Эксгумация

Юрий Золотарёв
ЭКСГУМАЦИЯ

Слово-то какое: мудреное, малопонятное. Непосвященному может (даже) показаться, что в корне слова содержится «гум»-анное начало… А по сути-то – отнюдь-с! Эксгумируют – значит, извлекают то, что обычно НЕ извлекается. Причем для того, чтобы чего-то там понять, исследовать, сделать выводы… Неспециалисту лучше не смотреть, не присутствовать, поскольку рвотная реакция в таких случаях для НЕ-специалиста – вещь вполне естественная. То, на что с интересом (профессиональным!) взирает патологоанатом, отнюдь не «удобовоспринимаемо», скажем, домохозяйкой, инженером-электриком либо водителем троллейбуса.

Словом, всему в жизни своё место, и лучше «местА» эти не путать. Равно как лучше не путать духовность с без-духовностью, тем более – не подменять первое из этих понятий вторым.

Когда в 50-е (либо 60-е, точно не знаю) годы прошедшего века производили экс-гумацию праха Н.В. Гоголя (с какой целью – тоже не знаю, но о самОм факте слышал из уст вполне авторитетного человека ХХ века – Семена Степановича Гейченко, в то время директора Пушкинского музея-заповедника), так вот, когда производили означенную эксгумацию, и глазам высокой комиссии открылся прах великого писателя – истлевшая одежда и кожа лица, произошел совершенно негуманный эпизод. Гейченко (и все присутствующие, разумеется) увидел, как один из членов комиссии, авторитетный в то время писатель (Гейченко не стал называть мне его имени) заскочил в могилу, вытащил свой путевой блокнот, подошел к праху Николая Васильевича, на лице которого явно проступали неистлевшие усы, деловито оторвал один ус, вложил его в свой блокнот и как ни в чем не бывало выскочил из могилы. Вот такие «пенки»!

Гейченко, рассказывая эпизод, помнится, даже изменился в лице от негодования. Писателю тому никто ничего в тот раз не осмелился сказать (шибко именит был, наверное!). А я вот теперь думаю: «Мать твою!..» и т.д. Это ж каким веником надо быть, чтобы покуситься на то, что принадлежит лишь Богу, Природе да Вечности! И этот писатель, фетишист хренов, еще учил нас, как правильно жить! Не могу сказать, читал ли я его книги (имя его Гейченко так и унес с собой в могилу), но как представлю, сколько людей, читателей, с восторгом внимали его слову, думая о нем с уважением и доброй завистью: «Вот ведь человек какой умный да образованный!». А этот «умный и образованный», оказывается, обладал гнилой душою. Ус-то ему для чего? Думаю, тайны большой в том нет: в кругу своих именитых знакомых эдак небрежно вытащить свой путевой блокнот и достать из него ус САМОГо ГОГОЛЯ! – эффектно, не правда ли? Оч-чень эффектно, хотя ровно на столько же и БЕЗДУХОВНО.

Чему же теперь удивляться нам, нынешним, глядя на всеобщий развал морали и духовности (под напором «нового времени»), если нас морали этой самой учили вот такие скрытые фетишисты! Ведь им, таким вот, дай волю – они и душу России растащат по атомам, себе на «сувениры». Да так оно, в сущности, и происходит. Не потому ли мы удивляемся: с чего это молодежь такая жестокая? И откуда, скажем, на «прозе.ру» столько матерщины и авторов, любителей открытого матерного текста? Не столь давний пример – Юлия Алёхина с ее номинацией произведения «Вор, Калека, Ласточка и Папаша». Стоило мне лишь заикнуться, что НЕГОЖЕ, мол, писателю, тем более ЖЕНЩИНЕ употреблять в тексте своих опусов ОТКРЫТЫЙ МАТ (есть ведь масса других приемов типа многоточия и т.п., чтобы передать колорит реальности), как поднялся истошный вой. Алёхина смертельно обиделась, а ее сторонники спустили на меня всех своих собак. Так я ничего им и не доказал, несмотря на долгую полемику.

Не знаю, продолжает ли Ю. Алёхина в открытую материться устами своих героев (не заглядывал на ее сайт – нет настроения и желания), но хотелось бы все-таки лишний раз чисто по-русски спросить: А на-хренА нам эта эксгумация (или там «легализация» – один черт) в литературе неприкрытого русского мата? Что, мало его в жизни, чтобы тащить за уши еще и в рассказы? Или так не терпится нижние этажи культуры сделать верхними? Кто ответит, коллеги?

Мнения на сей счет некоторых вполне образованных людей, ученых-филологов я знаю, и полностью с ними солидарен. А вот вы, пишущая братия, неужто не понимаете, что «эксгумация», это все-таки сугубо интимное дело, не для ширпотреба? И если уж эксгумировать, то только в крайнем случае, в научных целях, и лучше всего – в присутствии специалистов, людей знающих и понимающих.

Не так ли?

29.01.2005
Таллинн