Кое-что о Паломническом туризме

Владимир Давыдов
КОЕ-ЧТО О ПАЛОМНИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ.

В канун одной из очередных годовщин Куликовской битвы 1380 года я неожиданно почувствовал, что хочу оказаться на Куликовом поле в этот день - 8 сентября.

Причем я захотел добраться туда самостоятельно. Без помощи турбюро то есть. Тем более, что в тот год регулярных маршрутов такого рода не существовало.

Добираться до Куликова поля надо было через Тулу.
Хотя в самой Туле тоже много чего интересного можно найти, я ограничился территорией автовокзала. Скоротать время ожидания областного автобуса мне помогали огромные буквы   на крыше многоэтажного здания по соседству. Фраза выглядела так: "Значение Тулы для республики огромно..." (В.И.Ленин).
Все время, которое я провел на автовокзале, я смотрел на эту мантру и с   добрым сарказмом заканчивал про себя эту фразу Ленина. Ибо целиком его высказывание было таким: " Значение Тулы для республики огромно...но народ там не наш".
Так я провел полтора часа  в размышлениях о великом искусстве говорить правду, одну лишь правду , ничего кроме правды...но-  не ВСЮ правду…
Наконец, подошел и мой автобус "Тула - Куркино". Как мне объяснили знающие люди, ехать надо на Куркино, и выйти где-то не доезжая его.

....О самой дороге сказать особо нечего. Ландшафт, плавно переходящий от лесного к лесо- степному...Городки...Поселки...Остановки...Техногенный пейзаж...Пыль...
В Богородицке остановка была чуть дольше обычной. Я смотрел из окна автобуса на дорогу: невдалеке на телеграфном столбе висел большой плакат "Осторожно! Дети переходят дорогу!".
В тот момент под этим плакатом шла похоронная процессия. Человек, с большим деревянным крестом на плече...Люди в черном...

...и опять потянулась дорога.
……………………………………………………………………………………………………………………..
ПОПУТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В 1380 году на территории русских княжеств проживало 12, 3 млн человек, а на территории Золотой Орды - 35, 2 млн. человек.
...Каков же был национальный состав войск Мамая?
Из исторических документов известно, что во времена монгольской оккупации Руси русские княжества не только платили дань, но и обязаны были поставлять солдат для армии правителей Золотой Орды. Следовательно, в армии Мамая были не только русские воины, мобилизованные на территории Золотой Орды
( а это нынешние Воронежская, Тамбовская, Ростовская области), но и те , которые были призваны с территорий княжеств, подвластных или союзных Дмитрию Донскому!...

...В древней повести "Задонщина", в которой описана Куликовская битва, автор противоборствующие стороны   описывает так : "христиане" ( воины Дмитрия Донского), и "басурмане" ( воины Мамая). Надо полагать, что в число "басурманов" автор "Задонщины" включал  также и РУССКИХ язычников или вообще - всех РУССКИХ- НЕХРИСТИАН.
Другими словами - автор "Задонщины" противостоявшие войска различал не по национальному  признаку, а по различию в образах жизни людей.
Примерно так же, как во время гражданской войны, когда противоборствующие стороны различались по принадлежности к идеологии - на "большевиков" и "контрреволюционеров"....
Если же в Золотой Орде численность собственно татар ( то есть не-русских) была во много раз меньше, чем русских, то войну Дмитрия Донского с Мамаем можно скорее всего отнести к гражданской :)...
………………………………………………………………………………………………………………….

Ближе к вечеру автобус ехал по шоссе между сплошных полей. Я перебрался ближе к водителю.
Наконец, он остановил автобус у развилки с указателем "Кресты". "Вот здесь вам надо выходить," - сказал он и открыл дверь. "Пойдете по этой дороге. Километра через три выйдете прямо к памятнику на Куликовом поле." Я поблагодарил, вышел и - оказался в прямом смысле слова в бескрайней степи. Кроме указателя с несколько двусмысленным словом "Кресты" вокруг не было никого и ничего во всех направлениях, куда достигал взгляд.

Я пошел по асфальтированной дороге в указанном направлении. Где-то через километр- полтора миновал некий населенный пункт. Судя по его внешнему виду - и с точки зрения банальной эрудиции :) - это и был "Кресты".
Я ускорил шаг и миновал первую встреченную достопримечательность форсированным маршем.

....Еще через километр - полтора впереди возникли купола. Цель была уже близка....

Странное ощущение испытывал я, когда  у входа в храм - памятник увидел микроавтобус и группу  людей в костюмах с галстуками и ...явными признаками монголоидности на лицах. Они переговаривались по - корейско-монгольски, озирались вокруг, потом скрылись в храме. Я остановился и решил сперва осмотреть территорию.

