Князь Игорь, Пушкин и Лихачев

Вадим Фомченко


Ум, честь и совесть нашей эпохи- это, конечно, академик Лихачев. После пребывания на Соловках, где он чудом не погиб, Лихачев сумел восстановиться и даже достичь самых вершин советского научного общества, что среди прочего, подтверждалось и получением Сталинской премии.
Фактически, Лихачев стал командовать всей историей русской литературы, возглавив так называемый «Пушкинский дом».
Ну и как же он командовал?
Относительно «Слова о полку Игореве» была «навечно» утверждена версия, совпадающая с оперой Бородина, все остальные трактовки просто-напросто запрещались. Однако ложность и нелепость такой версии прекрасно доказывали бесспорные исторические факты.
Сам Игорь был сыном половчанки, сам он за несколько лет до описываемых событий участвовал в осаде Киева. Кстати, половцами командовал Кончак. Эти два старых «друга» прекрасно помогали друг другу в борьбе за власть среди собственных народов. Никаким «патриотизмом» там и не пахло. Что касается «Слова о полку Игоре»,то оно никак не могло быть написано современником князя –это доказывают лингвистическая экспертиза и другие исследования.
Однако по настоянию Лихачева всякая работа по установлению времени написания «Слова…» и установления его автора была прекращена.
Похоже, что этот запрет существует до сих пор.
В отношении Пушкина , по настоянию Лихачева, прямо –таки на уровне закона ,было введено правило, что все исторические материалы относительно поэта должны храниться исключительно в Пушкинском доме. Разумеется, это исключало любую независимую исследовательскую работу. Также под руководством академика создавался образ героического Пушкина: врага царизма, атеиста и «прогрессивного» человека. Таким его знают все, кто учился в советское время в школе- разумеется, от реальной личности поэта там осталось совсем мало.
Под руководством Лихачева также создавались образы Толстого, Достоевского, Островского и практически всех писателей XIX века. Часть их просто «исчезла» : особенно тяжелый удар пришелся по писателям «серебряного века».
Так что Лихачев вполне заслуженно заработал себе Сталинскую премию.
Однажды мне удалось видеть Лихачева в неформальной обстановке- симпатичный , мягкий человек, даже какой-то застенчивый.
Просто удивительно как он ухитрился «по-сталински» командовать историей литературы.
Отчего вообще академик Лихачев вдруг стал нашей «святыней»?
Ну, тут , на мой взгляд, все понятно- это случилось как некое противопоставление академику Сахарову, к-рый оказался постоянным упреком нашей интеллектуальной элите. Ведь он отказался от всех льгот и преимуществ «академической» жизни и смело выступил с тем, что действительно считал важным , необходимым и честным.
В это же время, Лихачев, хорошо устроившийся в советском обществе, и в тоже время сохранивший ореол мученика, служил отличным оправданием…
Мы тоже были прекрасными людьми , а что не побывали на Соловках, так это случайность.
Мы «честно» заработали свои дачи, пайки ,премии…

8 марта 2006 г