занимался организацией помощи еврейским военнопленным, ходатайствовал за них перед властями, проявлял инициативу в сборе лекарств, пищи и одежды для военнопленных-евреев. Многие евреи, получившие посылки, передавали свою благодарность Хельсинкской еврейской общине.
 Сведения о контактах еврейской общины с еврейским лагерем требуют дополнительной документальной проверки. Но и имеющиеся данные показывают положительную роль общины в поддержании морального и физического состояния плененных евреев. Было бы желательно найти дополнительные материалы, проливающие свет на вопрос о том, по каким причинам и с какой целью был создан уникальный еврейский лагерь.

 ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЭРОЙ БЕЙЗЕР

- Проявил ли интерес к этой теме Центр Визенталя?
- Я говорила с представителем центра в Израиле - Эфраимом Зуровым. Он очень заинтересовался этой проблемой, но считает, что прежде, чем обратиться к финскому правительству, мы должны найти хотя бы одного человека, родственник которого был выдан финнами немцам или умер в финском плену. А для того, чтобы найти родственников погибших, я решила обратиться к вам - ведущей израильской русскоязычной газете с просьбой опубликовать имена военнопленных-евреев, которые я обнаружила в хельсинкском архиве. Дальше можно предпринять следующий шаг: если родственники погибшего могут рассказать нам его историю (наверняка были письма с фронта или свидетельства уцелевших однополчан), мы могли бы опубликовать ее в финских газетах, а также потребовать ответа на вопрос: почему Финляндия передавала военнопленных, в том числе и евреев, немцам. Почему она нарушала Гаагскую конвенцию? Кто отдал такой приказ и почему? И почему Финляндия сочла возможным, тем более в 1943 году, после международного скандала 1942 года вокруг еврейских заключенных, нарушить международную конвенцию о военнопленных и отправить немцам партию людей, среди которых было немало евреев?! Нам известно, где и в каком лагере это произошло, в какой день, кто был отправителем и кто - получателем. Кстати сказать, я своими глазами видела в архиве документы относительно военнопленных, где была приписка - "копию в "Красный Крест" не посылать". Такая отметка свидетельствует только об одном - о желании что-то скрыть. Это грязная история, и чтобы найти ее концы, надо вернуться в архив и продолжить работу.
- Финских евреев не депортировали?
- Нет. Только "чужих" и только тех, кого финны считали "политруками".
- Как увязать эту историю с тем, что финны, по сравнению с другими союзниками немцев, относились к советским военнопленным (в том числе и евреям) не так жестоко?
- Такое отношение проявилось в конце войны. А мы говорим о том, что было до того. Если из числа военнопленных, находившихся в Финляндии, не вернулась домой треть - это слишком большая цифра, чтобы ее проигнорировать или списать на холодную зиму 1942-го...

