Бабье лето демократии

Влад Лившиц
У меня есть друг. Зовут его Вася. Мы дружим уже много, много лет. Наша дружба никогда не давала трещины. По-видимому, для размолвки нет оснований. Он в одной сфере жизни, а я в другой. По специальности Вася классный сварщик, сертифицированный по всем правилам международных стандартов. Зарабатывает прилично, поэтому на Запад подрабатывать не собирается. В свободное время занимается пчелами. Очень грамотно. От него я узнал многие тайны жизни пчел. Вот одна из них. Если у роя возникают проблемы с пропитанием, то они пытаются «занять» корм у других своих собратьев. Расправа над чужаками суровая. Смертный приговор без обжалования, исполняется на месте преступления – воровства пищи. Нового тут ничего нет. А самое поразительное дальше. Оставшиеся в живых пчелки, чуя приближение голодной смерти, тайком от своих близких, хватают последний запас корма, и… перелетают с ним в соседний улей. Там их с распростертыми объятиями принимают в новую семью. Вот Иуды, скажете вы. Ан, нет. В мире насекомых и животных человеческая мораль отсутствует. Это наши фантазии наделяют их такими качествами. А вот маленькие дети даже в возрасте в 18 месяцев, обязательно стремятся помочь, причем бескорыстно, другим.

Вот такие-то байки передает мой друг. Теперь я вас подготовил к более сложной теме. Однажды Василий, после некоторого застолья, в субботний день, расфилософствовался. По его мнению, наступила эра демократии, которую назвал «Демократия бабьего лета». Он как зрелый натуралист любит все рассматривать с точки зрения природы. Ладно, думаю я, пусть будет эпоха бабьего лета. Важно, что это за фрукт, и с чем едят.
Выпили мы еще по рюмочки, и беседа потекла дальше. Василий считает, что бабье лето пора особая. В такой период погода отличается спокойствием. Нет ни ветров, ни дождей. Природа как бы устраивает всем каникулы, подготавливая к ненастью. Такая вот бесконфликтная ситуация. Демократия бабьего периода как раз и характерна отсутствием шума и гама. Никто не выходит на улицу с разными там цветными флажками. Все при деле. Политики решают свои проблемы, бизнес свои. Только СМИ на стреме. Не упускают случая прижучить зазнавшегося парламентария, чиновника, бизнесмена и прочих. Все ключевые посты занимают специалисты, асы в своем деле (как Вася в сварке). Журналисты также хорошо подкованы и туфту не выпустят ни в газету, ни на телевидении. Даже Интернет без пакостей.

Нарисовал Вася лубочную картинку, думает, что я ему поверю без еще одной рюмочки (30 гр., однако). Пропустили, закусили и поехали дальше. Но рюмочка не развеяла моих сомнений. Стало быть, беседу пора продолжить дальше. А Вася ухмыляется. С хитринкой на меня взирает. Тянет резину и тянет. Осадил его. Пора, мол, браться за развязку затянувшейся драмы. Главное, по его мнению, это подготовить для общества новый тип личностей. Чтобы я понял, он конкретизировал голую идею. К примеру, петербуржца сразу отличишь от других. Они особо не суетятся, имеют достаточное образование, быстро решают проблему и иногда забывают о своих собственных интересах. Им можно дать право распоряжаться чужими деньгами – много себе в карман не спрячут. Это не означает, что хватай каждого из этого города и давай власть. Тут подход индивидуальный и выборочный. По-видимому, по разумению Василия, этот тип личности зародился со времени Петра 1. Главная цель этого монарха была не экономическая, при создании Петербурга, а человеческая. Ему позарез нужны были личности «бабьего» нрава. Ладно, это уже слишком далекая фантазия.

Посмотрел мне Василий в глаза и предвосхитил вопрос. Он дополнил свою типологию так. Личность сего славного периода демократии не просто петербургская, а «петербуржско-российская». Это важное замечание. Такие имеются повсюду в стране. Только они не опознаны и не могут реализовать весь свой потенциал. Вторая причина в том, что не поставлена цель перед системой образования, воспроизводить именно такой тип людей. Другими словами, демократия бабьего лета – это спокойная демократия. Вот во Франции, когда перевернула молодежь половину страны, еще дальше от бабьего лета, чем страны на востоке Европы. Получается, что хотя пришлось труднее в истории, но испытания пошли впрок. Нам больше нужно спокойствие, меньше уличной демократии, больше порядка в любом деле. После очередной рюмки он окончательно успокоился.

Потом поднялся и с независимым видом отправился домой. Я же продолжал обсасывать услышанное. И потом пришел к философскому заключению: одно ясно, петербуржско-российский феномен существует. Дальше пусть об этом думают специалисты. Мы же с Василием твердо договорились – при демократии бабьего лета дорогу образованным и спокойным людям. От природы или от соответствующего воспитания. А что, мы уже с ним сами недалеко от осенней поры, когда порядком в лесу грибов. Встал и пошел за корзинкой. Мы с Василием уже договорились тихонечко (по бабьему) – быть завтра грибной охоте, а вечером сковородке с жаренными белыми грибами.

Научный комментарий: В статье рассмотрена в метафорической форме концепция "тихой демократии" или демократии "бабьего лета". Чтобы получить полное представление, прочтите и другие публицистические работы автора на этом сайте. Естественно, здесь только верхушка айсберга.

---
Акварель Леа Лившиц