Искусство лектора

Владимир Тоганов
Владимир Тоганов
Искусство лектора

Часть 1. Основные правила и приемы
 

ГЛАВА I. Кто может стать хорошим лектором?

Искусство читать лекции - это не врожденное умение, а качество приобретенное. Возьмите любую литературу по этой теме и вы убедитесь, что это действительно так. Но главные секреты этого искусства держатся, как правило, в тайне. Даже самые откровенные авторы пособий по лекторскому мастерству в своих книгах не раскрывают все свои секреты.
 
В этом пособии, кроме лекторских приемов, просто и доступно показан механизм воздействия на слушателя, а также пути развития способности к такому воздействию.

Во время прослушивания лекции у многих людей обостряются их телепатические способности, и некоторая информация от лектора к слушателю может передаваться прямо из мозга в мозг.

Ораторское искусство было известно еще в древние времена. Оно использовалось служителями различных культов для укрепления их власти над соплеменниками. Ораторское искусство является также составной частью искусства колдовства и используется колдунами, знахарями, шаманами различных стран и народов.
 
Какую бы природную силу воли не имел человек, на него можно повлиять и убедить в вашей правоте. Это станет возможно, если вы основательно изучите правила воздействия словом, а также методику непосредственной передачи мыслей, их телепатического внушения. Как бы это утверждение ни казалась необычным, но я утверждаю, что хороший оратор - это всегда медиум,
владеющий умением манипулировать вниманием аудитории и способностью воздействовать на слушателей телепатически. Практически не имеет значения, что оратор говорит; это могут быть даже банальности. Важно его искусство медиума, а не тематика и содержание речи. Наиболее яркий пример - Адольф Гитлер. Стенограммы его речей вызывают неподдельное удивление, что же так возбуждало его слушателей в этом наборе трюизмов и патетических деклараций.
 
Однако, уже просмотр кинохроники не оставляет сомнений, что имело место однозначное телепатическое воздействие этого кровавого персонажа истории 20-го века на толпы, без сомнения, совсем не глупых и образованных людей. Однако, как вы узнаете в следующих главах, чем выше интеллект, тем больше возможность внушить данному человеку какую-либо идею. Воздействовать ораторским искусством на безграммотную толпу значительно труднее. Тут уже требуются некие театрализованные действия, какими были древние мистерии и остаются современные религиозные обряды. Но в данном пособии они не могут быть рассмотрены, так как у лектора нет возможности полноценно использовать их, хотя некоторые их элементы иногда все-таки доступны. Как пример этого можно привести приветствие фюреру с криком "Хайл" и выбрасывание вперед вытянутой руки. Прием, позаимствованный из мистерий шумеров.

Достигнуть ораторского мастерства - значит уметь привлечь внимание слушателей, донести до их ума и внушить им свои мысли и идеи. Способность внушать не бывает врожденной, а всегда является приобретенной в результате использования полученных знаний и освоенных методик.

Если кто-либо считает, что можно стать хорошим лектором просто прочитав пособие, тот глубоко ошибается. Нужны упорные занятия по приводимой методике.

Хорошим лектором способен стать каждый, кто изучит это пособие и проделает необходимый объем работы над собой.


ГЛАВА II. Препятствия на пути к ораторскому искусству

Хороший лектор должен быть абсолютно уверен в истинности излагаемых им мыслей и идей. Это главное правило. Эта внутренняя уверенность должна пронизывать его сознание и подсознание. Такая уверенность - сущность ораторского искусства. Это чувство не дается сразу, оно вырабатывается постепенно и его необходимо беречь. Его подсознательная опора формируется в повседневной жизни, а именно, если вы намерены стать хорошим лектором, то никогда не беритесь за дело, которое заведомо не будет выполнено, и никогда не давайте обещание, которое не будет сдержано. Также нельзя говорить неправду. Неправда подтачивает уверенность, корни которой находятся в подсознании.

Неискренность - это препятствие, которое никогда не позволит вам "владеть" аудиторией. Помните, слово уверенного в себе человека - это закон. Если вы дали обещание, вы должны его выполнить.

