Последний день жизни - комментарий к статье Гурджиева

Владимир Тоганов
Владимир Тоганов
"Последний день жизни"
(комментарий к статье Гурджиева)

В широко известной статье "Последний час жизни" Г.И.Гурджиев рекомендует ежедневно обдумывать свои действия, как уже осуществленные, так и планируемые, через призму предположения, что этот день - последний в вашей жизни.
Учитывая, что данное упражнение является составной частью полноценной системы, оставленной Гурджиевым, будет, я полагаю, совсем не лишне сопроводить эту статью неким подобием технического комментария, лишенного пафоса, но дополняющего статью всемирно признанного гуру практической конкретикой.

Именно желая устранить ненужный сегодня пафос, я назвал свой комментарий "Последний день жизни", а не последний час, как это сделал Гурджиев, желая усилить эмоциональное воздействие. Но с точки зрения практики - это уже перебор, так как и сам Гурджиев в своей статье пишет, что тратил на это упражнение в молодости по 4 часа ежедневно. И какой из этих четырех часов следует признать "последним"?

Последний день

Учитывая, что сам Гурджиев неоднократно подчеркивал необходимость понимания выполняемой практики, в противовес простому знанию, где понимание в его интерпретации - это знание, окрашенное эмоциональным сопереживание, - следует, что представляя сегодняшний день последним в своей жизни, необходимо осознать и эмоционально пережить факт завтрашней смерти.

 " ... понимание появляется лишь тогда, когда человек чувствует и
ощущает все, что с этим связано.
 "Ранее мы говорили о механичности. Человек не может, сказать, что он
понимает идею механичности, если он только знает ее умом. Он должен ее
почувствовать всем своим телом, всем своим существом - и тогда он поймет...
 "В сфере практической деятельности люди очень хорошо сознают разницу
между простым знанием и пониманием. Они видят, что просто знать и знать, как
сделать что-то, две разные вещи. Знание того, как сделать, не создается
одним лишь знанием. Но за пределами практической жизни люди не уясняют себе,
что такое "понимание". [ГЛАВА 4]


Самоубийство?

Вероятность погибнуть или быть убитым конкретно завтра на столько мала, что ее эмоциональная составляющая не достаточна для эффективного использования данного упражнения. Единственно - рассмотрение возможности довести себя до состояния смерти самостоятельно способно поддержать эмоциональный накал упражнения на соответствующем системе Гурджиева уровне. Но речь идет не о самоубийстве! Самоубийство вообще не должно рассматриваться на пути развития человека, так как оно сводит на нет любые достижения, имевшие место ранее. Довести себя до состояния смерти последователь системы Гурджиева, должен быть готов посредством сверхусилия.

Сверхусилие

Сверхусилие, как краеугольный камень системы Гурджиева, известен любому, кто хотя бы поверхностно знаком с его учением. Напомню, что Успенский в его классической книге "В поисках чудесного" цитирует слова Гурджиева о этой концепции:

 - Что значит "сверхусилие"? - спросил кто-то.
 - Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной
цели, - отвечал Гурджиев. - Вообразите, что я шел пешком целый день и очень
устал. К тому же стоит плохая погода, холодно, льет дождь. Вечером я
прихожу, домой, пройдя, скажем, сорок верст. Дома готов ужин, так тепло и
уютно. Но вместо того) чтобы сесть за ужин, я вновь выхожу под дождь, чтобы
пройти по дороге еще три версты и лишь потом вернуться домой. Это и будет
сверхусилие. Когда я шел домой, я совершал обычное усилие, которое не в
счет. Я шел домой; холод, голод - все это подгоняло меня. А во втором случае
я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся еще
труднее, когда я решаю идти не сам, а повинуюсь учителю, который р
непредвиденный момент требует от меня свершения новых усилий, когда я решил,
что на сегодня усилий хватит.
 "Другая форма сверхусилия - это выполнение какой-либо работы в более
быстром темпе, чем требует характер этой работы. Вы делаете что-то, скажем,
моете полы или колете дрова. Это работа на час. Сделайте ее за полчаса - это
и будет сверхусилием. [ГЛАВА 17]

Умереть по своей воле

Напомню вам хорошо известный афоризм приписываемый Сенеке: "Помни, что право уйти из жизни всегда в твоих руках!". Именно право уйти, а не самоубийство. Даже заключенный в одиночной камере с абсолютно голыми стенами имеет возможность приложив сверхусилие довести себя до смерти. Например, совершая бесчисленное количество православных земных поклонов, либо буддистских простераний. Разумеется, обычный человек, устав после нескольких сотен, забудет о намерение умереть и уснет сном праведника. Но человек имеющий психо-физическую подготовку по системе Гурджиева способен преодолеть себя и довести свой организм до полного истощения за несколько часов, когда его сердце не справившись с нагрузкой либо остановится, либо разорвется.

Вот о таком усилии и о таком последнем часе жизни говорил и писал Гурджиев.

Данная тема - волевой уход из жизни - является ключевой в романе Ф.М.Достоевского "Бесы". Однако, именно неразличение самоубийства от "права уйти из жизни" не позволили великому писателю раскрыть эту тему во всей ее полноте, оставляя от романа некий привкус незавершенности. И если "метания" Кириллова перед его самоубийством абсолютно достоверны и реалистичны, то хладнокровное самоповешение Ставрогина выглядит искусственным и надуманным. Сильный человек, а именно таким хотел Достоевский показать Ставрогина, никогда не совершит самоубийство, а найдет возможность уйти из жизни сверхусилием. А слабый - никогда не сможет повесится хладнокровно. Я считаю, что Ставрогин был совсем не сверхчеловеком, хотя бы потому, что не предпринял попыток самореализации, которые ему давало общественное и финансовое положение. В середине 19-го века немало людей в поисках смысла жизни отправлялись в "дебри Индостана" и даже в Тибет. Другие же, в том числе сам Достоевский, искали истины в православных монастырях. Тот же Гурджиев, пусть и немного позже, исходил пешком весь Средний и Ближний Восток. Ставрогин был слабовольный эгоист и умер, говоря словами Гурджиева: "как собака", то есть абсолютно не осознавая роль и предназначение Человека в бытие мироздания.

Упражнение

Итак, прежде, чем размышлять о том, как достойно прожить последние часы вашей жизни, сначала глубоко эмоционально переживите во всех ощущениях, как завтра вы будете часами, до полного изнеможения, падать и подыматься, падать и подыматься, а потом, когда вы лишитесь всех физических сил, сверхусилие подымет вас на ноги и ваше сердце, не выдержав бешеного ритма, разорвется, и вы войдете в иной мире, о котором Иисус Христос сказал: "Царство Небесное силою (сверхусилием) берется" [Мф.11:12].

04.12.2005