О крови в нашей жизни (Заметки геолога)
Свою лепту в формирование коллектива геологов Атасуйской экспедиции точней – Джумарта, вносили выпускники кавказских институтов, приносивших свою культуру, несомненно полезную нам, казахстанцам.
Бросив попытку обучить меня осетинскому языку, поскольку я никак не мог на слух уловить различия в произношении четырех разновидностей звука “К”, Асланбек пытался объяснить взаимоотношения кровников, принятые на Кавказе. После того как при открытии консервной банки он мне (или я ему?) поранил палец. Но я оказался туп и усвоить обычаи никак не мог. Зато понял великую мысль кавказцев: священная жидкость - кровь, при своем пролитии обязывает многому. Это сущая правда. Не случайно между хирургами и пациентом устанавливается особая внутреняя связь. На Руси дети при серьезных спорах-поединках дерутся чистыми кулаками (свинчатки преследуются как обман) - до первой крови. Хотя известно, что кулаком можно покалечить (не детским, конечно) или убить – как, например, купец Калашников. Ограничения при использовании оружия, кинжалов, которые у кавказцев вне дома всегда на поясе – тоже свято соблюдаются. Честь свою защищают, но противника (не кровного врага) надо бить рубящим ударом, редко бывающим смертельным. Колят – врага. Старики оценивают правомощность кровопролития. Примерение кровников по Адату – дело старейшин родов, компенсаций моральных и материальных. Его заключает смешение кровей с вином или символическое питье материнского молока прощенным виноватым или его потомком, после соблюдения всех обрядов. Охват родичей и поколений, вовлекаемых в «рассчеты» по кровной мести также специфичны, они – еще из языческого прошлого и наложение на него религий – отразилось на обычаях и традициях народов по разному, но общность их – несомненна. Как несомненна моральная сила и экспрессивное превосходство кавказского наказания и примирения над скучным европейским, где кровь может вообще не участвовать.
Измотанные операциями под бомбежкой в 1992 году, врачи и сестры Степанакерта, как родители детям, не задумываясь давали свою кровь раненым. Другую в блокадном городе найти трудно. Участник операций, Зорий Балаян говорил об этом как-то между прочим. Он же сам хирург. Для него спасенный становится еще одним сыном и он не задумывался о великом таинстве участия в божественном промысле кровавого спасения, таинстве связывающем людей подобно родственным связям. Раненые тоскуют по сестрам, породнившимся с ними через шприц, повязки, клизмы. Нередко и роднятся с ними, если находят потом. Все это я видел в тяжелые сороковык годы Отечественной войны, а позже в Арцахе, до сих пор находящемся в огневой блокаде, под преступное молчание мировой, в том числе русской и армянской общественностей
В дни после первого штурма Вериншена летом 1991года танками 23-й дивизии Будейкина, отбитого ценой жизни дозора лейтенанта Джована я возвращался от дома Сагателянов, после тризны по их сыну – почти через весь поселок и проведал по дороге больницу, подготовленную к приему раненых.
Их в тот день не было, слава Богу и хирург Вартан Марутян предложил вырезать липому на моем виске. Что бы скрасить предбоевую напряженность, за одно посмотрать готовность. Фонтанчик крови какого-то сосудика оказался неожиданно силен и забрызгал, помимо фартука и халата, ослепительно белый воротничок рубашки врача. Я скорее слышал, чем чувствовал, напряженную работу скальпеля и щелчки кёхеров. Умелая рука быстро наложила швы. Этот тоненький фонтанчик крови связал нас: я искренне, как брату помогал Вартану слетать к своей больной жене (тоже врачу, сестре Шагена), как бы предчувствуя, что он может не успеть. В самом деле - успел только на похороны. Рак не щадит никого. Трагедия семейного масштаба стала частью трагедии государственной. А Шаген Мегрян не отпускал врача, ожидая танковой атаки. Если уступить нужде родных - как требовать дисциплины ополченцев?
Обострение противостояния в Атерке, осада его, синхронная с минипутчем ГКЧП в Москве затормозила не только Вартана, затруднила все передвижения, заодно позволив увидеть епископа (сапфазана) Паргева в сложнейшей обстановке, подивиться его самообладанию, отваге и способности мгновенно принимать правильные решения.
В Гандзасарском монастыре, на меня, крещенного в детстве (второй раз - не крестят), крест после молитвы-песни одел священник. В те годы в России кресты носили редко, а я с тех пор - ношу на груди армянский. В условленном месте встретилась машина епископа. Обходя окольными путями неожиданно окружаемый огромным количеством войск Атерк, наша “Нива” оторвалась от застрявшего КамАЗа с автоматчиками охраны (тем Бог спас нас, оградив от стычки) и выехала к шоссе проселком попав прямо внутрь воинской колонны дивизии ДОН-100. Притормозив, водитель положил рядом с собой под газетку пистолет, а я предложил пересесть со своим русским обликом на переднее сидение, чтобы меньше приставали. Паргев засмеялся: в свежей перевязке с кровавым пятнышком я какраз и привлеку внимание. Вернуться было невозможно – нас наверняка заметили. Епископ, за голову которого в Азербайджане обещали миллион - своим спокойным мужеством без паники сумел, оторваться от вопросов русских офицеров, машин с пехотой, БМП, БТР, которые мы обгоняли. Бакинского ОМОНа слава Богу, не было.