Если вы знакомы с оккультными науками или йогой, то вы, конечно, обратили внимание на сходство в данном вопросе. Одна из восьми ступеней классической йоги, которая называется Яма, включает в себя правило Сатья (правдивость), которую необходимо соблюдать не только в словах, но и в мыслях. Это же является одним из важнейших принципов колдовства.

В колдовских учебниках сказано прямо: "Слово ведьмы - есть слово ведьмы, и нарушать его не позволено".
 
Еще одна аналогия: в колдовстве, когда берут несколько простых немагических правил и начинают выполнять их одновременно, то получается магический эффект от их сочетания. Этот эффект сразу же исчезает, если хоть одно из тех простых немагических правил перестанет соблюдаться. В лекторском искусстве тоже существует ряд с виду простых правил и условий, которые нужно выполнять. Невыполнение хотя бы одного из них не позволит добиться эффекта воздействия на аудиторию.


ГЛАВА III. Внушать мысли и идеи

Начнем с более сложного, чем просто умение красиво говорить, - способности внушать мысли и идеи. Этот секрет подробно еще не раскрывался в книгах. Владеющий этим методом выглядит настоящим волшебником. Слушатель, казалось бы в полном сознании, всецело подпадает под влияние мыслей и идей лектора.
 
Я предполагаю, что читатель уже имеет представление о том, что для оказания воздействия на человека, необходимо воздействовать на его подсознание. Вход в подсознание бдительно оберегается сознанием. В различных руководствах по магии, публиковавшихся еще в начале 20-го века, есть удачное сравнение сознания с умным братом, а подсознания с доверчивым, глупым братом, который верит абсолютно всему тому, что ему говорят. Умный брат следит за тем, чтобы никто не обманул его доверчивого брата, потому что, как только доверчивый брат войдет в непосредственный контакт с кем-либо, он уже не услышит предостережений умного брата, а будет слушать и подчиняться другому. Поэтому цель хорошего лектора состоит в том, чтобы отвлечь и обойти сознание слушателя, и войти непосредственно в контакт с его подсознанием.
 
Ниже приводится подробное описание метода внушения мыслей и идей, когда обращаются к подсознанию, минуя сознание.


ГЛАВА IV. Снятие психо-мышечного зажима

Это делается для увеличения чувствительности. При правильном подходе порог внушаемости уменьшается и облегчается возможность влияния на слушателя. Вот основные приемы снятия зажима:

а). Очень эффективно работает в этом плане школьный метод, когда ученики при входе учителя в класс обязаны встать рядом с партой и на какое-то время замереть. Тот, кто первым ввел это правило, был далеко не так глуп, как может показаться. Предлагаю вам обдумать вопрос: не потому ли эффективность российского образования выше европейского, где дети не встают при входе учителя в класс? А вспомним того же Гитлера. Когда он выходил на сцену или трибуну, вся толпа вскакивала и приветствовала его интенсивным моторным действием, которое мгновенно снимало психо-мышечный зажим.

б). Учитывая, что у вас вряд ли будет такая послушная аудитория, как школьный класс, следует применять более хитрые приемы. А именно: попросите слушателей пересесть поближе к кафедре, если они заняли места в конце зала, а передние кресла свободны. Будьте настойчивы и обязательно добейтесь выполнение вашего требования. Вплоть до того, что если кто-то демонстративно упорствует, поставьте перед ним дилемму: "Либо вы садитесь на передние ряды, либо прошу вас покинуть аудиторию". Добившись выполнения требования, вы увеличите управляемость аудиторией, а значит ее внушаемость.

в). Еще метод. Проведите небольшое голосование. Например, попросите встать всех тех, кто был на вашей прошлой лекции, а когда они сядут, скажите: "А теперь встаньте, кто на ней не был". Главное, чтобы как можно большее число слушателей совершило некое моторное действие, инициированное вами. Этим достигается, как снятие психо-мышечного зажима, так и частичное подчинение аудитории воле лектора, что само по себе немаловажно. Как видите, каждый прием, делающий вас хорошим лектором, оказывает разноплановые эффекты, а потому следует быть пунктуальным и никогда не пренебрегать ни одним из них. Помните, последовательность и принципиальность по отношению к себе не менее важна, чем таковые - направленные к аудитории. Кто не владеет собой, - никогда не сможет влиять на других.

