Педагогическая поэма. Крах педагогики
Часть 1. Дети
Веками детей отводили в школу. Они там учились писать и считать. Получали навыки общения с себе подобными. Семья старалась помочь школе. Дневник играл роль Интернета. Дети, как могли, противились, чтобы компромат из дневника не попал к родителям. Ремень был узаконенным (не единственным) средством стимулирования к учебе. Да, так было. А теперь? Увы, нет. Этот педагогический конвейер все чаще пробуксовывает. Возможно, дети изменились? Увы, именно так. До 25% детей сегодня не справляются с учебными программами. Детям явно чего-то не хватает. Распространение наркотиков об этом ярко свидетельствует. Они не могут справиться с программами, не способны сосредоточиться на учебном материале. Многие слишком активные: крутятся на стуле, точно юла. Не могут хорошо говорить и читать. Имеется небольшая часть детей с повышенным уровнем интеллекта. Однако и они не желают учить положенное по школьной программе. С удовольствием учат только то, что их интересует. Итог такой. В конце прошлого столетия произошли какие-то необратимые изменения в детской психике и поведении нового поколения детей. Появился даже очень забавный афоризм в педагогической среде: эти необычные, обычные дети. Извечный вопрос: что делать? Ответ ищут обычный. Поднимем зарплату педагогам, они поднатужатся и все проблемы отпадут.
Часть 2. Педагогика
Учебный процесс все больше оснащается инфотехнологией. Учитель должен непрерывно переучиваться сам, чтобы все время превосходить по уровню своих критиков – это те дети, которые слишком умны. В классе две крайности: посредственные и слишком умные. Золотой середины - «среднего класса», больше природа не воспроизводит. Куда же податься учителю. За двумя зайцами, как известно, погнаться нельзя. А еще и третий заяц есть. Это превращение учебного процесса в технологию. Педагог должен стать инженером-технологом-педагогом. Заниматься еще воспитанием детей просто невозможно. Сегодня психология воспитания требует хорошей медицинской и психологической подготовки. Соединить все задачи учебно-воспитательного процесса в лоне педагогики – иллюзия. Получается уже крах в квадрате (с детьми и учебным процессом).
Часть 3. Психология
Современная психология далеко ушла за последнее столетие непрерывного развития. У общей психологии выросла могучая крона из двух десятков дисциплин, причем психология стремительно приближается к медицине, особенно неврологии. Свое влияние психология распространила не только на послеродовой период детства, но и дородовой. Оказалось, что воспитание и обучение ребенка наиболее эффективно начинать еще в утробе матери (от шести месяцев плода и до двухлетнего малыша). Да и сами роды также должны быть подготовлены с участием психологов. Тогда роды будут «сладкими», без родовой травмы. Психолог есть в школе, школьный психолог. Однако один. Как известно, один в поле не воин. Психолог подобен врачу общей практики. Без своих коллег-психологов с узкой специализацией ему не справиться. В школе психолог является вспомогательным персоналом. А это означает и разницу в зарплате, и снижение его статуса. Получается, что гадкий утенок (школьный психолог) никак не может превратиться в белоснежного лебедя! Опять своеобразный крах. Где выход?
Часть 4. Психологизированная школа – школа XXI века
Из трех частей уже ясно, что полумеры не спасут ни педагогику, ни саму школу от краха. Делаем радикальный поворот. При этом отметим, что не на пустом месте. Почти столетие в лоне педагогики существует два альтернативных направления. Это школа Марии Монтессори и школа Рудольфа Штейнера. Эти популярные направления решают многие из перечисленных проблем современной школы, однако они развиваются отдельными энтузиастами, что требует талантливых педагогов. Массовое распространение, естественно, не может произойти, Талант продукция штучная. Реформирование же должно рассчитывать на обычных специалистов.
Психологизированная школа радикально меняет профиль. Психологи становятся основным персоналом по воспитанию и адаптации учебного процесса с учетом достижений педагогической психологии. У директора школы появляется второй завуч - по психологии. Кроме того, классными руководителями также становятся психологами. В школе создается психологическая лаборатория, в которой находятся психологи-лаборанты. В состав школы, кроме начальной школы, могут войти и группы детского сада. Можно оставить детские сады по старой схеме. Но вот что существенно. В детском садике появляется нулевая группа – это беременные женщины с шестого месяца беременности, которые попадают под наблюдение, так называемых, психологов-пренантологов (дородовых психологов). Для школы создается в структурах поликлиники группа поддержки из врачей. Школу реформировали. А под какую цель?
Часть 5. Цель школы: формирование личности
Весь проект реформирования школы может потерпеть неудачу, если не сформулировать цель. Участие психологов в школе на первых ролях может позволить, впервые за всю историю школы, сформировать определенную личность. Такая личность способна изменить архаичную систему управления обществом. Это очень важно, поскольку отсутствие определенных личностей, с точки зрения психоистории, приведет к замедлению не только социального развития, но и осуществление очередной технической революции – века нанотехнологии.
Пока мало можно говорить о новом типе личности. В реальности мы имеем ее задатки, которые условно назовем - балтийской личность. В России ей соответствует – петербуржско-балтийская. В истории России Санкт-Петербург не только оказал и оказывает духовное влияние, но и породил определенную личность. Петербуржская личность несколько отличается по своему складу от личностей в других регионах России. С другой стороны, она имеет сходство с эстоно-балтийской личностью в Эстонии. Некое сходство истории и расположение у одного моря. Для такого типа личности характерна деловитость, несколько пониженная эмоциональность, немногословность и др. Пока эти рассуждения носят поверхностный характер. Срочно нужен институт академического уровня, который проведет изучение по наличию типов личностей в стране. Постепенно будет выявлен реальный потенциал. Сразу оговоримся, что никакой связи между личностью, национальностью, страной мы не видим. Это планетарный феномен. Изучение личности в таком аспекте явление новое. Трудно сказать, связано ли это с генетикой, или лишь культурой. Как только накапливается достаточное количество нового типа личностей в обществе, то появляется возможность реформирования на более высокий уровень. Где? Вопрос очень кстати. Ответ странный: в деревне, в городе, регионе, стране и … в мире. Разве так можно экстраполировать? Сам не понимаю, почему такая общность. Однако не могу иначе – логика требует.
----
Акварель Леа Лившиц
© Copyright:
Влад Лившиц, 2006
Свидетельство о публикации №206040400235