Шели Шрайман, Ян Топоровский, май 2000-го

 Часть третья: незакрытый счет

 Это кажется чудом. Правительство Финляндии выделило два миллиона евро на
расследование проблемы, поднятой нами в статье "Зачем был создан рай в
аду?" ("Окна" от 18 и 25 мая 2000 года). Об этом мы узнали во время
недавней встречи, проходившей в Иерусалиме с участием героев
нашей статьи: историка Сэры Бейзер, родственников военнопленных-евреев, чьи
фамилии мы привели в своем рассказе, и представителей страны Суоми.
 Пять лет назад мы опубликовали свое журналистское расследование судьбы
пленных евреев, попавших во время Второй Мировой войны в финские концлагеря.
Привели и списки советских военнослужащих-евреев, переданных финнами
нацистской Германии. Мы надеялись таким образом вернуть из небытия имена
людей, сообщить их родственникам о том, что случилось с ними - ведь многие
считались пропавшими без вести. А кроме того, от их имени мы намеревались
задать правительству Финляндии вопрос: почему Финляндия передавала
военнопленных евреев немцам? Кто отдавал подобные приказы? И почему
Финляндия сочла возможным после международного скандала, разразившегося в
1942 году, когда финны, нарушив международную конвенцию, передали немцам
восемь евреев, заведомо обреченных на уничтожение, - вновь отправить в
Германию военопленных-евреев?
 Инцидент с восемью евреями вошел в историю Финляндии как позорный. Однако, ни о каких больше еврейских смертях, которым способствовало тогдашнее правительство страны Суоми, не упоминалось, ибо считалось, что ничего подобного в Финлядии повториться не могло. Напомним, читателям, что в знак скорби по восьми евреям, преданным гестапо, финны основали под Иерусалимом деревню под названием "Яд ха-Шмона" ("Память о восьми"). Однако на самом деле жертв было
гораздо больше.
 Статья "Зачем был создан рай в аду?" основывалась на документах, которые свидетельствовали о том, где и в каком лагере это произошло, в какой день, кто был отправителем "груза", а кто - получателем. На некоторых из документов, извлеченных из архива, была сделана приписка: "Копию в "Красный Крест" не посылать", что также указывало на желание скрыть деяние.
 После публикации материалов расследования в редакцию "Вестей" обратились родственники военнопленных, проживающие ныне в Израиле. Большинство из них не знали о дальнейшей судьбе своих близких, пропавших без вести, и вдруг обнаружили их имена в наших списках, добытых из финского военного архива в Хельсинки.


 Возвращение из небытия (из писем, поступивших в редакцию):

 "Опубликованная в "Окнах" от 18 и 25 мая 2000 года статья "Зачем был создан
рай в аду" меня буквально потрясла. В ней приведены списки советских
военнослужащих-евреев, взятых в плен финнами и переданных нацистской
Германии. Я обнаружила в них своего родного брата Льва Макаровича
Рогинского, 1914 года рождения. В действительности его отчество было
Маркович: возможно, здесь вкралась ошибка, а, может быть, он сознательно
назвал русское отчество, чтобы уцелеть.
 Пятьдесят пять лет я искал своего брата по всевозможным инстанциям, включая финские. И вот, наконец,нашел...
 Мой старший брат Лева - бывший житель Ленинграда, 21 июня 1941 года он окончил Ленинградский электро-технический институт, а на следующий
день началась война. 23 июня 1941 года мой брат явился во Фрунзенский
военкомат и записался на фронт добровольцем.
 Единственное письмо от брата пришло в начале августа 1941 года, в нем он сообщал, что находится в Карелии и что ему присвоили звание заместителя политрука роты. Замполиты имели в петлицах четыре треугольника. Мне кажется, что именно это и послужило основанием для его выдачи фашистской Германии (список
депортированных номер 1 от 26 октября 1941 года). Дальнейшая его судьба
совершенно очевидна.\Борис Рогинский, Кирьят-Оно"