ГЛАВА V. Проверка

Обязательно проверьте, достигли ли вы результата. Потому что, если психо-мышечный зажим не снят, то дальнейшие действия будут неэффективны, а материал лекции не будет усвоен большинством слушателей.
 
а). Самый простой метод - рассказать короткий анекдот или "отпустить" небольшую шутку. По реакции зала вы увидите, удалось ли вам снять психо-мышечный зажим: если большинство смеется, то все окей, если нет, то эффект еще не достигнут, и следует предпринять повторные действия. Помните, что анекдот может быть не особо смешным или, что называется, с "бородой", - но если зажим снят, то большинство будут смеяться, а если не снят, то их не рассмешит даже Чарли Чаплин.

б). Другой метод проверки. Неожиданно уроните что-то с лекторского стола, например блокнот, или неловко оступитесь и потеряйте равновесие. По степени сочувственной реакции аудитории вы определите, насколько слушатели расслабились и их подсознание "следит" за вашими действиями.

в). Чтобы не повторять из лекции к лекции однообразные методы проверки, ищите свои собственные приемы, соответствующие специфике аудитории. Именно реакция зала на неожиданный поступок лектора наиболее объективно показывает степень раскрепощенности слушателя, без которой усваимость материала лекции будет крайне низка.


ГЛАВА VI. Десять правил, обеспечивающих успех лектора

Теперь, когда вы убедились в том, что все так просто, вам придется расстаться с мыслью, что это так просто. Мы рассмотрели лишь вершину айсберга.
 
В процессе чтения лекций вы должны соблюдать 10 обязательных правил. Помните, что, как и в магии, в ораторском искусстве сочетание простых правил дает магический эффект. Вот эти правила, и в них заключена вся суть. Помните, что если хоть одно из этих правил не будет соблюдено, у вас ничего не получится:

1. Будьте абсолютно уверены в истинности излагаемых идей и мыслей.
2. Говорите громко, ясно, твердо и четко, но не нужно кричать.
3. Смотрите на аудиторию, стараясь встретиться глаза с максимальным числом слушателей. Наладьте "контакт глазами" с аудиторией.
4. Следите за тем, чтобы никакие части вашего тела, особенно лицо, не были неоправданно напряжены. Вы должны быть естественны и легко двигаться по кафедре. Но, разумеется, не мельтешите перед глазами публики, бегая туда-сюда. Помните, что вы вовсе не клоун, а серьезный уверенный в себе оратор.
5. Используйте местоимение Я. (Я сейчас буду... Я уверен... Я полагаю).
6. Дайте установку на требуемое ожидание: изложите сразу кратко содержание предстоящей лекции и напишите на доске ее план.
7. Не извиняйтесь, если оговорились или сделали описку, а тем более, если ошиблись. Всегда выдавайте обнаруженную слушателями вашу ошибку за описку или оговорку. Безусловно поддерживайте и укрепляйте мнение о вашей непогрешимости, как специалиста.
8. Не раздражайтесь, будьте спокойны и решительны. Не давайте втянуть себя в дискуссию. Ни в коем случае не вступайте во время лекции в разговоры с кем-то из аудитории.
9. Не давайте оценку и не оскорбляйте слушателей замечаниями типа: "Ну, что вы такой непонятливый!" и т.п.
10. Обязательно выразите понимание позиции слушателей, ловите их мельчайшие реакции, типа: улыбка удивления, сомнение или гримаса протеста.

Рассмотрим подробнее содержание этих десяти правил:
 
1. Чувство абсолютной уверенности вы можете заложить в свое подсознание только упорной тренировкой. Это чувство абсолютной уверенности в своих силах вы должны постоянно оберегать и культивировать. Помните, что всякое невыполненное обещание, всякая ложь разрушает многодневную работу по выработке этого состояния абсолютной уверенности.
 
2. Если вы хотите стать хорошим лектором, вам придется поработать над своей дикцией и голосом, придать голосу уверенность, найти для себя подходящий темп речи.
 