Я спросил – правда ли, что в Баку за отрезанное армянское ухо омоновцам платят по 10 рублей? Паргев ответил, что озверение возможно, но вряд ли оно публикуется властями, хотя о ценах за голову – говорят. В христианских странах такие вещи вообще недопустимы в наш век.
В первый приезд мой в партизанский край, на окраине Бузлуха, только-что оставленного армянами, под командованием еще не убитого Джована, в биноколь можно было наблюдать отрезанную голову жителя, её омоновцы катали нолгами. До Атерка я сомневался – была ли это тогда действительно голова. Но в Атерке двоим старикам отезали голову, телепленка одного тела у меня сохранилась – правда неясно было – старик это или старушка, одетая в рваные брюки и какие-то тоже рваные, верхние одежды. Голову вероятно сбросили в яму уборной, или закопали до нашего прихода, а может быть и увезли. Выяснять это было некогда – смеркалось и Егише закопал старушку и тела еще двух стариков тут же, не на кладбище, а во дворе убитых. Меня покоробило, что показавший их нам немолодой житель Атерка – шевелил тела плкой, как-то неуважительно.
Утром следующего дня ополченцы зашли в только что покинутое подворье, откуда контролировалась большая часть долинки. Дом был почти не нарушен, на полу комнаты – тюфяки и рваные носки, а около дома – еще теплый пепел большого костра, старые и свежие консервные банки из под тушенки и бараньи кости по которым ползают мухи. Видно, бежали бакинские омоновцы без боя если не прошедшей ночью или вчера днем.
Я смотрел на следы пирушки, телекамера висела на груди – экономил батарею и пленку. Ополченец с тульской двустволкой потянул меня за рукав вниз от дома. Там – в траве лежало тело немолодого карабахца, а пока я готовил камеру к съемке – подошел безоруженый ополченец и, увидев тело, сложил руки, затем поднял их к небу. Я успел снять связанные проводом ноги, очевидно, еще не старого, легко одетого армянина, у которого по огромной, раны через всю шею, ползали такие же огромные мухи, как по костям у костра. Лицо, как мне шепнул ополченец с тулкой – сына, снял не задерживаясь. Потом, просматривая кадр – я не находил на нем ни слез, ни следов ненависти. Скорее – христианское смирение и вопрос – «За что?». В самом деле – за что пришельцы акуратно зарезали его, не запачкав даже воротника чистой рубашки, спустили кровь и пошли доедать жареного на костре барашка? Рядом с домом ограбленного и убитого армянина, в 10 метрах от его тела? Еще не остывшего.
Обезглавленные тела показали, что пришедшие в Карабах бакинские омоновцы – практикуют не только отрезание ушей у трупов (при продаже тел для похорон), но и отрезание голов и перерезание горла пленникам, как баранам. Кровь, человеческая сливалась на землю подобно скотской.
Зверства были и более изощренные – в Степнакертком морге я фотографировал тела с частично вырезанными мышцами и переломанными голенными костями. Как говорил паталог-анатом (грек из Баку) – эти увечья были прижизненные. Арестованным милиционерам Степанакерта в Шушинской тюрме в вены и просто в мышцы вводили какой-то состав, как они рассказывали, пахнущий керосином. Здоровые парни становились слабо двигающимися калеками, которых при мне привезли на армейском грузовике к мемориалу памяти ВОВ в Степанакерте. Горожане расхватали их, уверяя, будто это мужья, что вряд ли всегда было правдой, но тогда город находился под контролем еще советских войск, бакинского ОМОНа и А. Вольского, жители были напуганы. Сами пострадавшие говорили, что пытали их присланные из Баку: карабахцы, а тем более - старики–азербайджанцы такого не могли бы допустить. Но от молодежи ожидать можно худшего. По ТВ часто показывают симпатичных девушек и парней на улицах Баку с веселыми невинными лицами, наверняка видевших массовую резню армян при жизни этих юношей в 1990 году. Они были уже не грудными детьми и даже не детсадовского возраста!
Крепка пропаганда турецкого рукроводства: – не признавая геноцит в конце Х1Х и начале ХХ века – они внушили всем своим последователям, что зарезать армянина – благое дело. А потому Сумгаитский и последующий через два года Бакинский погромы –замалчивались советской, а теперь и азербайджанской и Российской прессой, а за осуждение геноцита армян своими граждами – власти Турецкой республики (просящейся в Европейское сообщество при поддержке современной Германии, союзника еще имперских времен) – дают три года тюрьмы! Отметим, что осуждения геноцита, даже той фазы его что в ХХ веке заканчивалась уже не войсками султана, а силами кемалистов – на государственном уровне ни в СССР, ни в России – нет. Очевидно, потому, что Кемаль Ата Тюрк – громя ереванскую Армянскую республику пользовался поддержкой Ленинской России деньгами и оружием. Совместно пролитая кровь связывает даже потомков преступников в наши дни
В Сумгаите 93-мя судебно-медицинскими актами, опубликованными С Вермишевой, установлено зверство над телами девушек и стариков. В Баку не дали задокументировать более масштабные издевательства в процессе выселения с частичным потоплением более 300 тысяч жителей-армян. К тому времени власть в Баку захватили мусаватисты, выгонявшие армян без официальной документации, что надолго мешало уцлевшим беженцам, которых власти России посылали в Азербайджан за справками об ограблении! Молчание Москвы и совковое одобрение высшими чиновниками - сыграло роль. Но все же... Страшно, что геноцидный шабаш не осужден народом, пытающимся забыть, следовательно - оправдать его. Отрацанием. В “забытие”- шабаш разъединит армян и азербайджанцев на генном уровне. Кровь в земле и жилах напомнит это. Пролитая кровь - никогда не пропадает даром - она разобщает или объединяет людей. Если не успокоена покаянием.