 Воспоминание о прошлом


 Напомним суть истории, которая начала раскручиваться одиннадцать лет
назад, после того, как финские документалисты сняли фильм "Рай в аду", где
рассказывалось о еврейском лагере, созданном в 1940-х годах на территории Финляндии. В основу ленты легли воспоминания бывших военнопленных: профессора Шимона Янтовского (ныне покойного) и Арона Глезина. Второй канал финского телевидения проводил съемки этого фильма в Финляндии - в местах, где находился еврейский лагерь.
 Впервые на этот факт обратил внимание Шимон Янтовский и его жена. Именно они заговорили об изоляции евреев и их отправке в специальный лагерь. До сего момента никто в Финляндии не подозревал о том, что подобный лагерь существовал на территории их страны. Однако в Хельсинском военном архиве были обнаружены
20 списков (на самом деле их может быть гораздо больше!), состоявших
исключительно из еврейских фамилий. Это рабочие разнарядки "еврейского"
лагеря, "командировки" контингента для выполнения определенной работы.
Существование еврейского лагеря подтвердил и Олави Понкала, охранник
лагеря: после просмотра фильма он опубликовал отклик в местной газете.
 Для финнов (и не только для них) события фильма стали настоящим открытием.
Считалось, что финны, в отличие от других союзников Германии, не отправляли
евреев - граждан своей страны в гетто и не депортировали их в лагеря
смерти. Это достоверный факт. Но никто и никогда не задвался вопросом, а
как они относились к военнопленным-евреям из других стран? Зачем финами
был создан "рай в аду"? С какой целью? Герои фильма - бывшие военнопленные,
например, считали, что только благодаря пребыванию у финнов, в еврейском
лагере, им и удалось остаться в живых. Они даже утверждали, что человеку,
отдавшему приказ о создании такого лагеря, где условия жизни были более
сносными, чем в других, надо присвоить звание Праведника Мира. Но так ли
это было на самом деле? И что стояло за всем этим? Возможно, лагерь был
создан благодаря стараниям местной еврейской общины? Принадлежала ли идея
приверженцам нацистов или, напротив, людям из демократического лагеря? А,
может быть, еврейский лагерь появился по распоряжению Маннергейма,
сочувственно относившегося к евреям? Однако, бывшие военнопленные
вспоминают, как надзиратели запугивали военнопленных-евреев тем, что их,
якобы, собираются передать немцам. Профессор Янтовский во время нашей
встречи в 2000 году, рассказывал, что охранники лагеря-финны проявляли
большой интерес к исходу Сталинградской битвы. Когда однажды на их вопрос:
"Кто победит в этом сражении - русские или немцы?", Янтовский дерзко
ответил "русские", на него тут же обрушился град ударов.
 Михаил Шлейфер в своих воспоминаниях сообщает, что группу военнопленных-евреев, в составе которой он находился, изолировали из общего лагеря, намереваясь транспортировать в Германию, однако в последний момент заменили на
украинцев, которых немцы не уничтожали. Евреев же доставили в распределительный лагерь, а затем - в еврейский.
 Но, оказывается, существовали и другие списки, о которых мы узнали благодаря историку и исследователю Сэре Бейзер - финской еврейке, репатриировавшейся в Израиль в 1974 году. Она обнаружила их в Хельсинском архиве Второй мировой войны. Это списки тех советских военнопленных, которые были переданы финнами немцам в 1943-м. Среди них немало еврейских имен. Всем ясно, что ожидало евреев в немецком лагере.
 Сэра приводила в своем исследовании данные, взятые из разных источников. Например: финская армия захватила 64.188 пленных, часть которых находились в Лапландии, часть - на юге. В конце 1944 года финны вернули в Россию 44.453 военнопленных. Куда делись 19.735 человек? Что с ними случилось? Финские историки утверждают, что поскольку зима 1942-го была очень суровой, многие военнопленные умерли от холода и болезней.
 Что же касается военнопленных-евреев, то в конце 1942-го, как мы уже упоминали, их отделили, создав для них отдельный лагерь. Возможно, на всякий случай, ожидая, каким будет исход войны, и если немцы победят, то финны передадут им этих военнопленных. Во всяком случае, мы не можем исключить и такой
версии.
 Сэре Бейзер удалось обнаружить в архиве карточки с примечаниями: "отправлен в 1942 году". На них значились и еврейские фамилии. Сэра стала интересоваться дальнейшей судьбой этих людей. И обнаружила, что они были переданы Германии. Если бы это происходило в самом начале войны, финны могли бы и не знать, что ожидало евреев у немцев, но речь шла о 1942-м и 1943-м годах!
 Сэра подчеркивает, что, согласно версии финнов, они не передавали немцам военнопленных по национальному признаку. Речь шла только о коммунистах, политруках, среди которых были и евреи, то есть – о политической акции. Однако, снова подчеркнем одно важное обстоятельство: в 1943-м году финны не могли не знать, что в первую очередь уничтожали евреев, а не политических. Еще один немаловажный факт: распределяя военнопленных по группам, финны скрупулезно указывали: молдаване, украинцы, евреи, белорусы, татары, киргизы, якуты... Не забывали даже самые маленькие народы. К чему бы проводить подобную селекцию? Более того, в ежемесячных отчетах о численности заключенных в лагере эта
тенденция отслеживается с завидным постоянством: "казахи - 62, узбеки -
23, евреи - 53..." А как расценить такой факт? Один из военнопленных,
Шимон Фридман, назвался белорусом, но финны засомневались, перечеркнув
прежнюю запись в графе национальность и исправив ее на "еврей".
 Перед нами - список людей, которые были переданы финнами немцам. Военнопленных из лагеря номер 1 (52 человека) получил штурбанфюрер такой-то. В этом списке среди прочих - имя профессора из Санкт-Петербурга Александра Исааковича Малкиса, а также Пинхуса Залмановича Думова, Айзека Иделевича Райхмана. После того, как Сэре удалось отыскать в подобных списках 69 евреев, которые были отправлены немцам, она хотела только одного: чтобы правительство
Финляндии предало эту историю огласке и установило, кто отдал подобный
приказ.