3. Большое значение имеет взгляд лектора. Нужно выработать, так называемый, "пристальный взгляд".

4. Максимально расслабиться может только тренированный человек, освоивший релаксационный тренинг, который описан в конце пособия.

5. Скромность - это не то качество, которое сделает вас хорошим лектором. Выходя на кафедру, постарайтесь оставить ее в гардеробе, вместе с вашим пальто. Если же вы не можете этого сделать, то вас ждет неудача. Сам факт выступления перед аудиторией, это уже нескромность. Однако не следует и чрезмерно чваниться перед слушателями. Будьте естественны и демократичны, но и не забывайте, что во время лекции именно вы хозяин положения, поэтому частое употребление местоимения я вам не возбраняется.
 
6. Для того, чтобы человек был внутренне настроен на результат, которого вы хотите добиться, ему нужно дать установку на требуемое ожидание. Не поленитесь выразить уверенность, что материал лекции вполне доступен и может быть усвоен каждым присутствующим.

7. Будьте скупы на извинение и в повседневной жизни. Всегда достаточно просто признать свою вину, сказав: Я был не прав. Я виноват. Я совершил ошибку. Извинение - это уже попытка вызвать жалость. Это некое давление на другого человека с требованием простить вас. Если же вы наступили кому-то на ногу в трамвае, то вместо извинения лучше приветливо улыбнитесь и скажите что-нибудь типа: "Этот трамвай так трясется!", - или спросите: "Я не очень сильно придавил вам на ногу?", - а затем резко поменяйте тему, сказав,
например: "Уже моя остановка. Я выхожу."

8. Никогда не начинайте лекцию с посторонних разговоров, типа выяснения, почему кто-то отсутствует в зале или отсутствовал на прошлой лекции, не устраивайте шумных дискуссий, не демонстрируйте наличие эмоций. Когда хороший лектор появляется перед слушателями, от начинает свою работу с бесстрастным выражением лица, с видом полной уверенности, без малейшей суеты. Если он говорит в зал, то только то, что считает необходимым.

Так, для создания нужного эмоционального фона, можете начать лекцию с рассказа о себе и своих достижениях в сфере, рассматриваемой на лекции тематики. Главное здесь не дать возможности слушателям усомниться в вашей компетентности, предположить, что вы такой же человек, как и все присутствующие в аудитории, с их обычными достоинствами и недостатками. Хороший лектор всегда должен быть в глазах слушателей немного сверхчеловеком, нести на себе некий ореол превосходства и таинственности. А эта установка может быть разрушена в подсознании присутствующих при пустопорожнем разговоре.

9. Если вы каким-то образом дали негативную оценку слушателю, типа: "Какой же вы бестолковый", - он может сосредоточить свое внимание на этой оценке, отвлечься и разрушит ту тонкую неосязаемую связь между вами, которую вы создавали до этого.

10. Последнее, десятое правило, необходимо, как воздух. Без хорошего контакта с аудиторией вы просто не сможете проникнуть в подсознание слушателей, а потому эффективность лекции будет крайне низка. Ваша сверхзадача - следить за настроением аудитории, его малейшими ньюансами, - оперативно и адекватно реагировать на них.



Часть 2. Базовая подготовка


ГЛАВА VII. Как избежать неудачи

Начинающий лектор боится неудачи и насмешек. Это чувство страха на подсознательном уровне могут распознать те, кто настроен скептически или агрессивно, что может послужить им сигналом для провокации и даже попытки сорвать выступление лектора.
 
Главное для начинающего лектора - не терять самообладание. Нужно держать себя твердо и уверенно, какую бы реплику ни позволил себе кто-то из аудитории. Своим видом лектор должен показывать, что ничего особенного не произошло.

