Бэбибум и школа

Влад Лившиц
Формула успеха: узнать себя, изучить мир вокруг,
научиться      взаимодействовать с окружающими людьми
                Ольга ШЕРВУД
               


Будем надеяться, что в ближайшее время резко возрастет число беременных женщин и младенцев. Потом дети новой волны пойдут в школу. Самое время задуматься, а в какую учебную среду они попадут. Уже два столетия в педагогике и психологии зреет идея психологизированной школы и ведущей роли психологии в обществе (Иоганн Песталоцци, Жан Пиаже, Бонифатий Кедров, Александр Асмолов). Хорошие идеи, как известно, не появляются вдруг, по мановению волшебной палочки. Развитие в силу определенных эволюционных законов, проистекает достаточно медленно. Однако наступает момент, когда идея созрела. А общество готово ли к ее восприятию? Не будем наивными, кроме готовности необходима и потребность. И не просто некое смутное желание, а критическая ситуация – жизненная необходимость. Траты на психологизацию школы предстоят солидные. Однако их стоит сделать в добавление к уже существующим проектам (родильные сертификаты, подушевая оплата в школах, родительский капитал, родительская зарплата). На мой взгляд, промедление с реформированием школы неизбежно приведет к еще большему ущербу - новое поколение может оказаться потерянным. Следует также помнить, что демографический кризис, который возник во многих странах, имеет множество причин. Среди них особую роль играют традиции семейного и школьного развития, воспитания, а также обучения. Без участия психологов вряд ли удастся изменить такие традиции.

В психологизированной школе имеются: заместитель директора по психологии, классные руководители-психологи, психолог-новатолог и традиционный школьный психолог. В составе школы может быть нулевой класс для дородового (пренатального) обучения и развития - пренапедия. В такой школе психологи отвечают за развитие детей и их воспитание (особенно раннее). Существенное внимание уделяется развитию одаренных детей. Как известно, одаренные дети в теперешних школах нередко не могут развить свой потенциал, и их талант с возрастом теряется. Без психологов трудно помочь детям с дефицитом внимания и гиперактивностью. Таких детей становится с каждым годом все больше, что вызвано генетическими изменениями у детей нового поколения (проф. Л. А. Рудкевич).

При большом числе психологизированных школ в городе возникает городская психологическая сеть. Ее возглавит психолог-администратор. Такая сеть позволяет впервые осуществить идею личностно-ориентированной системы управления воспитанием и развитием подрастающего поколения в масштабе города.

Психологизированная школа укрепляет ее фундамент и готовит ее к всплеску рождаемости. Истина азбучная, да кто ее воспримет серьезно. В этом и будет главная проблема.

P.S. В моем проекте психологизированной гимназии есть нулевой класс. В нем происходит обучение детей (не плодов!) беременных женщин. Это уже не теория. Профессор Михаил Львович Лазарев разработал методику пренатального (дородового) обучения детей – пренапедия. Он д.м.н. и к.пс.н., академик. Обследования показывают, что до 40% детей рождаются с недостаточно сформированной корой головного мозга. В третьем триместре беременности идет бурное формирование нейронных сетей в мозгу у ребенка. Если в это время не будет достаточной информации, то произойдет отмирание нейронов. После рождения этот дефект уже устранить не удастся. Детишки ведь незрелые! Вот М. Л. Лазарев и разработал методику обучения детей до родов и создал центры по такому обучению. И он не одинок. Во многих странах такое обученеие уже проводится.
19.10.07

---
Фрактальная монотипия Леа Лившиц "Дождь"  20х20 1985