Возвращение из небытия (свидетельство выжившего)


 Бывший военнопленный Авраам Бакман, живущий ныне в Беэр-Шеве, вспоминает:
 -Я увидел в ваших списках фамилии людей, с которыми встречался в плену. Сам
я попал в плен 29 августа 1941 года в возрасте 23 лет. Поскольку меня
ранило, то сначала оказался в госпитале, где провел три с половиной месяца.
Начальник госпиталя, заглянув в мою карточку и увидев, что я еврей, сильно
ударил меня кулаком в лицо со словами "все жиды - коммунисты", после чего я
потерял сознание. Когда я очнулся, то узнал, что он распорядился
ампутировать мне раненую руку, хотя ее можно было спасти. Я уговорил
хирурга этого не делать. Тот просто зашил рану и кое-как наложил гипс, так
что кости срослись криво, и в результате я стал инвалидом, но руку все же
сохранил. За все время, что я находился в госпитале, ко мне больше не
подходил ни один врач. Потом меня отправили в лагерь, который находился в
Нара-Ярви, где были ужасные условия. Это был настоящий лагерь смерти:
каждое утро из бараков выносили несколько трупов - люди умирали от холода и
голода. Потом меня переправили на остров Ханко, где хотя бы кормили.
Благодаря этому я и выжил. Я слышал, что в 1942 году немцы потребовали от
финнов выдать им военнопленных евреев, но маршал Маннергейм этому
воспротивился.
 Мы работали на каменоломнях, валили лес. Сначала с нами были и русские, но потом из куда-то перевели и остались одни евреи. Нормы выработки были очень тяжелыми, надзиратели не учитывали, что я могу работать только одной рукой. Однажды за невыполнение нормы меня наказали, заставив стоять два часа с двухпудовым мешком на плечах. Когда с меня мешок сняли, я тут уж упал. Что и говорить, муки я прошел страшные, а освободился из лагеря только в октябре 1944-го. В НКВД меня, конечно, допрашивали, но выпустили - что взять с инвалида, а других тут же отправляли в лагеря, только уже советские. В Израиль я репатриировался в декабре 1990 года.



 История только начинается...


 - После публикации вашего журналистского расследования, ко мне стали обращаться родственники военнопленных,обнаружившие в списках имена своих близких, - рассказывает Сэра Бейзер. - Мы с мужем (он - выходец из бывшего Союза, владеет русским) сверяли данные, которые значились на карточках из хельсинкского архива, с теми, что называли нам они. Были очень волнующие моменты. Например, человек говорил: "Мы до войны жили на улице Марксистов, а вот номера дома я уже не помню". "Случайно, не в шестом доме?" - спрашивали мы, а они начинали плакать: "Точно, в шестом, откуда вы знаете?" - "Из финского архива".
 ...Надо помнить, что за ушедших на фронт, но "пропавших без вести" в СССР никаких льгот или пенсий не выплачивали. А если еще и становилось известно, что
человек оказался в плену, то его родным и вовсе приходилось несладко. Но
многие все-таки пытались разыскать близких, узнать о них пусть и горькую,
но правду. В советских инстанциях ответ всякий раз был стандартным:
"никакими сведениями о вашем муже (отце, брате, племяннике) не
располагаем".
 - Есть истории просто уникальные, - продолжает Сэра, - например, один человек ныне живущий в Германии, благодаря вашему расследованию только сейчас узнал, что его отец был передан немцам и окончил свои дни в стране, где теперь живет он, его сын.