Аудитория станет вашим союзником, если вы предварительно скажете, что успех усвоения материала лекции зависит не только от вас, но и от того, насколько слушатели смогут отбросить все лишнее, забыть о своих проблемах и всецело направить внимание на вас, на ваши слова. Попросите их удалить из головы посторонние мысли и максимально расслабиться. Нужно подчеркнуть тот факт, что вы ни сколько не сомневаетесь в интеллекте аудитории, и действительно, чем интеллект выше, тем легче удается установить контакт с подсознанием человека. Этот парадокс станет вам понятен, если вы мысленно представите, что пытаетесь читать лекцию в психиатрической клинике. Такая аудитория не стала бы слушать Цицерона. И нет ничего легче, чем выступать перед докторами наук и академиками. Это самая благодатная аудитория. Но чтобы получить право выступать перед ней, вам придется пройти нелегкий путь, начав с первокурсников, либо случайно набранной аудитории.

Для проникновения в подсознание в случаях, когда ощущается активное сопротивление, лектор иногда прибегает к лести. Эта лесть отвлекает сознание агрессивно настроенного слушателя, - его сознание невольно ослабляет сопротивление и тем самым облегчает контакт с подсознанием.

При установлении контакта с аудиторием нужно всегда учитывать то, что одни и те же действия, фразы, понятия по разному воспринимаются разными людьми. Не допускайте скороговорок и оборванных незаконченных предложений.

Делайте небольшие интервалы между фразами. Слушатель должен успевать усваивать ваши мысли.
 
Отложите под каким-либо предлогом лекцию или выступление, если вы больны. Непосредственно перед лекцией приведите себя в состояние полной уверенности, которую вы должны вызвать за счет внутреннего настроя.

Всегда пользуйтесь проверкой, на сколько снят психо-мышечный зажим слушателей. Отыщите глазами среди аудитории тех, кто уже открылся контакту с вами, и не поленитесь высказать в адрес одно-двух из них краткий комплимент, типа: "Как хорошо студент Петров сегодня выглядит. Если таким же жизнерадостным он придет на экзамен, то я поставлю ему "отлично" не спрашивая!"

После каждого удачного выступления или лекции, после каждого эффективного применения правил, изложенных в этом пособии, обязательно эмоционально осмыслите это, порадуйтесь своему успеху. Вы должны фиксировать любой, даже самый маленький шаг, успешно сделанный на пути к цели. Обучение ускоряется, если следят за прогрессом, когда гордятся и радуются любому успеху.
 
Сравнивайте себя с тем, каким вы были вчера. Так легче фиксировать относительный прогресс, чем в случае когда сравнивают себя с идеалом, к которому вы стремитесь. Исключите самокритику, недовольство собой. Они тормозят развитие ваших способностей.
 
Хотя бы раз в два дня выполняйте релаксационный тренинг.


ГЛАВА VIII. Фактор голоса и речи

Голос играет огромную роль в ораторском искусстве. Голос лектора должен быть хорошо модулирован (нужно уметь переходить из тона в тон), быть чистым, сильным и приятным. Есть простой и надежный способ для развития голоса. Он заключается в том, что тренирующийся удаляется в уединенное место: поле, лес и кричит изо всех сил. Это очень хорошо укрепляет связки.

Лектор должен говорить отчетливо и убедительно, не спеша и не вдаваясь чрезмерно в подробности вопроса, выражаясь кратко, просто и понятно.

Голос не должен быть пронзительным, и в то же время он не должен быть замогильным. Как те, так и другие звуки одинаково не нравятся слушателям.
 
Лектор должен найти для себя средний голос и держать его. Речь должена быть неспешной и мелодичной.

Лектор должен уметь подстроится к характеру, вкусам и пристрастиям аудитории и выразить понимание ее позиции и состояния интонацией своего голоса.

Ритмически упорядоченная речь вводит слушателей и самого лектора в то рабочее состояние, которое способствует установлению контакта, который необходимо поддерживать в течение всей лекции.


ГЛАВА IX. Сила взгляда

Взгляд волевого человека, а именно таким надо быть, чтобы стать хорошим лектором, - это не просто неподвижный, остекленевший взгляд, направленный в одну точку. "Пристальный взгляд" выражает непоколебимую силу воли и уверенность в себе и правоте своих слов и мнений. Встречающий такой взгляд сразу ощущает, какую огромную внутреннюю силу он выражает. Не случайно, во многих восточных единоборствах бойцы начинают борьбу с борьбы взглядов. И, как правило, уже по силе взгляда они определяют расстановку сил. Даже животные боятсяэтого взгляда. Такой взгляд редко дается от природы, а как правило, его развивают специальными упражнениями.