Егише Газарян, Сократ Хачатурян и я с телекамерой - в июле 1992 года возили в Карабах помощь собранную армянской Общиной Москвы. Тогда трех москвичей поразило зверство русских танкистов-наемников в Левонархе, задавивших старика-молоканина и девочку, вышедших с хлебом и солью встречать их. Такой же идеотизм как перерезание горла армянским старикам захваченным в Атерке, Чапаре и Мараге. (Почему им связывали ноги, а не руки!?). Леди Кокс демонстрировала свои снимки поколеченных трупов в Мараге перед английским Парламентом, я фотографировал такие же в Атерке и Чопаре.
После силового изгнания армян всего Шаумянского района мусаватистами при поддержке 23-й дивизии еще СССР, нашествие остановили на рубеже Геревенд-Атерк-Левонарх-Марага: наемники Будейкина ушли пропивать серебряники, а армяне собрали силы для контратак и кое-что вернули себе. На моих глазах (я привез телескоп, приспособленный для земного наблюдения) карабахцы отогнали бакинские войска к Агдабану и остановились переформироваться из милицейских в настоящие войска.
Феномен притяжения раненых к “своим” хирургам так бы и остался для меня литературным фактом времен ВОВ, если бы не попал я на более капитальную операцию в институт им. А.В. Вишневского (как сотрудник Академии) в руки проф. А.А. Адамяна, отдавшего свои сбережения раненым карабахцам. Там эту «кровную» связь видно в лицах.
В Ереване, по дороге в Москву, я прихватил такой кашель, что развилась безобразно большая грыжа. Пришлось лечь на ремонт. Зима, как бы в ответ на бездушное изгнание из родительских домов армян и ингушей (это под Владикавказом) случайно ли совпадение во времени?) была безжалостна к москвичам. Операционная института отапливалась слабо. Градусов 12 - 15. по Цельсию. Для раздетого пациента, да и для легко одетых в стерильные халаты врачей - не комфорт. Я еле сдерживал дрожь. Миловидная (чуть старше моей старшей дочери) в теле, хирург - успокоила:
- Начнем операцию - согреемся все.
Русская женщина, она как-то по матерински (несмотря на обратную разницу наших возрастов) прижалась мягкими грудями к моему боку. Через стерильные простыни пошло родное, успокаивающее тепло. Два часа я через зеркало под потолком, внимательно наблюдал за дружной работой оперирующей бригады, удивлялся, как удобно и быстро, электроскальпелем, режется кожный покров, косо открывая полживота от лобка до пояса, затем - вручную - более глубокие покровы. Величина разреза слегка удивила: будучи на операции грыжи выполняемой в войну моей сестрой - я помнил, что надрез был небольшой, в ширину ладони. Удивила и длительность - грыжа моя оказалась очень запущенной. Троакаром зачистили мякоть до кости. А когда настала пора “под крикоином” проколоть надкостницу (она новокаином не обезболивается), чтобы подшить что-то, она таким материнским голосом попросила потерпеть, что сделать это было не трудно.
Уже в палате я обратил внимание на возникновение притяжения пациентов к врачам, которые только что копались в их внутренностях (не в душах же!). Это волшебство крови. Сопричастные к совместному благородному пролитию крови, хирурги или солдаты, защищающие свою землю, становятся порой больше чем братьями. Солдаты-захватчики и бандиты-грабители тоже повязаны, только нечистой, круговой порукой. Кровавая метка ложится на убийц невинных граждан - будь то мокрачи, омоновцы или военные летчики. Они прокляты. Вурдалаки. Не случайно эпос разных народов уделяет кровопролитию больше внимания, чем душегубству. Едва ли не у всех народов в эпосе есть кровавое ритуальное жертвоприношение. Аналогичные кровавые оргии входят в посвящения новых членов в ряде нынешних молодежных объединений не всегда считающихся уголовными.
Любопытно было бы узнать - участившиеся аварии самолетов - связаны с теми летчиками, что бомбили Чечню? Не Божья ли это кара? Но это узнают потомки. Пока пресса молчит об обычае кровной мести у горцев (“чир”), свято соблюдаемом вайнахами. Участие летчиков в бомбардировках городов и сел Чечни - не публикуется. Фотогафии этих «героев» - только в кислородных масках. При Путине стали поминать участие в Чеченской войне в некрологах полковников и генералов. Но если Президент и прочие зачинщики войны - не покаются публично и не добьются прощения старейшин родов - плохо придется потомкам вояк. У вайнахов не принято мстить за кровь пролитую в бою, потому молодых солдат они отдают матерям. А вот летчикам, бомбившим их семьи, придется скрывать это и от собственных детей - потенциальных ответчиков за зверства отцов. Вероятно и артиллеристам тоже. А уж омоновцам и контрактникам, разжившимся на войне - безусловно. Всем им вместе с политиками - сторонниками войны придется замаливать в старости свои кровавые дела. Чтобы не передать долгов потомкам вместе с отстроенными на кровавые деньги особняками и иномарками.