 Возвращение из небытия (из писем, поступивших в редакцию:


 "Борис Киселевич Фиштейн приходится мне дядей. Он закончил ленинградскую
лесотехническую академию, затем работал в Карелии на деревобрабатывающем
комбинате - кажется, главным инженером. С началом войны дядю забрали на
фронт, где он и попал в плен к финнам. Его мама, моя бабушка, не верила в
гибель своего сына. Она всю жизнь твердила, что ее Борис жив.
 О том, что произошло с моим дядей, я узнала только в Израиле - из вашей статьи, и тут же позвонила сестре в Америку, рассказав об этом. Недавно сестра спросила меня: нет ли новых сведений о последних днях жизни Бориса Фиштейна. Жаль, что я не смогла быть на встрече с финнами в Иерусалиме, где шел разговор о
военнопленных финских лагерей.
 А теперь приведу данные моего дяди, которыми я располагаю. Борис Касьянович Фиштейн (Борух Кисильевич) родился 1.01.1912 года. Его мама - Фиштейн Шейна Эня Мееровна, отец - Фиштейн Кисиль Ошерович. Последнее письмо от дяди пришло из Карелии в 1941 году, в нем он писал родным о том, что получил повестку из военкомата. Больше писем не было.
 У дяди были сестра и брат: Фиштейн Бронислава Касьяновна (Бруха Кисильевна), 1916 года рождения, Фиштейн Симха Кисильевич, 1908, или 1910 года рождения. Их мама умерла, когда они были маленькими, и детей воспитывала мачеха - Маргулян Эсфирь Ароновна, заменившая им мать.
 После войны наша семья отправляла запросы в "Красный Крест" и в архив. Но всюду отвечали, что сведений нет. Мама ходила в МВД, но там сказали: "Не ходите
и не ищите - вашего родственника нет в живых и сведений о нем нет". Дядя
родился в Житомире. До войны его семья жила на улице Бердичевской.
 Алиса Ильницкая".



 История только начинается... (продолжение)


 ...В апреле в Иерусалиме состоялась встреча по случаю приезда в Израиль генерального директора Национального архива Финляндии доктора Юсси Нуортева, а также профессоров и докторов наук из финских университетов и академий - Перри Хаапала, Хенрика Мейнандера, Тейя Тииликайнен; директора хельсинкского военного архива Второй Мировой войны Яана Килькки; профессора из Турции Мартина Шейнина; доктора Джона Скриина из Лондона, которые прибыли в Израиль, чтобы совместно разобраться в истории с передачей немцам военнопленных-евреев во время Второй мировой войны. Помимо журналистов и сотрудников мемориала "Яд ва-Шем" на встрече присутствовали историк Сэра Бейзер, Лея Сегаль - представительница семей бывших военнопленных, а также доктор Эфраим Зуров, руководитель иерусалимского отделения центра Симона Визенталя. Вот что рассказывает по этому поводу доктор Зуров:
 - Мне казалось, что правительство Финляндии не заинтересовано в скандале и не
собирается проводить какого-либо официального расследования по поводу судьбы военнопленных, отправленных в нацистскую Германию. Как только я узнал об этой истории, тут же отправил телеграмму, адресованную правительству Финляндии, в которой задавался единственным вопросом: "Почему нет официального расследования относительно бесчеловечной, обрекшей людей на уничтожение, депортации?" Копии телеграммы я разослал в редакции газет. Ответ - и это меня поразило! - прибыл в тот же день. В нем сообщалось, что по поводу этой истории будет создана специальная комиссия, которая займется расследованием событий прошлого, дабы пролить на них свет. Позже я узнал, что на эти цели правительство Финляндии выделило два миллиона евро, и в работе комиссии примут участие также историки из других стран. Мне известно, что в Финляндии уже состоялась научная конференция на эту тему, на которую были приглашены ученые из Германии, Норвегии, Италии, Франции...
 - С каким ощущением вы покидали иерусалимскую пресс-конференцию? - спрашиваем мы доктора Зурова. - Слова, прозвучавшие на ней, вас обнадеживает?
 - Я очень надеюсь на то, что истина будет восстановлена. Для нас это особенно важно, поскольку речь идет о неизвестной странице в истории Катастрофы. С другой стороны, имеющийся у меня опыт вызывает и некоторые опасения. Уже не раз другие страны декларировали в связи с Катастрофой правильные вещи, а поступали совсем
иначе. Но сегодня важно уже и то, что представители финской стороны подчеркивают: проблема действительно существует, и они приняли ее близко к
сердцу. Центр Визенталя будет внимательно следить за развитием событий.
Кстати, в связи со всей этой историей у меня появились еще кое-какие
надежды. Дело в том, что наш центр уже в течение двух десятков лет возит по
всему миру передвижную выставку о Катастрофе. В свое время я обращался по
поводу ее демонстрации к послу Финляндии, но он даже не удостоил меня
ответом. Может быть сейчас, в связи с вашим расследованием, что-то
сдвинется?


