Виктор Пелевин Generation П

Алхел Манфелд
«Generation «П», на мой взгляд, последнее значимое произведение «золотого периода» Пелевина. Все последующее – «ДПП», «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса» - новая упаковка уже сказанного до этого, но, увы, без прежних эмоций и «заразительности».
***

ВИКТОР ПЕЛЕВИН
«GENERATION «П»

Идея романа достаточна проста и лежит на поверхности.
Это Бондарчук при съемках «Войны и мира» мог использовать 10 тыс. человек массовки. Сейчас снимают 20, от силы – 100 человек, а остальных просто дорисовывают.
Мысль Пелевина просто продолжила этот ряд – оцифрованными, виртуальными оказались и президент, умерший от сердечного приступа во время избирательной компании, и Дума, и правительство, и даже бандиты с террористами.
Но все эти персонажи должны что-то говорить и что-то делать. Вот для этого и существует Контора с ее огромными компами, управляющими виртуализированной властью в России. Впрочем, не только в России, но и в Америке тоже.
Центральными фигурами в этой системе становятся креативщики – создающие новую реальность с помощью этих виртуальных персонажей. И здесь Пелевин оказывается в своей стихии – области своей профессиональной деятельности, что и проявилось в блестящем анализе нескольких рекламных компаний и множестве слоганов, разбросанных по всей книге.
Идея, впрочем, не нова и уже лет десять эксплуатируется кинематографом. И не было бы ничего в романе Пелевина оригинального – просто еще одна вариация – если бы не культ богини Иштар.
Боги тогда были смертными и носили в себе свою смерть. В назначенный срок богиня тоже должна была умереть, но ей это очень не хотелось. И она в последний момент разделилась на свою смерть и то, что не хотело умирать. Смертная часть приняла вид пса. (По этому поводу имеется целое исследование Константина Крылова - "Русская идея: Всенародный культ п.ца") Между ними сразу же началась война и Пес вроде бы стал одолевать богиню. Остальные боги испугались этого и заставили их заключить мир. Согласно договору богиню лишили телесной оболочки и имени, а ее смерть стала хромым псом с пятью лапами, который должен спать в одной далекой стране на севере - России.
У великой богини был муж, тоже бог, самый главный из всех богов, которого она опоила любовным напитком, и он уснул в святилище на вершине своего зиккурата. Есть версия, что весь нас окружающий мир и даже сама богиня – это только его сон. И великая богиня постоянно ищет того, кому она снится, потому что только через него она обретает свою жизнь. А поскольку найти его нельзя, у нее есть символический земной муж, которого она сама выбирает.
Но это становится ясным только на последних страницах романа, в которой все разрозненные события из жизни Вавилена Татарского складываются в единую мозаику, приведшею его к высшей иерархии в Обществе Садовников – служителей богини – земного воплощения мужа.
Хотя и это может быть не главное, и весь роман – это только вариация на сюжет одной восточной поэмы.
Тридцать птиц полетели искать своего короля Семурга, прошли через множество испытаний, а в самом конце узнали, что слово «Семург» означает «тридцать птиц».
Может быть, это роман просто о нашей самоидентификации, которая согласно одной жуткой мысли, посетившей главного героя, все больше принимает вид пса о пяти лапах.

P.S. Рецензия на работу Константина Крылова "Всенародный культ Пиз..ца" выложена в разделе "Рекомендуемое"
http://www.proza.ru/2006/06/01-09