Гло Сен Нау. Сказочная быль. Предисловие

Анатолий Артюшкин
(на обложке книги изображен грецкий орех, знак "стоп" и ковш)

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.”
Слова из песни, увы, покрытой пылью.
Автоэпиграф

Интересно, о чем эта история с таким замысловатым названием? Что означает этот дорожный знак внутри грецкого ореха? А полуме¬сяц? Что, ему захотелось воды? такими или подобными вопросами, наверное, задастся читатель теперь уже XXI века, когда и если сказочная быль будет а) дописана, б) опубликована, в) прочитана.
Когда же это случится, у читателя создастся иллюзия, что автор есть великий сказочник и все описанное произошло в выдуман¬ном им параллельном мире, а не в Баку и в Вязьме Смоленской области, - которые иначе, хотя бы на время стали бы культурными столицами мира - столько здесь было сделано и описано научных открытий, сочинено мелодий, и поэтических строк, прозы. Рукопись "О науке, с искусством.,»", авторский сериал «Письмо века на стыке тысяче¬летий», 40 на более 1,5 тыс.стр. художественных находок -"Пушкинская галерея" на стенах бакинского метро - публикации в "Вяземском вестнике" и в "Авоське", профиль "отца всех народов" на полной Луне - посмотрите в бинокль на молодого вождя.
Конечно же, это только присказка и об орешке с ковшиком мы поговорим чуть позже и дав» рифмованно. Сейчас же вместе попытаемся предугадать ход событий, если бы не россиянин, а скажем, англичанин столько же открыл, изобрел, сочинил, написал.
Не исключено, что тогда сценаристы всего мира начали бы осваивать фантастическую ситуацию, чтобы первыми получить "Оскара" или пальмовую ветвь. Композиторы с интересом и удовольствием приступили бы к аранжировке "сочиненных" мелодий и тем, счет которым подходил к З тыс. Не отстали бы от них и художники, ринувшись выискивать в его текстах признаки художественного восприятия и отражения мира, настаивая в коллективных посланиях в адрес ЮНЕСКО на необходимости восстановить но опубликованным описаниям открытую им в разрушенную временем Пушкинскую галерею на стене одной на станций бакинского метрополитена. Не остался бы равнодуш¬ным к научным новинкам и учений мир - ведь любое достижение здесь можно в любой стране , как это случилось с открытием пенициллина, использовать для более гармоничного общения с Природой, для улуч¬шения качества жизни.
Вот теперь, уважаемый читатель, вы, думается легко разгадали замысловатое начало сказочной истории - Глобальная сенсация науки.
Узнав, что с использованием микроорганизмов получены удиви¬тельные результаты, студент Оксфорда и научных центров биологичес¬кого профиля воспроизвели бы рос и Англия еще на одном направлении стала лидером.
Россия же традиционно является страной с непредсказуемым прошлым, где к новому чего ни коснись, относятся с подозрением, а его носителей в лучшем случае, как данный, не замечают я где от ума одно горе. Здесь я Сократ не одолеет бюрократа, Пушкиных на пушечный выстрел не допустят ко двору, Высоцких унижают, Чижевских уничижают, Цветаевым не дают расцвесть, Бродских вместо вручения Нобелевки сажают в кутузку с бродягами, Жженовых высылают еще и на мороз, Сахаровых - в несладкий город, а Богатыревых, как верно подмечено, любят после.
Вот почему только остается надеяться, что сказочную историю мою опубликуют, эксперименты успешно воспроизведут и тогда…
"Такого в истории Цивилизации еще не бывало"- запестрят заголовки мировых изданий. "Россия так богата талантами, что позволяет себе их не замечать" и "Спонтанным может быть не только деление атомного ядра, но и творчество, когда концентрация интеллек¬та в отдельно взятой голове достигает критического уровня, что приводит к взрыву привычных представлений"- напишут склонные к эссеистике и афоризмам журналисты. "Будет справедливо, - заявят, объединившись видные ученые мира, - ознакомившись в реальном существовании удивительных кривых, - если сказителя выдвинуть номинантом, как в столетней давности случае с академиком И.Павловым на Нобелевскую премию по физиологии. А теперь ступим на реальную почву и узнаем, какой смысл вложил автор в изображения ковша, дорожного знака и расколотого ореха.
В попытке догадаться, о чем далее пойдет речь будут правы те читателя, кто решит, что полумесяц и ковш автор выбрал для обозначения Вселенной.
Кто из нас, взирая в летнюю ночь на небо, усыпанное сверкающи¬ми звездами, не приходил в восторг от такого зрелища? Кто не мчался ввысь, в звездный мир мысленно: а есть там жизнь? Летом 1978г. в пос. Туркяны, что на берегу Каспия возле Баку, пришли ко мне вот эти строчки
Туман, что молоко -
В нем тонут даже звезды,
Но мысли мчат легко
Меня в манящий мир

Узнать, есть Разум там,
Есть винограда гроздья,
Царит там доброта,
Иль холод правит пир?