 Возвращение из небытия (из писем, поступивших в редакцию)


 "В финском плену оказался младший брат моего отца Ключик Янкель Абрамович.
Мне не было и трех лет, когда началась война, я дядю совершенно не помню.
Отец каким-то образом узнал потом, что его брат в составе советского
десанта был заброшен на территорию Финляндии, где сразу оказался у немцев.
После прочтения статьи Шели Шрайман и Яна Топоровского я связалась с
героиней очерка Сэрой Бейзер. Она показала мне книгу, в которой были
снимки советских военнопленных в Финляндии. Среди них я узнала своего
дядю, фото которого видела в семейных альбомах. А моего отца в 1948 году
в СССР арестовали как "врага народа". Трудно сказать, возможно, это было
как-то связано с тем, что случилось с его братом. Я не знаю, какое
положение мой дядя занимал до войны. О том, что он был в плену, узнала
только из газеты "Вести".
 Не так давно в Иерусалиме проходила встреча с представителями Финляндии по поводу военнопленных, содержавшихся в этой стране во время войны. Я там выступала (говорила по-немецки) и рассказала все, что знаю. Финны хотели увидеть человека, который бы подтвердил, что именно его родственник содержался в финском плену. А еще их интересовал следующий вопрос: не был ли мой дядя партработником или политруком, ибо, по утверждению финнов, они не выдавали немцам солдат-евреев, а только политработников и коммунистов.
 В Израиль приезжали финские корреспонденты, они брали у меня интервью, но то, что я им рассказывала, так и не было опубликовано. Позже они признались, что финское правительство не признает факта передачи немцам людей по национальному признаку
 Лея Сегаль»



 История только начинается...(продолжение)

