Встретились, поговорили...

Фима Жиганец
Иногда меня приводит в трепет магическая сила простого русского слова. В суете мирской как-то забываешь об этом, хотя нет-нет да и ввернёшь жемчужинку из великого и могучего. Глядишь – проняло человека по самую печёнку! А казалось – чего такого сказал-то?
Ну, к примеру… Нет, это, пожалуй, не здесь и не сейчас.

Лучше поведаю случай из жизни, разъясняющий мою традиционно глубокую мысль. Есть на хуторе Весёлом смиренное кладбище. И вот с недавних пор повадилась какая-то неизвестная чудь болотная тревожить покой усопших. То оградка металлическая исчезнет, то гробничка, скамеечку выдерут с корнем… Дальше почти как у Ершова в «Коньке Горбунке»:

Мужики такой печали
Отродяся не видали.
Стали думать и гадать:
Как им вора соглядать?
Наконец, они смекнули,
Чтоб стоять на карауле…

И вскоре - накрыли голубчиков! Осквернителями кладбища оказались трое местных наркоманов. Прихватили их с поличным. Ну, народ в Весёлом нутром добрый. Как вспоминает смотритель здешнего кладбища Н. Шрамко: «Поймали мы их с тачкой-то, поговорили, предупредили хорошенько»… Но, видать, по первому разу сердобольные хуторяне не те слова подобрали. Может, дикция подкачала. Ударение не на тех местах ставили. А ударение в деле воспитания русским словом – вещь, как сказал бы вождь, архиважнейшая. Причём особливо доходит ударение по почкам.

Короче, очень скоро ту же несвятую троицу уловили за тем же занятием на том же месте в тот же час. На сей раз народ попался куды как грамотный. Может, прошёл курс у логопеда, полистал справочник ударений для работников радио и печати… Излагая сюжет лаконичными словами того же кладбищенского смотрителя: «Как поймали мы их во второй раз – кражи-то и прекратились. Сейчас двое отбывают срок, а третьему на кладбище памятник поставили. Тихо у нас стало»… А чего удивляться: доброе слово, оно и кошке приятно. Или, как говорил незабвенный гангстер Аль Капоне: "Доброе слово и револьвер действуют лучше, чем просто доброе слово". Револьвер, впрочем, легко заменить на лопату...

Но, воздыхает хранитель погоста, есть и иные проблемы. Не умеют себя люди на кладбище вести. Придут на Пасху, на родительскую субботу, в какой другой святой день, могилки близких приберут – любо-дорого глянуть! А мусор тут же бросают, даже на соседние могилы. Нехорошо. Не по-православному. Потом приходится вывозить прицепами. Так бы взять да кээээк засветить … в смысле просветить отрока мудрым христианским словом. А ежели с перьвого раза не поймёт речь благостную и кроткую, так до новых памятников народ тутошний не жаден. И будет на погосте не токмо тихо, но и чисто. Поверьте слову весёловских старожилов. И не вынуждайте повторять…
Май 2003

Иллюстрация: разборки на кладбище Пер-Лашез