В военных сводках федералов, после “проработки” городов и аулов артиллерией или авиацией - убитых мужчин засчитывают в “боевики” для показа по телевидению (если территорию захватят) а количество их в сводках - увеличивают. Зато детей и женщин - не засчитывают вовсе, это - не люди, тем более -не россияне. А для чеченца - по “чиру” - за убийство женщины - мстят двум мужчинам. Сколько за смерть ребенка - не знаю. А надо бы опубликовать в России. Что бы все “контрактники” и летчики, желающие “навести порядок” в Чечне - знали, что за свои преступления им отольется или их детям. Сполна.
Не просто забыть кровопролитие участникам войн стрелявшим даже не столько в людей, сколько в мундиры на них. (“Ворчали старики: “Не смеют что ли командиры, чужие изорвать мундиры о русские штыки?”-Это когда против войск Наполеона поднялись и партизаны... Врагом был мундир, а не человек.) Заботясь о послевоенной психике, международные правила требуют одевать какую ни на есть форму даже комбатантам, защитникам своих домов и семей, восставшим против центрального притеснения. Снял форму - и вроде бы не отвечаешь (хотя бы психологически) за пролитую кровь... У нас это не привилось: всех сепаратистов и их соплеменников мужского пола, которых “федералы” схватили во время “зачисток”, считают бандитами, сажают в фильтрпункты, откуда родным без выкупа даже труп получить удается далеко не всегда. Теперь почти все “федералы, воины-освободители” в Чечне прячут морды под масками, выдаваемыми в частях. Узаконенные палачи-инквизиторы от имени молчащего”народа”. Нас с Вами.
Народ безмолвствует опять. 70 лет после генерального Смутного Времени, перед которым Предромановское выглядит как репетиция, приучили Россию к молчанию. Даже к нежеланию слышать о правде, а тем более учитывать её в жизни. Можно спорить – 40 ли миллионов россиян уничтожено большевиками или 70. Но для любой из этих цифр колоссального истребления необходимы если не миллионы, то сотни тысяч палачей! С учетом самоучитожения можно число их уменьшить на порядок. Но для продления жизни России – генофонд пошел в основном от потомков прямых полачей, их помошников или более многочисленных – запуганных людей, а не от убитых и их полузадушенных родственников! Отсюда преобладание врожденной «вертухайской» психологии, восторг по поводу захвата власти чекистами, выучениками тех, кровавых.
Предвоеное уничтожение высшего комсостава Красной Армии, а за одно и массы просто думающих и хорошо работающих россиян – не могло быть не замеченным. Уничтожали людей всех национальностей, хотя компановали аресты их с учетом национального или сословного принципа, что бы затруднить протестное объединение безвинно обиженных. В стране, где «слово дворянина», «слово купца», «карточный долг» или просто клятва на кресте – не требовали бумажного подтверждения - государственная ложь, да еще письменная - была надежным инструментом проведения политики большевиков. Им долго верили, хотя и знали, что громкие лозунги их – (ни один!) не осуществлялись. Даже главный «Вся власть Советам» - был с тихой, но всепоглощающей добавкой – «под контролем Партии». И народ видевший всю лжь и опасность большевитского террора – молчал. Нашлись историки, свалившие все на «белый террор», якобы причину «красного». Ума только не хватило прикинуть – а как же Стране жить и обороняться без лучших людей? Озвучили лозунг «незаменимых нет» и при гитлеровском нашествии добились победы путем уничтожения десятикратного количества своего «пушечного мяса» имея превосходство в вооружении! В голове не укладывается – как пролитие такого количества крови народ России простил большевикам, найдя этому «оправдание».
Уничтожение лучшей части своего народа, большевики дополнили уничтожением всего офицерства интеллигенции сдавшейся Польши, которая первая пыталась сопротивляться всем известному врагу – Гитлеризму. Объяснением этому может служить только весьма близкая родственность сталинизма и гитлеризма. Родственность во всем, скрепленная договором Молотова-Рибентропа, а фактически - Гитлера со Сталиным, о чем СМИ до сих пор не поминают, свиливая её на их холопов. Как не приводят и едва ли не единственной разницы между этими диктаторами – Сталин уничтожал, в основном, свой народ, потенциальных и действительных союзников и друзей. Гитлер уничтожал явных врагов, прихватив и потенциальных. Особенно преуспел он в уничтожении по национальному признаку, подобно туркам - Гамиду и Кемалю, отличаясь тем от интернациональных злодеев – Ленина и Сталина. Но крови на них столько, что можно только гадать – кого же из них считать предсказанным в Библии Антихристом? Или появится такой, что всех их, с Полпотом и Кимом в придачу – за пояс заткнет? В атомный век это физически возможно! Если человечество не поумнеет.
Поскольку Правительство Германии, а за ним и весь народ – принесли покаяние и за Холокост и за другие злодеяния Гитлера и поддержавшего его народа, морального разложения немцев не произошло. Большую роль сиграли польские и немецкие епископы взаимным покаянием. Подобно отмене «чира» у горцев встречей стариков.
Несравненно более величественная роль выпала на долю, тоже поляка, Папы Иоана Павла Второго (в миру - Карела Войтылы) покаявшегося за своих предшественников за кровавое разорение православной Византии крестовыми походами, и что еще более значимо – за не менее кровавый антисемитизм вообще. Признав этим величие и избранность еврейского народа воспрявшего через две тысячи лет насильственного раздробления. Признал, что народ, лишенный всего – может воспрять, если разовьет главный дар Всевышнего – спсобность мыслить. Японцы подтвердили это, отказавшись от самурайского пролития крови, а благоденствие скандинавов – убеждает, что это доступно всем, на тех же условиях. Даже лучше чем народам наделенным великими богатствами - нефтью, золотом. Пример России показал, что эти богатства, если народ не знает что с ним делать – к хорошему не ведут.
