Слово о книгах 1. Зачем мы читаем книги?

Алхел Манфелд
 Хорхе Луис Борхес, в своем цикле «Думая вслух» - в эссе посвященном книгам писал, что они являются продолжением нашей памяти и воображения. Он, как и Генри Миллер («Тропик Рака») боготворил их.
Миллер как-то позвонил своему знакомому владельцу крупного нью-йоркского книжного магазина и поинтересовался, покупают ли сейчас книги.
- Несомненно, - ответил тот.
- И что же чаще всего берут? – не унимался Генри.
- Два метра зеленых и полтора красных, - ответил торговец.
***

Так почему же мы читаем книги и уважаем, иногда доходя до стадии восхищения, их создателей?
Жан Кокто (французский поэт, романист, драматург, кинематографист, график. В России наиболее известен своим фильмом «Орфей») по этому поводу высказал интересную мысль:

 «Читать самого себя – вот чего хочет читатель. Если ему что-то нравится, он читает и думает, что сам написал бы то же самое. Он может даже обидеться на книгу, если она сказала вместо него то, да чего он не додумался, но что он, уж конечно, сказал бы лучше.
Чем больше книга затевает нас за живое, тем хуже мы читаем ее. Мы сливаемся с ней и переделываем ее на свой лад. Поэтому, когда мне хочется убедить себя, что я умею читать, я выбираю книги, чуждые моей натуре. ..
Мы все – больные и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях.»
(Жан Кокто «О себе»)

«... Я думаю, мало кто отдает себе отчет в том, что чужие переживания неизбежно для нас заразительны...» - заметил Платон в «Государстве».

Мы приобретаем свои и чужие переживания, покупаем другой взгляд на мир. («Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого» или в более жесткой формулировке Артура Шопенгауэра – «Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной».)
Если в живописи ценность картины при всех прочих условиях определяется её единственностью, то в литературе наоборот – «множественностью» - способностью вызвать отклик у как можно большего числа читателей.
Что захватывает нас при соприкосновении с текстом достойного прочтения произведения. Прежде всего, мир созданный автором, увиденный им и переданный потоком слов настолько ярко и завораживающе, что мы, сами того не замечая, погружаемся в него с головой. Это похоже на фильм с закадровым переводом. В начале звучащий текст перевода отделен от произносящего его героя, но через несколько минут происходит слияние. Остается только голос переводчика, и даже не сам голос, а то, что он говорит.
До сих пор спорят - испытывал ли Кастанеда описываемое им на протяжении девяти томов, или это только были его фантазии, основанные на случайно найденных записях мексиканского мага. На самом деле отсутствует сам предмет спора. Не важно, что явилось первотолчком. Главное, что результат получился настолько захватывающим, что мы через его книги входим в мир нагвалей, управляемых снов, эманации Орла, совершая каждый свое путешествие в Икстлан.
***

Книга живет пока её помнят и читают. Хотя древние греки и римляне видели в книге только суррогат устного слова. Они считали, что написанное слово жестко и мертво. Ни Пифогор, ни Сократ, ни даже Христос принципиально ничего не записывали.
Слово записанное – догма, сказанное – основа. На Востоке до сих пор существует представление, что книга не должна раскрывать суть вещей, а должна только направлять нас.
***

Чтение – это всегда интимный процесс, акт личного действия и когда он становится навязанным или публичным, то неизбежно вызывает отторжение. Каждый из нас может легко подтвердить это, вспомнив школьный курс литературы.
Г.К. Честертон очень точно выразил эту мысль в своей статье «Льюис Кэрролл»:
 «Эта книга, без которой не может считаться полной ни одна библиотека джентльмена; книга, которую потому он никогда не рискнет снять с полки».
Имелась в виду «Алиса в Стране Чудес».
***

Но книги не снимаются с полки не только из-за предубеждений. Мы стремительно входим в эпоху «клипового» мышления.
С.Б. Переслегин в своей статье «Стратегия для русского образования» так охарактеризовал его суть (несколько выдержек):
...«клиповое мышление» оперирует только смыслами фиксированной длины: оно даже теоретически не поддерживает «протоколы» работы с семиотическими структурами произвольной сложности. Как следствие, в «клиповых» странах происходит первичное упрощение информационного пространства, что с неизбежностью приводит к утрате связности индивидуального мышления...
... современные школьники-старшеклассники теряют навык работы и с такими понятиями, которые умещаются в один смысловой домен.»
Вся структура современной информационной среды в большинстве своем опирается на «клиповость» - сиюминутное восприятие, не оставляя время на раздумия и осмысление действительности. Главный принцип – отреагировать в момент потребления и тут же забыть, чтобы другая информация, уже стоящая в очереди, смогла влиться в тебя и потечь через твои мозги. На этой основе строятся современные информационные и развлекательные ресурсы, реклама на телевидение и т.п.
Первичным следствием клиповости является сокращение потребности в чтении. Книги требуют большего напряжения воображения – мысленного воссоздания описанного словами образа или действия. При просмотре кинокартины или TV необходимо гораздо меньшее количество интеллектуальных затрат на восприятие информации. Более того – это управляемое восприятие.
***

Но может быть это неизбежное наше будущее? Вряд ли.
Успешность в бизнесе и вообще по жизни зависит от умения мыслить самостоятельно, создавать «цепочки образов».
При управляемом восприятии этому научиться весьма затруднительно. Остаются – опять же книги. И не просто книги, а, возвращаясь к началу, те из них, которые чем-то «задевают» нас, заставляют думать и действовать.
Весьма показателен в этом отношении фрагмент интервью Самвела Аветисяна (известного маркетолога, автора брэндов «Дарья», «Тинькофф» и других).
«Я своим студентам категорически запрещаю читать книги по маркетингу. Это жмых, мертвое знание. Там нет энергетики. Зачем тратить ценное время на чтение всех этих умозрительных спекуляций? Я им советую читать философов - клиницистов нашей эпохи: Бодрийяр, Лиотар, Лакан, Фуко, Барт, Деррида, Жижек, Лосев, Бахтин, Мамардашвили. Их труды помогают следить за мыслью.»

P.S. Порядок следования статей:

«Слово о книгах 1. Зачем мы читаем книги?»
 http://www.proza.ru/2006/05/15-04
«Слово о книгах 2. Написанное «что» и написанное «как»
http://www.proza.ru/2006/05/15-223
«Слово о книгах 3. О литературных течениях, творчестве и необычных произведениях»
 http://www.proza.ru/2006/05/19-18

И своеобразное дополнение:
«О преобразовании «чужого» в «свое»
http://www.proza.ru/2006/05/22-13