Своим впечатлением о встрече поделилась с нами и Сэра Бейзер:
 - Я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, выделены огромные средства. В Финляндии был устроен грандиозный конкурс, из 700 исследователей-претендентов было выбрано пять специалистов: им-то и предстоит распутывать эту историю.
Комиссия приступила к работе несколько месяцев назад и сразу вышла на
специалистов по Катастрофе из других стран, обратившись к ним с просьбой о
сотрудничестве. Но в то же время представители финской стороны постоянно
подчеркивали, что речь идет не о простых военнопленных, а о бывших
политруках и комиссарах, что противоречит истине. У меня, напротив, имеются
свидетельства родственников военнопленных, которые утверждают, что их
близкие были простыми людьми и призывались на фронт в качестве солдат, а не
офицеров. Я и сама видела в личных карточках военнопленных, хранящихся в
архиве, записи, указывающие на их профессию: "парикмахер", "шофер" и так
далее. Кроме того, я еще в начале встречи просила предоставить
слово родственнице одного из военнопленных - Лее Сегаль, а ей все говорили
"потом, потом", и в результате она выступила только в самом конце. У меня
невольно появилось ощущение, что представители финской стороны боялись, как
бы Лея не затронула в своей речи вопрос о компенсациях, что, в общем-то,
было бы совершенно справедливо.
 Или такой факт, правда, из другого ряда, - продолжает Сэра. - В Финляндии вышла книга писательницы Элины Сана на тему депортации советских военнопленных (она так и называется - "Те, что были отправлены"). Книга удостоилась премии, но финские историки проигнорировали ее, ссылаясь на то, что в ней не содержится ссылок на научные источники, а значит, речь идет о ничем не подтвержденной версии. Но я знакома с Элиной Сана и знаю, что сведения свои она добывала в том же хельсинкском военном архиве, что и я. Перу Элины принадлежит также книга о
восьми евреях, которые были выданы немцам в 1942 году - их отправили в
Эстонию, где ими занималось гестапо.
 - Элина Сана еврейка?
 - Нет. Просто Элина приняла эту историю близко к сердцу, она настоящий гуманист, участвовала в миссиях ООН. Но вернемся к встрече. Мне не понравились слова, которые произнес Юси Нортева: мол, тех, кого отправляли, уже давно нет в
живых, и мы не можем теперь узнать наверняка, что с ними случилось дальше.
Он сказал именно "случилось", старательно избегая слова "убили".\


 Возвращение из небытия (из писем, поступивших в редакцию):


 "Фамилия моего отца Линейкин. Как будто бы звучит как русская, но на самом
деле мы - чистокровные евреи. В финском плену оказался брат моего отца -
Моисей Линейкин. Он был молод, незадолго до плена женился. Вместе с женой
учился в ленинградском текстильном институте. Кажется, его жена даже
поступила в аспирантуру. Из текстильного дядя и ушел на фронт. Знаю, что
он был членом партии. У Моисея в то время уже была дочь. Она сейчас живет в
Америке.
 О том, что Моисей Линейкин попал в плен к финнам, я узнала, когда поехала учиться в Ленинград и встретилась с женой и дочкой дяди. Они рассказывали мне, что после войны их семью посетил человек, который рассказывал им о своей встрече с дядей в финском плену. Благодаря этому человеку стало известно и о том, что финны "сортировали" пленных и направляли евреев в отдельный лагерь. Линейкин пытался воспользоваться русским звучанием своей фамилии, но среди военнопленных нашелся человек, который знал дядю еще по Ленинграду - он и донес, что тот вовсе не Михаил, а Моисей, и что он еврей. Моисея Линейкина отправили в лагерь.
Предполагается, что в Освенцим. Перед отправкой Моисей попросил своего
русского друга: "Если останешься жив, зайди в текстильный институт. Там
работает моя жена - Коган Слава Марковна. Расскажи ей о том, что
со мной произошло".
 Фрида Хорина»



 Незакрытый счет


 Родные военнопленных-евреев, переданных нацистам, должны знать правду.
Может быть, они хотят разыскать место, где погибли их близкие и прочитать
по ним "кадиш"? Но в этой истории пока больше вопросов, чем ответов. Если
в Финляндии находились пленные, то именно эта страна, согласно
международной конвенции, несла за них ответственность. Ведь кто-то все-таки
отдавал приказы о передаче немцам пленных-евреев? И еще: те, кто находился
на принудительных работах в Германии, получили потом компенсации. Почему
их не получили люди, оказавшиеся на принудительных работах в Финляндии?
Говорят, некая сумма была выплачена советскому правительству, но она не
дошла до семей военнопленных, о которых идет речь. А может быть, финнам
есть смысл основать еще одну деревню в память об убиенных евреях? Но теперь
уже в своей стране. Ибо в Израиле хорошо помнят, как убивали евреев. Пусть
об этом помнят и в Финляндии.

Шели Шрайман, Ян Топоровский, 2005-ой год