Последователи Ленинизма-Сталинизма что-то похожее на покаяние пытались изобразить. Есть же совесть среди большевиков. Но на правительственном уровне, как полагалось бы – торжественно, с составлением соответствуюшей «грамоты» - не учинили. Не только затянули это важное дело, но теперь вновь пытаются через символику, списанием на историчность времени, вторичными репрессиями наказанных ранее народов, в частности Северного Кавказа – оправдать сталинское изуверство и кровопролитие. Но кровь даже в вечной мерзлоте ГуЛагов, рано или поздно заставит осудить, как преступные, все организации переименованные и расцветшие с корнями ЧК. Даже несмотря на восстановление памятников «железному Феликсу» оправдание «Шарашками» создавшими грозное оружие под крылом Берии, сохранившим А.Сахарова.
Раскаяние и покаяние само зреет в крови злодеев и их потомков.
Среди современных раскаявшихся «кровников”, проливших много чужой крови, можно видеть и генералов, типа Рохлина или Романова, которым надоела кровь соотечественников. Лучший полковник РФ, насильник-душитель Буданов, любимый герой ростовских престарелых коммунисток, откровенно буркнул перед ТВ, что если другой бандит, “Тракторист” за свою землю воюет, то он, полковник (Министр не лишил его звания), “не знамо за что”. Некоторые из этих отличников, избежав суда, теперь рвутся пролить чужую кровь во имя своих идеалов мести, за друзей, убитых во время расправ с жителями Чечни.
Отказаться вести войска воевать с Чечней - недостало чести и храбрости. Поразительно, но пока не слышно, что бы кто либо из русских офицеров отказался от орденов полученных на этой позорной войне, как сделали американские после Вьетнама. История запомнит имя полковника Павла Родичева, летчика, отказавшегося вести свое звено штурмовать колонну беззащитных автобусов с журналистами, заложниками и комбатантами Ш. Басаева. Сложна его судьба под нынешними генералами. Молва считает его далеко не одиноким. Есть майоры, решившие искупить свои злодеяния помощью невинно пострадавшему народу, некоторые - не в ущерб себе и не забывая своих личных интересов. Так-то оно и лучше, не всем же святость бывшего Савла, апостола Павла! Да простятся злодеяния осудившему свои!
Есть и тихо раскаявшиеся “убивцы”, которым пролитая кровь снится, особенно первые годы, но потом - все реже и реже, переходя в призыв к более честной жизни в дальнейшем. Мой родной брат, в ВОВ трижды раненый, у которого только спустя тридцать лет хирург, уже в Монголии, (где брат бурил скважины для водоснабжения) извлек последний осколок из-под сердечной сумки в легком, долго мучился вероятностью двух невинных смертей. Его танково-десантную роту прижал к земле на окраинах украинского села кинжальный огонь пулемета. Нельзя было не только ворваться в квартал, но даже вытащить тяжело раненых молодых солдат пополнения. Он, старшина роты, отвечал за каски, следил за каждым солдатом, с убитых брал оружие. Теперь-то в непризнанной Чеченской войне федералы раненых нередко добивают, убитых бросают, с касками и оружием вместе, не считая и пленных. Так легче скрывать потери от своего народа, морочить ему голову будто война в Чечне - это укрощение бандитов, полицейская операция, а не война с народом.
В ВОВ, в 43- 44 годах, старшина следил и за документами. Сколько убитых -об этом знали лишь лейтенанты - до майоров. Выше - прикидывали ориентировочно, командующие фронтами - далеко не всегда знали сколько у них осталось боеспособных полков, а то и дивизий. В боях же - потери касались старшин напрямую, а потому он крикнул лейтенанту:
-Коля, прикрой!
И пополз в обход. В детстве нас отец учил ползать по-пластунски. Он воевал в Первую Мировую в полку пластунов кавказской дивизии:. Шесть орденов с мечами и бантами без уменья не получишь за полтора года. Брат заметил из какого окна ведется огонь, пробрался в дом, прикладом ППШ оглушив молоденького немца у входа, вышиб ногой дверь и бросил в комнату, из которой был слышен пулемет, связку гранат. Заскочил следом. Остатки стола, немца и пулемет валялись на полу. В дальнем от окна углу комнаты, в дыму от взрыва, полулежала украинка с рваной раной головы. Уже мертвыми руками прижала к себе изрешеченную мелкими осколками живую девчушку в окровавленном платьеце...
- Санитара сюда! - заорал он через замолкшую амбразуру-окно своим ребятам.
И - во внутрь квартала, там бой вел другой взвод роты. Тоже новички пополнения...
Освободив поселок, вечером грузили раненых на полуторку. Девочки среди них не было... Семь лет спустя (после войны и техникума) приехав ко мне на Балбраун - он как-то выпил стакан водки залпом не чокаясь и сказал, что среди погибших друзей поминает ту девочку и ее мать, Бог весть как оказавшихся в углу комнаты, где немец устроил пулеметное гнездо. Голос прерывался, руки вздрагивали... Я до сих пор не знаю - верит ли он в Бога и как, но дурных поступков его - не припомню.
