Крах школьно-педагогической системы. Где выход?

Влад Лившиц
„Человека нужно с детства учить работать
 со своим мозгом. Для этого следуют
 радикально изменить учебу в школе,
выбросить все бесплодные и бесполезные
 знания. Не нужно перегружать память,
 но нужно развивать мышление. Вместо
 того чтобы культивировать мускульный
 спорт, лучше организовать спорт умственный“
            Профессор  Александр Залманов


Томас Фридман, обозреватель «Нью-Йорк таймс», в недавней статье «Начинается глобальная конвергенция образования» (www.inauka.ru), пишет, что во многих странах мира идут самые горячие споры по поводу образования. В США предлагают улучшить подготовку по математике, в Индии и Китае обеспокоены падением способностей школьников к инновациям. Не меньше опасений высказывается, как в странах Западной Европы, так и других странах. Школу лихорадит от перманентных реформ. Однако до 25% детей так и не справляется со школьными программами. Альтернативные направления в педагогике (Рудольфа Штейнера и Марии Монтессори), которые снимают некоторые проблемы в обучении, не получают широкого распространения. Правительства и школы на перепутье: куда податься? Нужно воздать должное американским писателям Ли Кэрролл и Джен Тоубер, которые мастерски в своих бестселлерах о детях Индиго, впервые рассказали о беспомощности современной официальной педагогической системы для работы с новым поколением детей. Однако и они не смогли предложить системы, которая могла бы заменить существующую.

Глобальный кризис педагогики вызван несколькими причинами. Изменением психологии и неврологии современных детей, постепенным превращением педагогики в инженерную дисциплину (инженерную педагогику). Сдвигом центра тяжести обучения и воспитания детей на ранний возраст (от 6 месяцев ребенка в утробе матери до 2 лет). Отстранением современной психологии от эффективного участия и ответственности за воспитание и обучение детей. Естественный ход событий в эволюции человека и становления педагогики и психологии, породили то, с чем не могут справиться педагоги, родители и чиновники. Таким образом, традиционная педагогическая школа исчерпала свой ресурс. Ее реформирование требует не полумер, а решительного поворота. Он заключается, на наш взгляд, в том, чтобы педагоги передали свои функции воспитателей команде психологов. Психологи создают психологический конвейер и как бы передают ребенка из рук в руки: от преантального (дродового) психолога, к детскому, потом школьному и т.д. Школа становится психологизированной: учителя учат, психологи воспитывают. У директора школы появляется еще один зам. - по психологии. Классными руководителями являются психологи. В младших классах – два специалиста: педагог и психолог.

Психологизация школы процесс трудоемкий и дорогостоящий. По-видимому, он охватит период с 2010 по 2020 гг. Можно ожидать, что те страны, которые смогут создать психологизированные школы быстрее, получит огромные преимущества во всех сферах перед другими.

Теперь о целях школы. Психологизированная школа должна, главным образом, воспитывать нужную для страны личность (главная цель) и вторая – передавать ученику знания. Предстоит выработать модель современной личности на базе собственного опыта страны и других стран.

После завершения этапа психологизации школ, появится возможность продвигать психологический конвейер дальше. Конечной целью будет внедрение личностно-ориентированной системы управления обществом (ЛОСУ) или макронаноуправления.
Об этом может идти речь за пределами 2020 года. В наше динамичное время прогнозировать события такого отдаленного времени – мало продуктивное занятие.
ПРИМЕЧАНИЕ. Более полную информацию можно получить из статей по психологии и педагогике на нашей страничке (сайт www. proza. ru).

P.s. Вспомним о судьбе педологии, чтобы не промахнуться!
 Глезеров С. Наука о новом человеке. СПб Ведомости. Вып.  № 098  от  29.05.2013


---
Акварель Леа Лившиц