Таинственные совпадения

Влад Лившиц
 


 Кажется удивительным, но события, которые произошли недавно, находится на грани между рациональным и мистическим. В работе ученого такое случается чрезвычайно редко, но все же встречается.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ. Художница из Кохтла-Ярве Леа Лившиц (1930-1999) создала удивительное направление в художественной графике Эстонии. По технике это монотипия, но не обычная, а с чудесной структурой. Она назвала эти произведения стохатипией. В течение пяти лет, после смерти художницы, продолжался научный анализ стохатипий. Мое исследование показало, что на самом деле стохатипии нужно называть фрактальными монотипиями (аналог компьютерной графики). Хотя полученные результаты были опубликованы в научных и литературных журналах в Эстонии и за Рубежом, изучение не прекращается. Недавно удалось обнаружить творческого двойника, моего и Леа Лившиц.
 В Казанском государственном технологическом университете на кафедре информатики и прикладной математики многие годы работает доктор технических наук, профессор Владимир Васильевич Скворцов. Удивительно, но он также назвал свои монотипии фрактальными. Вот как Владимир Скворцов сам пишет об этой находке: «Монотипией я начал заниматься с 1988 года с подачи своей старшей дочери. Я так увлекся этой техникой, что изготовил несколько сот монотипий и даже провел в 1994 году обучение этой технике в Самарском политехническом институте. В 1989 году, будучи в Москве, показал свою художественную коллекцию четырем коллегам-ученым. Один из них воскликнул: «Да ведь это фракталы!».
Владимир Скворцов после этого основательно изучил литературу по фрактальной геометрии (так называется эта область математики) и убедился, что традиционная монотипия, которая известна художникам более 300 лет (основатель ее итальянский художник), действительно относится к фрактальным рисункам. С этого времени профессор стал использовать этот термин в научных работах, учебниках для школ по математике и в других публикациях. Отметим, что его оригинальные учебники по математике снабжены десятками фрактальных рисунков (всем бы такие!). Профессор Скворцов личность удивительно многообразная. Кроме рисунков он пишет стихи, имеет многочисленные публикации в центральных российских газетах. При всем том, у него издано более 100 научных книг и десятки статей. Он и сейчас, как мне сообщил, пишет «толстую книгу». Между нами завязалась оживленная переписка. Много мегабайт информации мы передали друг другу, в том числе попали ко мне и его рисунки. Сомнения теперь никакого не было: профессор Скворцов сделал в искусстве то же, что и Леа Лившиц – он отработал технологию фрактальных монотипий и дал им современное научное название. То, что он выполнил один, в Эстонии сделали двое: Леа Лившиц освоила технику фрактальных монотипий, а мне довелось дать стохатипиям научное название, такое же точно, как и у математика Владимира Скворцова. Но чудеса на этом не кончились. Художник Геннадий Ельцов недавно поделился со мной своими наблюдениями. Он обнаружил, что при изготовлении фрактальных монотипий зачастую происходит странное явление: при отрыве листа бумаги от слоя краски на стекле, на рисунке образуется самопроизвольно такой узор или пейзаж в той эмоциональной тональности, которую он чувствовал сам перед этим. Хотя этот феномен предстоит еще подвергнуть научной проверке, но у меня нет особых сомнений в правдивости наблюдений опытного художника. Подобное явление - воздействие сознания на физические процессы, обнаружен и описан сотрудниками Физико-технического института в Москве.
ПРИМЕР ВТОРОЙ. В далекие 70-е годы прошлого столетия мне довелось заниматься разработкой и внедрением гибких графиков работы в Союзе. На Западе тогда такие графики уже широко использовались. Однако наша система имела одно новшество (с 1977 года). Переработанное время можно было передавать в Банк времени на свой лицевой счет, а затем его тратить. При этом из 15% передаваемого времени формировался в банке общественный фонд. Из него можно было поощрять временем хороших работников, оказывать помощь нуждающимся (например, на амбулаторное лечение). Система была принята к использованию Госкомитетом по труду Союза. Она и теперь применяется в России. Однако в этом году (2007) узнаю через Интернет поразительную подробность. Оказывается, в 1980 году в США профессор экономики Эдгар С. Кан (Edgar S. Cahn) также пришел к мысли о необходимости создать Банк времени (TimeBank) для системы "Time Dollar". Это довольно распространенная в мире система (В России с 2007 г. в Нижнем Новгороде), по которой люди (волонтеры) оказывают друг другу бесплатную помощь. Изюминка в том, что затраченное время фиксируется и передается в Банк времени. Вот на это время можно, при надобности, через Банк времени получить помощь от другого волонтера (своеобразный бартер!). Удивительно, но у нас двоих идея Банка времени возникла почти в одно и то же время (разница лишь в три года!). Так у меня появился еще один двойник в лице Эдгара Кана! Жаль, но он об этом пока не знает. Повторение всякого события не случайно. Это свидетельствует о его истинности (вероятность ошибки при повторе снижается на порядок!), а также о необходимости его для общества.
 ПРИМЕР ТРЕТИЙ. В 2008 году меня заинтересовало явление обучения, и развития ребенка в утробе матери до его рождения (внутриутробная педагогика). Явление это человечеству известно давно, но пока не имеет под собой хорошего научного обоснования. Его относят к области альтернативной медицины. Написал статью в ВИКИ под названием "Пренапедия" (греч. peri — вокруг, около и лат. natalis — относящийся к рождению, греч. paideia — обучение) (англ. prenatal learning, prenatal parenting). В 2010 году обнаружил, что в 1878 году датский ученый Франц Вельдман разработал и внедрил во Франции методику пренатального обучения, которую он назвал гаптономией - пренатального общения с плодом через прикосновение (мед. греч. hapsis - прикосновение; hapto - касаюсь + nomos- закон; букв. "закон прикосновений"). (См. de.WIKI "Haptonomie") Целью гаптономии является близкое знакомство и  контакты родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Фактически Франц Вельдман также ввел термин дородового обучения! Не мне судить, какой из двух терминов удачнее, но факт независимого повтора в терминах налицо.

Феномен одновременного исследования каких-либо явлений, в разных местах, причем удаленных друг от друга (в пространстве и времени), я назвал принципом двойника и опубликовал статью. Здесь меня, после этого, ожидало также удивительное повторение. Оказывается, знаменитый швейцарский психолог-психоаналитик (соратник Фрейда) Карл-Густав Юнг (1875-1961), такой феномен тщательно исследовал и назвал в 1952 году принципом синхронизма. Опять таинственное совпадение мыслей, но уже во временном аспекте. Но суть не только в этом. Одновременно приоткрывается дорога к тайне психоанализа. Оставим ее пока без комментариев. Всему свое время. Достаточно и одного: далеко от Эстонии, в Казани, живет и творит творческий двойник Леа Лившиц. Нет, не зря выходит, что на доме, где жила художница, установлена весной 2005 года памятная доска о Леа Лившиц, как создательнице стохатипий. Она выполнена из прекрасного черного гранита. Сама доска – также художественное произведение - художника по камню, человека доброй души, - Важа Берелашвили.
 Намеревался поставить точку. А художник Геннадий Ельцов, большой знаток Библии, посоветовал прочесть стихи 19 и 20 главы 18 в книге «От Матфея» Библии. Вот что там написано: «19. …если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы вы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». В стихе 20 далее читаем: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Есть подобный стих и в Пятикнижье. Не думаю, что тут нужны еще комментарии.

---
Портрет Леа Лившиц. Масло.
Художник Александр Игонин