Кровь лечит и долго не заживающие, даже гнойные раны - об этом стало широко известно в Войну. Повязки с донорской кровью накладывали в госпиталях, естественно, без проверки на гепатит и сифилис. ВИЧа тогда вообще не было. Случаев заражения не слыхал. Кстати - комары, кровососущие переносчики заразы, об этом стоило бы задуматься медикам, не переносят СПИД и сифилис, очевидно имеют противоядие или барьер для спирохет и вирусов (однако проницаемый для малярийных плазмодиев!).
А вот другое медицинское наблюдение минералога: припухлость кончика носа у моей дочери в ультрафиолетовых лучах люминесцирует двумя цветами, выявляя строение подобное конгломерату. Четко видно внедрение другого вещества, отличного от её кожи. Кровь едина, но какая-то часть, по видимости, здорового тела – преобразовывается. После долгих анализов в диспансерах заподозрили базилому. Очевидна полезность вооружения врачей ультрафиолетовыми установками с набором светофильтров. Но кому сейчас думать о науке! О здоровье людей! Деньги, доходные сановные кресла, выгодные (в долларах) многотиражные публикации молодых «корифеев» - о том, как они ловко изничтожали потенциал страны, во время “прихватизации” по Гайдару. Чтобы унизить заслуженные привелегии – монетезировали их. Ровняйся, мол, на деньги, не на заслуги!
Целебную силу крови я испытал на себе. В конце сезона 1968 года, единственный зловредный летчик Наръян-Марского авиаотряда (с остальными мы были дружны) залетая кругами и долгим выбором места посадки израсходовал все наши вертолетные деньги. Рассчитывать на вывоз МИ-8 по последней заявке - не стало основания. Из продуктов - только немного муки, и мы вынуждены спускать полуголодный отряд (утки улетели, рыба ушла вниз) на 200 км по Суле до ближайшего аэродрома. Надо торопиться.
По утрам холодало, комаров нет, мошкара исчезла. Северная осень поразительно прекрасна, но мимолетна. Первыми ее чуют березки, разбрасывая золотинки по своим кронам и еще зеленой траве. Проходит день - два, трава и березки краснеют и желтеют почти на глазах. Осень сухая, воды вверху мало, но водяные лопухи выросли бурно и мы шли медленно, из-за брезентовых чехлов на четырех надувных полутонках ЛАЗ-5 со снаряжением и пробами. Важно не допустить прокол колючими прибрежными наледями и камнями на перекатах. Речка могла “встать”, по тонкому льду не выберешься. Начало сентября, ночи стали темными, дни короткими, успевали взять один - два шлиха (исходный объем на промывку не менее 40 литров) и медленно спускались к поселку с аэродромом.
Пока ТТ (Тамара Тимофеевна, мой надежнейший помощник, мое второе “Я”, моя вторая в жизни ТТ, часть моей плоти и мысли) с ребятами ставила лагерь, снимала чехлы с лодок для ускорения движения, я вернулся вверх на полкилометра, отобрать пробу. Домывая, услышал выше по течению трубное прерывистое мычание. На противоположном берегу, метрах в 300 - лось. Переходит на мою сторону. На мне болотные сапоги. На всякий случай, побыстрей перешел речку от него, присел домыть и слить пробу в мешочек. Тем временем лось перешел на мою сторону, уже ближе ко мне. Я обратно перешел речку, благо перекат был длинным. Лось, не очень торопясь, опять перешел на мою сторону и пошел на меня по берегу. Собрав пожитки я подался в лесок из стройных, тонких, в руку и чуть толще, березок на склоне. Но поскольку спустился по реке, то оказался запертым на узкой пойменной терраске, упирающейся в скалу. По крутому склону можно было попытаться забраться вверх, но для этого вернуться навстречу лосю.
От охотников я знал, что осенью, во время гона, лоси опасны. Ударом ноги вперед он, как выстрелом, перебивает березку в 15 см. Стволики были явно тоньше, забраться на них невозможно, спрятаться - тоже. А лось с короткими рыками пошел прямо на меня. В моей двустволке, в цилиндре “Бренека”, в получоке - дробь двойка. Говорят, в лоб лося пуля берет не всегда, а крупная дробь его может только разозлить, но не отпугнуть. Делать нечего - придется стрелять на убой, хотя в конце работы такое количество мяса нам, даже голодным, просто не нужно. Он быстрым шагом (не бегом) идет и мотает головой, рыкая. Запустил в него алюминиевым тазом, в котором только что мыл пробу, таз не попал (это - метров 15) и полетел громыхая по склону. Бык повернулся, подставил левый бок, следя за тазом, однако сделал ко мне еще шаг. Положение стало безвыходным, я выстрелил “Бренекой”. Лось заревел, побежал вниз, на перекат, метров 30 и упал в воду. А я, что было духу, помчался через гору в лагерь. Вернувшись с Васей и лодками, целый час свежевал его, снимал шкуру, раскладывал по ведрам внутренности. Пуля попала прямо в сердце. Было горько, страшно жаль зверя, но Вася уговаривал не корить себя - мы за все лето мяса не видели, ели только рыбу и несколько уток.
Сделали дневку. ТТ спекла великолепные пирожки из легкого. Они лучше даже чем из печенки и мяса. К сожалению - увезти с собой все мясо мы не могли - боялись везти его в поселок. Штраф - 500 рублей, могло не хватить на самолет... Все же около 100 кг мы привезли в Пешу, на следующий год доедали, уже засоленное, а рога и муляж головы - несколько лет висели дома в комнате, потом перевесил в кабинет лаборатории. Кто-то сказал моим семьянам, что голова лося приносит несчастье. Вскоре ТТ заболела. Рак.
