Нужен ли новый педагогический саженец?

Влад Лившиц
Во все времена школьная система трансформировалась. Ветры перемен, точно суховей, иногда обжигали древо педагогики. К счастью, школьная система очень живучая и она как дерево с могучими корнями и раскидистой кроной, опять и опять плодоносила по осени. Во многих странах плоды с древа школьной системы все же потеряли бывалый вкус, появилась горчинка. И снова прореживают крону. После очередной обрезки старое дерево оживает на несколько лет, но потом вновь жизненные соки скудеют. Полезнее заменить старый исполин на саженец. Урожай придется ожидать дольше, но потом плоды будут вкуснее, а дерево – здоровее.

В лоне классической педагогики имеется богатый опыт существенного изменения подхода к школе, методам и целями обучения и воспитании. К примеру, с начала прошлого столетия в Германии возникла Вальдорфская педагогика. Сейчас в мире порядка 600 Вальдорфских школ. Есть и другие альтернативные идеи. Однако кажется несколько странным, что они не получают особого распространения в мире. Почему? Я позволю высказать свое видение причин. Мне кажется, что пора развести два понятия: обучение и воспитание. Обучением должны заниматься педагоги-технологи, а за воспитание с полной ответственностью нужно взяться психологам. Школьные психологи есть, но на вспомогательных ролях. Увы, этого сегодня уже недостаточно. До 25% учеников не могут справиться со школьными программами. Традиционная педагогика бессильна их адаптировать. Пусть психологи возьмут ответственность за воспитание детей в свои руки и на деле докажут возможности современной психологической науки. Пора детские психологические штанишки заменить одеждой взрослого человека. Внимание педагогики, психологии и медицины все ближе приближается к раннему детству детей. Оказывается, многое можно успеть передать ребенку до двухлетнего возраста. И не только научить уму-разуму, но и сформировать основы морали.

Чтобы не наломать дров в очередной раз, было бы хорошо создать хоть одну психологизированную гимназию академического уровня (назовем ее условно ПСИХОГИМН). Она объединит теперешнюю гимназию с детским садиком. Причем в детсадике с яслями появится и нулевая группа (О-группа). Она формируется из беременных женщин, через которых специальные дородовые психологи и педагоги займутся обучением и воспитанием не родившихся еще деток с 6-7 месячного срока беременности матерей. В ПСИХОГИМНЕ у директора будет еще один заместитель – психолог. Формируется команда школьных психологов. Они становятся классными руководителями. Устанавливаются и более тесные контакты с медициной. Полезно иметь научно-психологический совет при гимназии. Речь идет о создании одной-двух таких необычных школ-комбинатов. Естественно, там, где есть хорошая поддержка университетов, как педагогического, так и психологического профиля.

От нас зависит, приживется ли такой психолого-педагогический саженец в довольно истощенной педагогической почве. Приближается очередная весна. Пора саженца из научного инкубатора переносить в реальные условия жизни. Время не терпит. Как ни утопически звучат исходные положения автора, но других пока нет. Возможно та страна, которая претворит утопии в реальность, потом получит колоссальное преимущество во всех сферах общества. Только ждать придется долго. Лет тридцать с гаком. У автора идеи риска нет. Ведь и Насреддин безбоязненно заключал пари, обещая научить осла говорить по таким же соображениям. Люди добрые, принимайте решение сами. Тут такой случай.

ВЫВОД: без психологизации, инноватизированные 3 тыс. школ, в рамках национального проекта "Образование", не смогут получить существенного движения вперед.
----
Художник Леа Лившиц