При развитии силы взгляда одновременно развиваются и способности влиять на других людей. Человек, тренирующий силу взгляда, заметит уже после непродолжительных тренировок, что ему легче решать все повседневные вопросы, связанные с убеждением собеседника. С каждой новой тренировкой этот эффект будет возрастать.
 
Этот взгляд - драгоценная находка для любого человека и его следует развивать даже тем, кто не собирается стать лектором. Посредством взгляда передается мысль и действует сила воли. Взгляд, когда он достигает всей силы проницательности и влияния, - страшное оружие, если им обладает человек с дурными наклонностями.

Существует ряд простых упражнений, которые позволят придать вашим глазам непоколебимую силу воли. Сущность всех этих упражнений - ощущение исходящего из глаз потока энергии. Главное при этом, раздельное воздействие правого и левого глаза, избирательное волевое управление силой потока энергии, истекающих из них. Каждый глаз должен действовать независимо от другого, а "лучи", из них исходящие, скрещиваться на объекте воздействия. Обычно таковым объектом является переносица слушателя. Обратите внимание на следующий запрет: чтобы овладеть "пристальным взглядом", вы должны забыть, что значит "щуриться". Фокусировать глаза следует лишь напряжением задних и боковых мышц глаза, но ни в кое случае тех, которые управляют сжиманием век. Запретите себе щуриться навсегда. Это самое худшее, что вы можете делать со своими глазами.

Почти все болезни глаз именно от того, что человек щурится. Понаблюдайте за животными, они не щурятся никогда, а потому глазные болезни у них - большая редкость.
 
В повседневной жизни старайтесь регулярно моргать глазами. Моргание снимает лишнее напряжение мышц и способствует смачиванию передней части глазного яблока и хрусталика. Однако, при направлении "пристального взгляда" на слушателя, моргать не следует. Впрочем, не фиксируйте такой взгляд дольше 10 секунд. Переведите его на другой объект. А как раз при переводе взгляда, снимите напряжение легким морганием.


ГЛАВА X. Релаксационный тренинг

Помните, что психо-физические способности можно развить только после развития способности к релаксации (полному расслаблению тела). Релаксационный тренинг - активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма. Главная задача начинающего заниматься релаксационным тренингом - это научиться расслабляться, вызывать ощущение тепла и тяжести в теле. Релаксационным тренингом лучше заниматься самостоятельно, хотя в учебных целях могут применяться и групповые сеансы.

Иногда, в самом начале тренировок возникают пугающие ощущения - "разряды". Эти разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в состояние расслабленности, занимающийся вдруг "видит" в зрительном анализаторе мириады цветовых пятен, искры, даже целые картины, "слышит" необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто чувство полета, ощущает вкус каких-то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься релаксационным тренингом. Эти неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и, как правило, проходят через несколько занятий.
 
Релаксационный тренинг включает в себя шесть этапов условные названия которых:
 
1. "тепло"
2. "дыхание"
3. "сердце"
4. "прохлада в области лба"
5. "жар в солнечном сплетении"
6. "тяжесть"

Человек, овладевший релаксационным тренингом может влиять на свое настроение, вызывать у себя колоссальное желание заниматься любым не интересным, но нужным делом, влиять на работоспособность и самочувствие организма, развивать свои способности и многое другое.

Также обратите внимание на следующее. Нельзя резко выходить из состояния погружения. Если вы вызвали у себя ощущение тяжести, то перед выходом из релаксационного тренинга вы должны обязательно убрать это состояние тяжести при помощи противоположного ощущения легкости и невесомости.

Релаксационный тренинг необходимо осваивать поэтапно. Прежде чем приступить к выполнению этих упражнений, нужно принять удобную позу, закрыть глаза и отогнать от себя посторонние мысли. Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий релаксационным тренингом, необходимо заниматься ежедневно хотя бы в течение 15 минут. С каждым разом погружение выполняется легче. В конце концов наступает момент, когда занимающийся замечает, что ему достаточно сосредоточить внимание на определенной части тела, чтобы наступило расслабление.
 