Но самое интересное - это заживление моих потрескавшихся рук за тот час, что я разделывал лося! Обычно, из-за промывки проб целый день в щелочной воде тундровых речек, руки в конце сезона представляли ужасную картину кровавых трещин - от углов ногтей и по всем пальцам. Сгибаются трудно, никаким мылом не отмывались даже в бане за первую неделю. Только при промывке пробы в холодной речной воде пальцы перестают болеть и на время очищаются от крови, становясь подвижными, хотя и грязными с виду.
Резиновыми перчатками мы стали пользоваться уже потом, через несколько лет работы, в конце семидесятых годов. Но и то неохотно: мягких перчаток тогда не было, а работа с пробами требовала точных движений. Но вот это чудо - залечивание ран теплой кровью, с полным отмыванием рук - я испытал на себе. Потом, читая Рытхэу, узнал, что шаманам-чукчам это было хорошо известно и они хирургические операции делали, используя теплую кровь молодых щенков как стерилизующий и заживляющий раствор.
Да, кровь - святая жидкость - не водица. Не случайно, кавказцы чтут ее с разных сторон и в разных ситуациях... Недавно, читая святителя Луку (великого хирурга, профессора Войно-Ясенецкого) я узнал, что душа животных - в их крови, потому она свята. В самом деле, совместное пролитие крови не обязательно подразумевает физический контакт. Есть в ней кака-то духовная инстанция, роднящая людей. Что-то вроде «приумножения святой воды» в православныхъ церквах вливанием освященной воды – в не освященную.
Съездив в отпуск в Дзауджикау (теперь это опять Владикавказ), Асланбек расстроился. Осетия вся вместе с соседями могла бы поместиться в Жана-Аркинский район Карагандинской области, а там развилась идея выгнать иноязычных. Через десятки лет, в “перестроечное” время - этот идиотизм выродился в требование суверенитета для каждой титульной нации... Асланбека, в одежде которого усматривался иноземец, вместе с девушкой вечером остановили четыре молодых осетина, схватив за руки.
-Русский, оставь нашу девушку!
Он, естественно, на русском:
-Это еще что?
Вырвав руки, одному кулаком по глазам, другого ногой в пах свалил на землю с замысловатым осетинским ругательством. - Молодежь растерялась:
- Ирон-да?. (Осетин?)
Асланбек, хорошо знакомый с самбо, свалил еще одного, а четвертого перебросил через бедро так, что тот остался лежать. В ответ на их извинительные бормотания - прочитал по-осетински, лежащим, ругательную тираду и, влекомый русской соседкой родных, пошел прочь. Дохаживать отпуск настроения не было, вернулся обратно в Джумарт. Расстроенный, он твердил мне об ультранационализме надвигающемся в маленькой Осетии.
--Осетин, как соседей ингушей и чеченцев, за такие проделки вышлют дальше Казахстана! Разве может маленький народ в одиночку иметь свою науку, экономику?
Тогда (середина пятидесятых годов) эти вопросы у меня не возникали, но его мысль запомнилась. Активной защитой правды в словах и делах, готовностью вступить в рукопашную с обидчиком, Асланбек показал мне важные черты характера горца. Его правдолюбие передалось частично и мне.
Десять лет спустя, в Курской экспедиции, я руководил “Ревизионной партией”. Дело в том, что Мингео, по сути научно-исследовательская организация, было устроено как производственное звено с мощной бюрократией, ориентированной на количественную отчетность. Если до Революции у нас, а за рубежом и поныне, на сезон полевых работ у геолога приходилось два года “камеральной” обработки, то бюрократия рабоче-крестьянского Мингео “камералку” считала интеллигентской блажью и урезало её. В результате к началу следующего полевого сезона геолог обязан был защитить отчет, как правило, только-только получив анализы из химлаборатории. Наиболее яркие, бросающиеся в глаза, успевал обдумать, учесть, остальные попадали в приложения фактматериала и далее - на полку. Главной основой отчета было то, что геолог видел в поле и что разглядел под микроскопом, если ему успевали приготовить хотя бы часть шлифов, заказанных из отобранных образцов пород. Провести достаточное исследование литературы и геохимии успевали только особо удачливые и талантливые.
К шестидесятым годам стало ясно, что надо использовать более полно не только руки, ноги и глаза, но и мозги. Вывод - опять же в большевистском духе - организовать специальную службу из “стариков”, “Ревизионные партии”, сведенные в Геологоуправлении Центральных районов в “Экспедицию”. Они по планшетам перепроверяли фондовые, в основном закрытые, материалы (печаталась, как правило, “наука”, геологи-практики в открытую печать проникали с трудом). К сожалению - и эта умная, хотя и запоздалая, затея вскоре обюрократилась и сошла на нет. Мой уход из нее сыграл не лучшую роль. А произошло это по горячности, в чем-то подражания горцам.
Я временно замещал главного геолога Курской экспедиции и по его партийной должности парторга. На партбюро пришлось разбирать склоку между пожилым геологом по стройматериалам и начальником экспедиции, который хотел выгнать его с работы. Дело дошло до ругани в крик, взаимных оскорблений и начальник потребовал вынести решение об этом как оскорбление должностного лица. Я отказался протоколировать и закрыл заседание партбюро, перенеся его на следующий день. Зашел в одну из комнат к геологам, а там - напряжёнка, геолог из местных, вдрезину пьяный, стал оскорблять скромного труженика В.И. Фоминского, и “вообще азведенных, детдомовских бродяг и прочих пришельцев”. Это - с намеком на меня.
