Исправленная йога

Владимир Тоганов
Исправленная йога
(тайна вековых ошибок)

Широко распространенная, как в Индии, так и в иных странах Раджа-Йога, была предана широкой огласке в конце 19-го и начале 20-го века последователями Рамакришны: Рамачаракой, Диванандой и пр., а также их учениками и представителями, возникших под их влиянием, "параллельных" ветвей. Афишировались и иные Йоги, как Бхакти-Йога, Карма-Йога, Джнана-Йога, но в конце концов выяснилось, что все эти экзотические ответвления сводимы к наиболее фундаментальному учению, каковым Раджа-Йога и является. Ранние источники, в том числе "Йога-сутра" Патанджали, а тем более тексты пуран, где и содержатся фрагменты оригинального учения, были переведены и обнародованы значительно позже, уже к середине и даже в конце 20-го века. В силу этого и того факта, что их переводили и публиковали люди, изучавшие учение по школе Рамакришны и близким ей, - первоисточники оказались отредактированными в духе вторичного выхолощенного изложения, каковым учение школы Рамакришны и является. Напомню тем, кто это знает, и разочарую тех, кому этот факт неизвестен, что Рамакришна был вовсе не гуру в прямом смысле этого слова, а религиозно-политический деятель, поставивший своей целью духовное возрождение нации, такой Ганди 19-го века. Никакими глубокими знаниями, а тем более сидхи (сверхспособностями), как являли и являют Саи Баба, Кальки или Раджниш, - он не обладал. Это был скорее католический подвижник в индийском варианте, чем индусский отшельник. И соответственно, его ученики, все как один, дети из богатых или очень богатых семей, получившие прекрасное британское образование. Они проделали огромную академическую работу по поиску, разбору и изложению в популярной форме древнего индийского учения. Но не имея должного руководства, они внесли в систему грубые искажения, которые сводят на нет эффективность системы, какой она обладает в неискаженном виде. Сегодня Раджа-Йога, в варианте школы Рамакришны, это абсолютно непродуктивный набор принципов и упражнений, посредством которых невозможно достичь хоть какого-то ощутимого результата.

Можно встретить людей, посвятивших свою жизнь Йоге и добившихся феноменальных результатов в ее отдельных аспектах, но цельной гармоничной реализации, святости, если мне позволительно так выразиться, никто из них не достиг. Если бы такой высоко одаренный и упорный человек, как Андрей Сидерский, реализовывал себе в каком-то неискаженном учении, например в православии, то это был бы сегодня святой уровня Серафима Соровского. А что в реальности? Блестящий учитель экзотической гимнастики.

Неискаженное учение Раджа-Йоги можно обнаружить либо в пуранах, либо непосредственно в школах прямой преемственности. Доступ к последним затруднен, а при анализе текста пуран требуется хладнокровный и взвешенный анализ и сравнение. Следует помнить, что "Йога-Сутра" Патанджали уже содержит массу искажений и при несоответствии пуранам, предпочтение должно отдаваться последним.

В этой статье я расскажу о двух ошибках, которые на мой взгляд, катастрофически исказили все учение. Я даже не удивлюсь, если выяснится, что кем-то когда-то они были внесены сознательно. Впрочем, мания преследования еще недостаточно изучена, и, возможно, это ее бациллы нашептали мне на ухо эту "страшную истину". Но тем не менее.

Искажение первое

С практической точки зрения оно носит катастрофический характер, сводя на нет эффективность всех практик. Как такая ошибка остается незамеченной и дублицируется из издания в издание, из школы в школу, - я не знаю. Это тайна человеческой глупости, божественная комедия. Каким образом? кто? зачем? первым сказал (или написал), что головная чакра находится в области лба, где-то в межбровье, - останется величайшей загадкой. Но там нет этой чакры! Она находится в центре головы. Если быть точнее, то в середине линии, соединяющей отверстия ушей, то есть анатомически - в продолговатом мозге. Но как ей и не быть там? Все остальные чакры находятся на канале шусумна. Почему же эта, под номером 6, оказалась далеко в стороне от него?! Это какой-то бред. Простая логика, здравый смысл вопиют, что шестая чакра обязана быть между пятой (горловой) и седьмой (теменной), через которые и проходит верхняя часть канала шусумна. Но она там и есть! Именно там, в центре головы и находится головная чакра. Вот такая это школа Рамакришны. Так обмануть наивное человечество надо было постараться!

Искажение второе

Оно носит системный характер. Сознательно, или по недоразумению, была искажена сама структура системы. И хотя верно названы восемь ступеней Раджа-Йоги, их порядок был радикально нарушен. Это нарушение искажает не только академический аспект учения (в каком порядке заучивать забавные санскритские слова), но прежде всего полностью уничтожает высоко эффективную методологическую последовательность ступеней Раджа-Йоги. Эта последовательность архи важна как при изучении упражнений, так и при их выполнении на стадии пост-ученичества.

Приведу истинный порядок ступеней:
1. Пранаяма
2. Пратьяхара
3. Асана
4. Яма
5. Нияма
6. Дхьяна (!)
7. Дхарана
8. Самадхи

Не буду вдаваться в детали, на предмете различия истиной лестницы и той ложной, которую вы найдете в любой бульварной книжке, можно прочесть не одну лекцию, - лишь укажу на предшествование Дхьяны - Дхаране и Пратьяхары - Асане. Кроме того ложная лестница отбрасывает "в никуда" Яму и Нияму, что и ведет на практике к их полному игнорированию. Это что-то типа, как если бы христиане перестали изучать 10 заповедей. И что тогда останется от христианства?

И если в случае первого искажения я привел логические доводы, без ссылки на первоисточники, то в случае второго искажения логикой ничего не покажешь. А потому отсылаю вас к тексту "Курма-Пураны". Найдите там "Ишвара-Гиту", кстати, феноменальный текст (!). Так вот, в Ишвара-Гите черным по белому изложен истинный порядок ступеней. А теперь задайте себе вопрос: чему же учат в школах йоги, которые упорно копируют ошибки последователей Рамакришны? А учат там закостенелой схоластике, которая никому ничего, кроме платы за обучения, не дает, и дать не может.

Вот такая она, исправленная Раджа-Йога, и должна быть: головная чакра - в центре головы, а ступени все на своем месте и лестница ведет в Небо! Отправиться куда, я вас и приглашаю.



P.S. Кувала-янанда в "Йога-мимансе" (II, 263) очень резко замечает, что "йог" Рамачарака американский джентльмен и нет ничего общего между его писаниями и йогической традицией.

ак. Б.Л.Смирнов "Санкхья и Йога"
http://psylib.org.ua/books/smirb01/index.htm