Да, Вселенная- это чудо! Она расширяется, все мчится со страш¬ными скоростями, ко более 2 тыс. лет назад Архимед любовался таким же ковшом Большой Медведицы, как и мы сегодня:

Ночь. Полумесяц-пастух
Небес стережет покой.
Тишина, лишь сердца стук,
Вон звезда - достань рукой.

Ты стоишь заворожен.
Вон ковш - напейся воды.
Как мир прекрасно сложен!
Как сказочен путь звезды!
А жизнь? Жизнь- не меньшее чудо, хочется думать, на единствен¬ной во Вселенной голубой планете благодаря редчайшему я счастливому совпадению множества благоприятных условий. И первыми миллиард лет назад освоили нашу планету невидимки-микробы, которых на 1 мм, если их "усадить" бочком друг к другу, разместятся целая тысяча.
Так вот для обозначения микробов по многим причинам очень подходит дорожный знак - кружок с минусом внутри. Во первых, круж¬ком можно условно обозначить клеточную стенку микробов или бакте¬рий, кому как больше нравится. Во-вторых палочка внутри, а точнее нить - это нить жизни, молекула ДНК, определяющая, быть ей или ему, микробу круглой или палочкой, опасной или полезной, блестящей в массе себе подобных, шероховатой или даже флюоресцирующей. Еще удивительнее будет узнать, что длина это - молекулы ДНК, замкнутой в кольцо, тоже равна ...1 мм. И, наконец, по кругу осуществляется цикл реакций, кстати, как я у человека, благодаря которым микробы получают блоки для построения своего тела и анергию.
Вселенную и мир микробов однажды объединил я ВОТ такими строчками:
Два мира линзы открыли для глаз,
Один - в просторах Вселенной,
Другой - он вокруг, он в каждом из нас -
Мир Космоса и мир тленный.
А теперь мы подошли к настоящему чуду, напишем его большими -4-
Буквами - ЧЕЛОВЕК. Человек разумный. Да, это мы сами, дорогие, и каждый из нас уникален, наделен такими способностям и талантами, что мы теперь смотрим на мир из космоса, а не из глубины пещер.
Благодаря нашим извилинам, так похожим на ореховые, мы пришли, вернее приехали от колеса к лимузину, от наскальных изображений и берестяных грамот к Моне Лизе и Евгению Онегину, от янтаря к Интернету

Ты раздвигаешь занавес веков.
И разрываешь груз земных оков.
Ты в космос вышел, вглубь Земли проник.
О, Человек! Насколько ж ты велик!

Согласитесь, что из всех видов творчества, этого движителя Колесницы Цивилизации, наивысшим является Спонтанное творчество, когда научные открытия, вечные мелодии и полотна, в плев берущие строчки появляются будто сами собой, без нашего желания, бессозна¬тельно. Что играет в проявлении феноменальных способностей большую роль, гены, трудолюбие в триаде "труд-творчество-талант" или воздействие электричества /вариант- мама в детстве уронила/¬остается загадкой человеческого Я.
Прибегнув к афористичной форме изложения, можно сказать, что спорт, наука и искусство, эти разнородные сферы проявления человеческого Я, сливаются в одну достигаемым в них совершенством тела, души и мысли, а наука по сравнению со спортом имеет важное преимущество:

Коль речь о важном повести,
О достиженьях говорить,
Их в спорте можно превзойти -
В науке ж только повторить.

Вот и завершается присказка. Сама же сказка будет удивительной не только по форме и содержанию. Она даст возможность читателям, особенно студентам-биологам повторить открытия автора и тогда добиться, чтобы статус его несколько повысили бы с нулевой отметки.
Сказка будет построена по рецепту кулинарного искусства, поскольку как в рулете содержательные слои - научные, поэтические, музыкальные будут пронизаны, пропитаны детскими воспоминаниями военных лет. Если признать, что жизнь каждого их из нас по сравнению с вечностью мгновение, думается, оправдано отразить жизнь автора в творческом ракурсе, чередуя в каждом из 16-ти мгновений воспоминания военной поры, прогнозом его научных открытий, отраженных также в поэтической форме и отзывом на его музыкальные экзирсизы музыковеда В.Н. Кузнецовой, которой автор выражает искреннюю благодарность.