Пришлось схватить его за руку и тащить к выходу. Он вырвался, ударил меня в лоб левой рукой, и взмахнул правой. Я не успел толком сообразить что к чему, но приняв на свой адрес оскорбления, да еще после горячего партбюро, был уже напряжен сверх меры. Проснулся забытый боксерский инстинкт. Поднырнув, уклонился от бокового удара и тем же длинным полухуком, с разворотом корпуса, что на городских соревнованиях 1946 года в Алма-Ате, в финале уложил в тяжелейший нокаут Ишанова, ударил в нос пьянчуге. Поняв, что этого ему слишком много, да и мне уже не к лицу пускать в ход кулаки, я сдержав на полпути левую руку, прервал серию. Но было поздно. Несчастный осел на пол в нокдауне. На четвереньках выполз из кабинета и шатаясь с кровавым носом, капая на пол, - к начальнику, против которого я только - что выступал.
Приехавший на следующий день Главный геолог быстренько снял меня с учета и, во избежание суда, откомандировал в Управление, в Москву. Кончилась моя научная ревизия месторождений и районов. Ударом в нос, чужой кровью.
Когда то, еще на первом курсе института, на тренировках, примерно таким же ударом, мой друг, Сергей Лукин сломал носовую перегородку мне. Это ошеломляет. Не знаю, кто сломал её Б.Ельцину, когда нужно было решать дело миром с Чечней, а он - толи в нокауте, толи еще в чем - распорядился начать кровопускание своим подданным. И как он потом обошелся с советниками. Но мы с Сергеем - оказались связанными на всю жизнь. Какое-то время - после развода Зои со мной и вторым мужем, и смерти жены Сергея, он стал мужем Зои. Пришлось ему возиться и с нашими с Зоей детишками, (зайчатами)... Потом они разошлись. Но мы оба с ним ни на минуту не теряли теплых дружеских чувств друг к другу во всех ситуациях и всегда были рады нечастым в последние годы (к сожалению), встречам. Сын Всеказахстанского баптистского старосты, он был необыкновенно обстоятелен, неторопливо разумен во всем. Трезвенник. В ВОВ - попал в плен в первые месяцы, бежал через фронт и угодил, но не в лагерь, а в трудармию, до конца войны. Староста Зоиной группы.
Я органически не любил пьяного куража. Но тогда в Курской экспедиции (пос. Черницыно), конечно, перегнул, хотя Асланбек, думаю, поступил бы так же... Пришлось срочно увольняться, бросив интересную работу, прервать исследования и бежать от суда, в Южноворонежскую экспедицию, согласившись на должность завбура, технаря, отлученного от геологии...Особенно жалко было бросать находку в отчете 1935 года упоминания о высочайшем содержании фосфора под Реутцом, в коре выветривания. Автор отчета после этого сгинул (1936 год!), а очень интересный факт забыли на четверть века. Через 5 лет, перетянув в ЛОПИ В.Фаминского, принявшего от меня курские материалы, удалось натравить его на реутецкий фосфорит. Диссертация у него по фосфоритам получилась интересной.
Правду и честь защищать, конечно же нужно, но делать это хорошо я никак не могу научиться. Даже прожив семь десятков лет. Получается топорно.
В Воронежской экспедиции надолго задержаться не удалось. Одна из скважин на никель встретила несколько сантиметров ультраосновной брекчии, похожей на кимберлит. Надо было перевозить ее на новую линию, но я передвинул на несколько метров, с целью подсечь эту же брекчию еще. Конечно - это нарушение проекта. Старший геолог С. П. Молотков не только выругал, но и отказался подписывать акт на заложение. Я опять угодил в положение подсудимого. Откомандировали в Управление (уволили).
После работы на Южном Урале от Саратовского Госуниверситета, уже будучи в ЛОПИ, мы с ТТ приезжали в Южноворонежскую экспедицию как алмазники и видели, что Молотков увлекся поиском алмазов на “Воронежском щите”, что ранее считал бредом. По той незаконной скважине написал хорошую статью, естественно - без упоминания меня... Сейчас Пвловский Выступ на Воронежском щите – одно из самых интересных для геолога мест. Когда после «возведения вертикали власти» возьмутся за науку, вернутся к уму – там будут интересные результаты.
Создание «новой общности» - русского интернационального народа (поднятое Путиным) с внутренними войнами, лечением раненых и перемешиванием крови их – опять влечет к старой идее «богоискателя Богданова», считавшего, что смешением кровей – человечество может снивелироваться в один тип. В его, двадцатые годы прошлого столетия еще не все знали о существовании четырех групп крови, а о двух резус-факторах – не слыхал никто. Смешения всех кровей – приводет к смерти… Но возврат к единообразию людей (произошедших от Адама и Евы – научные доводы в пользу Библии – есть!) – возможен через духовный обмен, путем обратного объединения всех (без малейших потерь!) душевных сил двух прародителей , принципиальное различие между которыми – только половое, благодаря которому и продолжается жизнь рода человеческого, при непременном обновлении поколений и сохранении разнообразия. Идея святителя Луки, профессора Войно-Ясенецкого об одухотворении крови, а через это – родстве душ и всеобщем родстве – понятней и продуктивней.
Член координационного Совета Клуба избирателей АН
К.М.Алексеевский. 12. 11 .05.