Автоперевозки и монетизация

Дмитрий Ковригин
 АВТОПЕРЕВОЗКИ И МОНЕТИЗАЦИЯ
Глазами провинциального обывателя

 Познавать мир можно с самых разных позиций.
Есть удобная позиция пассивного наблюдателя – газетного чтеца, телезрителя…
Позиция удобная, но малопознавательная – нам показывают и рассказывают в основном то, что мы «должны» знать.

 Другое дело, когда ты сам оказываешься инструментом познания – неким «датчиком», погружённым в гущу некоей субстанции, называемой иногда «повседневность»…

 Мне приходится «погружаться» в автобус. К сожалению – практически каждый день.
Когда он приходит почти сразу, тем более – когда можно найти свободное местечко, сидишь себе и думаешь о своём, о разном…

 Но когда пропляшешь полчаса на остановке, затем втиснешься в душную «скотовозку» и трясёшься в ней битый и жёваный час, мысли вертятся вокруг одного. Проклинаешь эту узкую кривую дорогу вокруг аппендикса бухточки, через которую сто лет как не могут протянуть мост, эти тараканоподобные легковушки, бодро прущие изо всех щелей, либо приклеившиеся по краям в самых неподходящих местах … Проклинаешь их вонючие двигатели, их страшно деловых хозяев… Проклинаешь тех, от кого всё это зависит…
И – думаешь… Почему опять стало меньше автобусов и приходится терпеть «прелести» передвижения стоя? Когда, и главное, кто будет решать проблемы их небогатых пассажиров?

 В 2004-м году я прямо заслушивался бодрыми речами о грядущей монетизации и её «роли в будущем совершенствовании рыночных отношений». Мысль проста – многочисленные льготники «оплачивающие» проезд отмашкой бумажкой, отмашкой красной книжкой, лишают водителей зарплаты, а автопредприятия – средств не то, что на развитие, а и на элементарное «поддержание штаников». И это де сильно мешает «благотворному влиянию рынка».
 Совершенно справедливо!
Более того, частные автоперевозки – чуть ли не единственная отрасль экономики, созданная рынком, причём, созданная для народа. И рынком же успешно регулируемая.
(Оттого, наверное, она не даёт покоя различным «чиновным умам»)
Говорилось также, что льготники будут получать деньги напрямую, сами будут выбирать - купить водочки и идти пешочком или платить как все и ехать. И бабули не будут шерстить город на «бесплатных» частных (!) автобусах в поисках «чаго падешевше».
И мест станет больше, и автобусы новенькие появятся, и … Устал подтирать слюнку. Всё ждал, когда же, наконец, настанет Он – долгожданный 2005-й!
(Хотя опыт ехидно нашёптывал, что ждать чего-то хорошего в этой стране бесполезно, тем более – сверху.)

 Конец октября 2005 года. Дождался!
Сегодня в свой маршрут втиснулся с боем. Народ уже понадевал осеннее. Душно, протиснуться трудно. Ждал минут двадцать. Что происходит?
 А ничего. Льготники – всё те же. (Да ещё к ним добавилась практически вся мОлодёжь – учащиеся ездят за половину стоимости.)
Только если раньше льготнички махали перед носом водителя преимущественно всевозможными корочками, то теперь проезд «оплачивают» помахивая художественно выполненными нежно-сиреневыми бумаженциями. Типа – от подделки защищёнными.
Только вот мнутся они со временем, и попробуй, разгляди – не от господина Цветного Принтера ли те льготы? Впрочем, водителю это малоинтересно. Что он, должен по полчаса, что ли, стоять на остановках, рассматривая лукавые сии «документы». Да и какая ему разница. (Впрочем – если ловить поддельщиков, то количество махальщиков несколько уменьшится, но водителево ли это дело!?).
 Суть «оплаты» осталась прежней. Вот и суровеют лица водителей, вот и не хотят они вставать пораньше и «корячиться» на маршрутах… Доходность явно упала. Всё как всегда. Ловушка глупости крепка как никогда. Но только ли глупости?
 Где-то я слышал, что бумажки, так щедро раздаваемые льготникам, подсчитывают. А затем, на основании этих расчётов, якобы компенсируют затраты автопредприятиям.
Но это уже никакой и не рынок. Это абсурд чисто советского образца, либо нечто, гораздо более худшее. Какой смысл тогда вообще кого-то куда-то возить? Открой автофирму и получай свой кусок «бюджетного пирожка». Какой простор для обогащения «сильных мира сего»! (Представляете – раздать деньги «дружественным» фирмочкам, с одним «маленьким, но приятным» условием…)
 Но это уже из области предположений. Налицо же – дурные расходы (хотя бы на изготовление этих сиреневых чудес полиграфии, на неизбежных чиновников, на непременных пиарщиков…). Налицо «дальнейшее улучшение» работы городского транспорта, напряжённость между водителями, «нормальными» пассажирами, льготниками…
 Да, набрался «наглости», опросил несколько водителей - получают ли они деньги за льготников? « - Ни понял?» - ответили сто процентов опрошенных. Деньги водители не получают, а сдают, оставляя себе сколько могут. Из тех денег, что собрали с тех, кто платит. Платит за весь этот дурдом. И не только деньгами.
 Настанут ли времена, когда все будут платить за себя сполна, и у всех будет для этого достаточно денег!? Когда чиновник будет думать хотя бы на один ход вперёд, когда дуракам, жлобам и бездельникам вход в учреждения власти будет строго заказан…
 Впереди зима, и это вселяет чувство глубокого уныния…
Не настанет ли городскому транспорту «полный минетизец».

21 октября 2005 г.
Ковригин Д.Э.

===========
Доп. От 29 янв. 06 г.

 Чтобы транспорт работал эффективно и оперативно, необходимо не только по настоящему «монетизировать» всех льготников, но и ускорить оборот автобусов.
 Для этого надо строить, строить, строить…
Дороги, мосты, развязки, подземные эстакады и автостоянки, безопасные переходы…
Но одновременно с этим вводить и меры ограничения личного автотранспорта. - Их «свобода ездить» обходится всему обществу слишком дорого…
==========
Доп. От 1 may 06 г.
 
 Недавно ждал автобуса. На остановке, кроме меня, были три бабули. Так они лезли прям на дорогу и энергично размахивали ручонками. Есс-но, автобусы проносились мимо, даже газку поддавали. Лицезреть в качестве платы за проезд радостную бабулю и её документ – удовольствие ниже среднего. Из-за этой дебильной «благотворительности» на дорогах накапливается напряжённость. Бесплатно работать никому не хочется.
«Запинал» бабуль в остановку – и автобус остановился. Чудо. Из разряда «Русских Экономических».

=======