Кроме храма- памятника Сергия Радонежского, построенного в 1913 - 1918 годах по проекту архитектора А.В.Щусева,  на Красном Холме находилась большая черная колонна - самый первый памятник в честь победы над войсками Мамая, построенный в 1848 -1850 годах по проекту А.П.Брюллова.
Недалеко от них находилось еще одно культовое сооружение, автора которого мне так и не довелось узнать - довольно вместительный общественный туалет. Что меня изумило, так это удивительная для данного заведения чистота и исправность всего, что должно быть исправным...
Наверное, процентов 30 своих позитивных впечатлений от этого путешествия я вынес из этого здания:).

...Тем временем корейско-монгольская группа покинула храм и - как их далекие предки в 1380 году - скрылась в степной дали. Правда, на этот раз - на микроавтобусе.

Я зашел в храм - и обнаружил, что я в нем совершенно один.
Появилась работница музея.
"Здравствуйте," - сказал я.- "Можно с вашей помощью узнать много нового и интересного о вашем музее и о самой Куликовской битве?"
"Можно,"- отвечала работница.-" Вам повезло. Раз в год, 8 сентября мы включаем нашу электрическую модель Куликовской битвы для посетителей..."
Я загордился.
Действительно, электрическая модель битвы была включена. Трудно сказать, насколько электричество углубило или расширило мои представления об этом событии, но всегда приятно ощущать легкую избранность.:)
……………………………………………………………………………………………………………………
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
Автор повести "Задонщина" сообщает , что у русских было 300 тысяч воинов. По сведениям историка Соловьева русская армия имела 150 тысяч человек. По некоторым другим сведениям у русских было 43 тысячи воинов, а у Мамая - 99 тысяч.
Но - общие потери сражавшихся в Куликовской битве оцениваются в 200 тысяч человек. Поэтому ближе всего к точности оценка  Ипатьевской летописи, в которой численность войск Мамая определяется в 400 тысяч человек. 150 тысяч конных, 150 тысяч пехоты и около 100 тысяч в обозе….
……………………………………………………………………………………………………………………..

После осмотра наконечников стрел, кольчуги и коллекции литературы, посвященной этому событию, не осмотренной остались лишь фотографии, сделанные 8 сентября 1980 года, года весь цивилизованный мир от Монголии до Тульской области отмечал 600-летие Куликовской битвы.
На фотографиях я мог наблюдать группу людей в штатском, среди которых было даже двое в генеральской форме. На разных фотографиях люди находились на разных местах, но состав их не менялся. Не менялся ни фон, ни передний , ни задний план, ни структура облачности...
Когда фотографии закончились, осматривать стало нечего. В общей сложности  у меня ушел весь световой день на то, чтобы добраться до этого музея - и примерно 45 минут на то, чтобы сделать по нему два полных круга по часовой и против часовой стрелки.

Возникла пауза, особенно тоскливая ввиду надвигающейся ночи.
В принципе, я человек привычный, мог бы и в копне сена переночевать...если бы эти самые копны где-нибудь наблюдались. Но сена не было. Я решился.
"Не подскажете, где здесь можно остановиться на ночь?"- небрежно обратился я к сотруднице музея.
" А вон, в Ивановке," - сразу поняла сотрудница. - "Там есть общежитие. Обратитесь к коменданту, она не откажет. "

Километр от Красного Холма до деревни Ивановки я прошел по хорошей дороге. Справа я миновал штук шесть больших деревянных павильонов, непривычной архитектуры. Они напоминали монгольские шатры. Нигде ни до , ни после я таких сооружений не видел. Если хотите - достопримечательность Куликова поля:) На павильонах были вывески, вроде "кафе", "сувениры", и тому подобное.
 Все двери были заколочены.
 Окна были побиты.

Село Ивановка за всю свою многовековую историю похоже пережило свой ренессанс  один раз - в 1980 году. При подготовке к Международному дню 600-ой даты Куликовской битвы.
В рамках этой подготовки в деревне была заасфальтирована центральная улица, воздвигнуто несколько двухэтажных коробок из бетонных панелей. В двух коробках не было ни окон, ни дверей...ни даже крыши.. Еще в одной были и двери, и крыша - это и было общежитие.
Коменданта я нашел сразу. Добрая женщина выдала мне ключ от комнаты,  некое постельное белье и один маленький , но очень большой совет:
"Вы когда спать ляжете, дверь закройте и никому не открывайте, как стучать начнут."
"А...что..стучать обязательно начнут?",- насторожился я.
"Молодежи делать нечего," - пояснила женщина. - " Вот они и балуют. Пьяные все к вечеру. Как бы чего не вышло"
Тут она увидела, что я быстро погружаюсь в глубокую задумчивость, и добавила: "Но обычно ничего не происходит".