Проходит еще некоторое время и занимающийся приобретает способность почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в умиротворенное состояние.

Рассмотрим подробно все этапы тренинга:
 
1. Приняв одобную позу, представьте, что по всему вашему организму разливается приятное тепло. Добейтесь равномерности этого ощущения во всех частях тела. Напомню, что одно из отличий больного организма от здорового, это не столько высокая либо низкая температура, сколько ее большие перепады.

2. Когда ваше тело стало ощущаться вами, как равномерно теплое, сосредоточьте внимание на нижней части живота и иммитируйте, путем его раздувания по типу кузнечных мехов, дыхание младенца. Постарайтесь, чтобы живот раздувался не только вперед, но и в стороны, и даже в районе поясницы имело место небольшое движение вовне. Сделав 10-20 таких дыханий, переходите к следующему этапу.
 
3. Сосредоточьте внимание на пальцах рук и попробуете ощутить пульсацию крови в их кончиках. Когда это у вас получится, распространите это ощущение на кисти, предплечья и так далее. При овладении этим этапом, вы будете ощущать пульсацию крови во всем теле от пальцев ног до затылка и четко отслеживать биения вашего сердца.

4. Теперь сосредоточьте внимание на области лба. Постарайтесь ощутить здесь приятную прохладу. Когда это получится, распространите ощущение на виски. Используйте этот метод для снятия головной боли.

5. Перенесите внимание на солнечное сплетение. Почувствуйте в этой области нарастающее тепло, переходящее в приятный жар. При эффективном выполнении будет иметь место реальное нагревание этой области. Представте мысленно, что у вас в этом месте находится небольшое светящееся солнце. Многие врачи считают, что солнечное сплетение, а еще его называют "брюшным сердцем", играет в кровообращении ведущую роль и ответственно за регуляцию кровенного давления и частоты пульса.

6. Последний этап релаксационного тренинга наиболее важен. Пока вы его не освоите, полного эффекта от тренинга не будет. Ваша задача представить, что все ваше тело наливается свинцом либо иной очень плотной субстанцией. Вы должны ощутить, как гравитационное поле вдавливает вас в кресло, либо в кровать, если вы выполняете тренинг лежа на спине. Вы должны полностью поддаться этому ощущению, погрузившись в поле тяжести, как в материнскую первозданную среду, почувствовать на себе непрекращающееся воздействие нашей планеты, частью которой мы являемся. Именно такой первозданный покой и является полным и очищающим. Находитесь в этом состояние столько, сколько считаете нужным.
 
Тренинг можно использовать для засыпания, - тогда сосредоточьте основную тяжесть на лобные доли мозга. Это приведет к быстрому засыпанию и крепкому здоровому сну.

Для выхода из релаксации проделайте в ускоренном режиме первые пять этапов, а в шестом, вместо тяжести, разлейте по телу ощущение легкости и невесомости. Когда это чувство распространится и на лобные доли, то встаньте и походите по комнате. Сделайте несколько легких гимнастических упражнений.

Если вы засыпали с помощью погружения, то проснувшись, сначала верните телу легкость и невесомость, а лишь потом вставайте с постели. Но не предпринимайте попыток с помощью тренинга сделать ваш обычный сон короче. Основное назначение сна - это нейрогенез, создание, транспортировка по мозгу и встраивание в нейроны нервных клеток. Этот процесс нельзя ускорить, а потому спать надо столько, сколько требует организм. Здоровый сон длится, как правило, 8-10 часов. Однако, релаксационный тренинг, не влияя на продолжительность сна, способствует улучшению его качества, а значит и увеличению работоспособности и здоровью вцелом.

Релаксационный тренинг позволит вам создать психо-физическую базу, на которой, используя профессиональные приемы, изложенные в этом пособии, вы добьетесь ощутимого успеха в работе лектора или общественного деятеля, часто выступающего перед аудиторией. Потраченное на тренинг время окупится с лихвой.

18.12.2005