Странная история фотографии

Вадим Фомченко

Эпоха создания изображений химическим путем завершается.
Но все же почему это была химия серебра? Соединения меди, железа и других элементов не менее светочувствительны. Однако на первом месте стоят органические вещества, в частности те самые, что обеспечивают нам наше собственное зрение, вещества, обладающие высочайшей чувствительностью и избирательностью. Еще в конце XIIX века были осуществлены первые попытки использовать для получения изображений светочувствительность органических веществ- прежде всего, желатина. Позднее этот процесс некоторое время использовался в полиграфии.
Но все это было сметено серебряной фотографией, с к-рой была уйма хлопот: пришлось разрабатывать специальные сенсибилизаторы ,усилители, стабилизаторы , закрепители и прочее.
Если говорить про цветную фотографию, то она происходит вообще идиотским способом: сначала снимается серебряная фотография, а затем она окрашивается органическими красителями, а серебро вымывается.
Мне пришлось долго разбираться с этой странной историей.
Оказалось, что во всем виноват барон Ротшильд, создатель современной банковской системы. Благодаря ему бумажные деньги, а главное «безналичный расчет» , стали не только равными соперниками металлическим деньгам, но и впоследствии вытеснившими совершенно их со сцены.
Тысячелетия человечество неуклонно наращивало добычу «денежных» металлов: золота, серебра, меди и вдруг оказались они никому не нужны.
К счастью для золота, Ротшильд использовал его как некий стабилизационный фонд. Это было не обязательно, но авторитет барона был так велик, что почти до нашего времени государства использовали «золотой запас», значение к-рого ,большей частью, психологическое.
Что касается меди, то ее «подобрала» бурно развивающаяся электроника, а вот по серебру удар оказался совершенно сокрушительным.
Помните рассказ Марка Твена «Банковский билет в 1 миллион фунтов». Там друг главного героя безуспешно пытается продать серебряные рудники. Писатель точно описал ситуацию второй половины ХIX века : владельцы серебряных рудников старались от них избавиться, но их никто не хотел покупать. Вот и пришлось срочно искать какое-то применение для беспризорного серебра.
Богачи стали усиленно финансировать ( бумажными деньгами! ) все попытки использования серебра, в том числе и серебряную фотографию.
Впрочем, главная надежда была на серебряную посуду, зеркала и украшения. Но и тут злой рок стал преследовать серебро: алюминий, мельхиор, никель шутя вытеснили его, убедительно доказав свое преимущество.
Что касается фотографии, то на каждую фотографию шло ничтожное количество серебра , однако число фотографий быстро росло и приближалось к миллиардом.
В начале XIX века серебра стало не хватать. Вот тут и обратиться бы к другим материалам, органическим , к примеру. Но тут сказался эффект «накатанной колеи»: применение серебра было так отработано , что легче было применить меры по экономии серебра, вторичного использования , разведки новых месторождений, чем начинать все снова с новым материалом. Впрочем, время от времени приходили сообщения об успешной работе в этом направлении, но на этих попытках все останавливалось.
Серебро победоносно продержалось до самого конца.
Пожалуй, это классический пример того, как все в мире взаимосвязано.
Ну кт бы мог подумать, что деятельность банкира , помимо его воли, и безо всякой прямой связи, резко изменит целую эпоху в истории техники?
И самое главное: что же теперь будет с серебром?

25 февраля 2006 г