Я прошелся по центральной улице деревни Ивановка. Улица была заасфальтирована. Имела тротуары и - бордюры.  Каждое утро и вечер по этой улице проходило стадо деревенских коров. Дворник по улице не ходил...

...Вдоль тротуара тянулся длинный забор из штакетника. Еще дальше в глубине  дворов тянулась череда сараев. За сараями стояли жилые дома.
Между забором и сараями простиралась нейтральная полоса. Жители домов выплескивали на нее помои, вываливали мусор ...и похоже делать это начали сразу после окончания торжеств 1980 года.
Я помог какой-то женщине поднести тяжелые сумки, и в качестве вознаграждения предложил ответить на один вопрос. Она согласилась
"Скажите, почему вот у вас такая хорошая центральная улица, асфальт, тротуар, вон даже кафе с рестораном есть - и такая грязь прямо на виду?"
Женщина опешила. Огляделась вокруг, как будто в первый раз увидела это все благолепие. И ответила: " А мы что? Мы давно говорим председателю, чтобы вырыл нам яму для мусора!! А он не роет!"...

...Весь вечер в дверь моей комнаты в общежитии действительно ломились подростки и вежливо кричали: "Откройте! Да откройте же!!!". Я в полемику не вступал.

...Забрезжило утро 9 сентября. Я покинул Ивановку и направился через огромное пространство бездорожья к селу Монастырщино, где хотел дойти до церкви, построенной над братской могилой воинов, павших в Куликовской битве.

Я шел по полям, по тропинкам, миновал рощицу, где прятался Засадный полк ( точнее, я миновал рощицу, которая росла на месте рощи, в которой прятался Засадный полк- хочется быть как можно точным в формулировках:)..

Я вышел к Непрядве. Сами собой выплыли строки А.Блока "...течет лениво, и моет берега...". Я шел к селу  и декламировал по несколько раз эти стихи.
В селе было тихо. Церковь была закрыта. Какой-то человек собирал плоские камни известняка и понемногу воздвигал забор. Все заборы здесь были из такого камня...

...стал накрапывать дождь...
Я зашел в сельсовет и некоторое время с интересом изучал графики роста удоев и расширения пашни. Бухгалтерша почти без удивления посмотрела на меня, когда я возник перед ней с вопросом: "Как и в какую сторону я могу покинуть территорию сельсовета?". Она объяснила, что остановка на Епифань находится на трассе, это метрах в 500 от села, на берегу Дона...
При слове "Дон" я вздрогнул от предвкушения новых переживаний...

Когда дождь прекратился, я  продолжил осмотр села,  одновременно продвигаясь к выезду из него.
Вскорести я действительно вышел на берег ручья. Рядом с мостиком высилась табличка "р.Дон".
На другом берегу была остановка, в которой мне предстояло провести неопределенное количество времени, ибо график движения автобуса был довольно условный. Кроме того, меня предупредили , что водитель может и не остановиться. В этом случае мой рассказ мог оказаться гораздо длиннее:(...
Обошлось.
Водитель остановился.

В этом автобусе я проехал Епифань, добрался до Новомосковска, где испытал культурный шок, когда увидел типичную московскую улицу, застроенную в 50-е годы "сталинскими" домами - и заметенную выхлопами Новомосковского химического комбината. Представить себе улицу Профсоюзную в таком виде невозможно. А увидеть ее все-таки в ТАКОМ виде  - и не ошалеть- просто невозможно!
...впрочем, это уже совсем другая история.

FINIS CORONAT OPUS

Как я уже говорил, любое путешествие - это, прежде всего, путь к Себе. Не я первый придумал, но полностью согласен.
Что касается паломничества, то тут похоже, могу претендовать на авторское засвидетельство.
В паломническом путешествии важна не цель.
И даже - не средства достижения.
В нем, как в "ожидании Свана", главное - то, что происходит вокруг и внутри путешественника по пути к его вожделенной цели.

Это ценное правило я вывел из проверенной на собственном опыте гипотезы.
Отправляясь в какое-либо сакральное место, надо быть внимательным к деталям самого Пути.
Иначе... в конце пути вас будет ждать уныние, а то и гнев.
.Оба - смертные грехи.
 Но ведь ехали вы не этим:)