Человек в какосфере

Влад Лившиц
Хотя человека наука и отнесла к разумному виду, а культура создала множество мифов по сему поводу, реальность с этим не стыкуется. Ведущий микробиолог, академик Г. А. Заварзин обнаружил, что одним из „выдающихся“ достижений XX века стало формирование „какосферы“ (от греческого «какос» - плохой, скверный). Науку, которая изучает эту сферу, он назвал «какологией». Человек разрушает не только природную среду, но и самого себя.

Городская популяция человека – характерный пример какосферы. Поддержание численности населения за счет естественного размножения в городе сильно подавлено. Ему приходится жить за счет мигрантов. Хорошо развитое медицинское обслуживание разрушило естественный отбор. Выживают все - здоровые и хворые. Фарминдустрия фактически держит население мегаполисов на игле. Роды ребенка все дальше уходят от естественных «сладких родов». Они сопровождаются родовыми травмами. Это не проходит бесследно для новорожденного.

 Пагубное влияние на психологию человека оказывают мегаполисы. Доля населения в них беспрерывно увеличивается. В больших городах люди испытывают постоянный транспортный и физиологический стресс от смога. Попытка избежать поездок в общественном транспорте также завела в тупик. Личный транспорт породил пробки. Куда же податься? Супермаркеты и оплата в кредит создали новую зависимость – манию потребления. Поведение человека в мегаполисах как бы стандартизировано. Стандартная одежда, стандартная еда, стандартные развлечения. Результат – стандартная личность. Не лучше дела в образовании. Под влиянием какосферы изменилось поведение детей. Не менее четверти из них страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети не могут учиться в стандартных школах «на потоке». Им нужен индивидуальный режим и подход. От изъянов педагогики пропадает природный потенциал детей. Согласно исследованиям японских ученых, общая гениальность формируется на 60% уже к 6 годам, а на момент рождения является уже сформированной на 30%. Техническая гениальность формируется в 10-12 лет.

Можно было бы опереться на семью. Но таковой, во многих случаях, уже нет. Даже в полной семье родителям некогда присматривать за чадом. Все силы уходят в погоне за заработком. Чтобы выжить, приходится иметь два кормильца – отца и мать. Остается более трудный путь для обучения и воспитания детей. Нужна психологизация школы, чтобы заботиться о каждом ребенке как личности. Возможно два пути. Один путь – повышать психологическую компетентность педагогов, а школьному психологу оставить роль наблюдателя, консультанта. Увы, путь тупиковый. Педагог не может исполнять две роли – педагога и психолога. Педагогика быстро срастается с инфотехнологией и приближается к инженерной педагогике. Современная психология далеко ушла от уровня задушевных бесед, и превратилась в целый букет отдельных дисциплин (подобно медицине). Никакой педагог не в состоянии в должной степени заменить психолога. Остается один выход. Отделить педагога от роли воспитателя детей и передать ее в школе специально подготовленным психологам-педагогам.

Породила какосфера и агрессивное поведение человека в невиданном ранее масштабе. Если в прежние времена преобладало агрессивное групповое поведение (армия), то теперь агрессия персонифицировалась до уровня отдельного террориста. Для своего спасения общество вынуждено будет все сильнее ограничивать права всех граждан. Но есть другой путь - создать психологизированную сеть (психологический конвейер). Психологизация общества, в условиях какосферы, позволит обеспечивать личностный контроль, и предупреждать терроризм в самом начале.

Не свободна от загрязнения и Всемирная паутина. Спам и вирусы нарушают работу сети. Анонимность участников способствует возможности безнаказанно нарушать все этические нормы. Эксперты уже предрекают близкую гибель Интернета. Какология и здесь торжествует. Доколе же?

----
Художник Леа Лившиц фрактальная монотипия "Осень" 19х19 1986 г.