Смерть Айседоры на конкурсе или Советы Посторонних

Ироническая пьеска-диалог о стихах.

                   Все совпадения ников считать
                   НЕзлоНАМЕРЕННО случайными.


_________________________________
Участники диалога:
Дядя – ник «ПОСТОРОННИХ»
Племяш – ник «ХРОНИК НАРНИИ»
_________________________________



ПОСТОРОННИХ.
Чего это у тебя?
ХРОНИК НАРНИИ.
Стихо.
ПОСТОРОННИХ.
Сам вижу. Зачем тебе это стихо, племяш?
ХРОНИК НАРНИИ.
На конкурс. Глянь-ка, дядь: может, чё не так?
ПОСТОРОННИХ.
Глянуть – эт-та можно, племяш.
Я с этой поэзией теперь напрочь завязываю. На прозу иду!
Ещё Каштанка говаривала: «Поэзия супротив прозы – как дудочка супротив тромбона!» А то, в моём-то возрасте, стишиками баловаться…
(Поёт.) «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»
(Смотрит на стихо. Пауза.) А запятые где?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Кто ж теперь ставит запятые? А это, ваще - экспериментал!
ПОСТОРОННИХ.
А-а-а! (Читает вслух.)

Я мог бы от гудка и до гудка
Но как быть с Айседорой что Дункан?
Наматывалась жизнь на колесо
Судоргой мгновенно свело лицо
Преграду окончательной черты
Круга чертя переезжала ты
Чтоб вечность без конца там во сне встре
чать где все уже вне «здесь» и не в игре
Ведь надо было осторожно ехать
Чтобы туда куда хотеть приехать
Обоими держа ног стоп руками пальцы
тебе помочь пытался руль оставя сам
И не помог
Уже не смог
Не мог

(Пауза.) Это всё?
ХРОНИК НАРНИИ.
Всё!
ПОСТОРОННИХ.
Так. Что ж… Приступим построчно. Нет, у тебя тут рифмовка смежная «aa bb»… и прочие ля-ля…
Попарно чесать будем.

Я мог бы от гудка и до гудка
Но как быть с Айседорой что Дункан?

«Гудка – Дункан» - это хорошо. В рифму.
ХРОНИК НАРНИИ (гордо).
Сам знаю!
ПОСТОРОННИХ.
А почему, собственно «от гудка и до гудка»? Гудок-то при чём? На заводе, что ли?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Это – автомобильный гудок. Она ж в машине удавилась, Айседора-то.
ПОСТОРОННИХ.
А! Не знал. Нашла место. (Пауза.) Что – «что»?
ХРОНИК НАРНИИ.
Что – «что что»?
ПОСТОРОННИХ.
Это «ЧТО» почему тут у тебя вбабахнуто? Что за чёрт знает что: «Айседорой ЧТО Дункан»! Ни к селу, понимаешь, ни к городу! Убрать это «что» надо к чёртовой матери! Убрать пробовал?
ХРОНИК НАРНИИ (вяло).
Пробовал, дядь. Не убирается оно.
ПОСТОРОННИХ (передразнивая).
Не убирается-не убирается! (Считает слоги). Да… Не убирается. (Пауза.)
А заменить? Ну, «Айседорой ТАМ Дункан», например!
Или, нет, нет! «АйседоРОЮ Дункан»! «РОЮ»! Вполне читабельно.
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Я что тебе – с дуба рухнул? Что это за окончанье такое «РОЮ»?
Эта ж позапрошлый век, плесень! (Гордо.) А у меня – экспериментал!
ПОСТОРОННИХ.
А чего ты вообще эту Айседору допотопную выдунканил? Она-то что – не плесень?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну, дядь… Ну, рифма понравилась «гудка – Дункан». И поехало…
Знаешь ведь, как бывает!
ПОСТОРОННИХ (сухо и горько).
Знаю. (Пауза.) Тогда попробуй: «Айседорой ВОТ Дункан»… Нет, тоже бред!
ХРОНИК НАРНИИ (с горящим глазом).
Может: «Айседорой-данс-Дункан»? А? Круто!
ПОСТОРОННИХ.
Чего это за «данс»?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Она ж по танцам была. Типа, балерина. Вот тебе и «данс».
ПОСТОРОННИХ.
А! Не знал. Так это ты - в смысле танца… Не, инЫязы на дух не выношу.
Дед бы твой тебя за эти иныязы выдрал, как сидорову козу! (Вздыхает.)
От этого экспериментала твоего… у меня изжога уже! Бум думать!
(Оба думают.)
А, вот! Озарило!
«А как же быть с танцовщицей Дункан». И всё! И никаких иныязов!
ХРОНИК НАРНИИ.
А… А Айседора как же? Такое слово… экспериментальное!
ПОСТОРОННИХ.
Айседору свою под стих спустишь. В сноску.
Теперь модно везде сноски ставить: типа – автор умнее всех!
ХРОНИК НАРНИИ.
Лана… Спущу.
ПОСТОРОННИХ.
То-та! (Читает дальше.)

Наматывалась жизнь на колесо
Судоргой мгновенно свело лицо

А чего это – «на колесо»? На колесо истории, типа?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! В машине же едут!!! Её же шарф, айседорин, длиннючий, за колесо зацепился. И мотался-мотался-мотался… Пока не удушил совсем.
ПОСТОРОННИХ.
А! Не знал. (Читает.) Ты чего-то тут напорол, во второй строке.
ХРОНИК НАРНИИ.
Ничего не напорол! Ты слоги считай: 10 – 10. В тютель!
ПОСТОРОННИХ.
(Считает.) Да, тут 10… И тут… Нет, не пудри мне мозгИ! А ударения?
«НамАтывалась» - на втором слоге удАрено, «сУдоргой» - на первом.
И, вообще, нет такого слова – «судоргой»! Надо было «судорогой». Что за лажа!
ХРОНИК НАРНИИ.
«Судорога» длинная, не влезает она.
Дядь, а если быстро читать? «Судоргоймгновенносвелолицо»? А?
Я нашим читал, им понравилось. А? Может, проканает?
ПОСТОРОННИХ.
Не, племяш, не проканает! Там, на конкурсе тебя знаешь, как драть будут? Ого-го!
Что там тигры, львы, бультерьеры! Там мастодонты поэтические!
Вот с такими глазищами! (Показывает.)
Вот с такими зубищами! (Показывает.)
Вот с такими… короче, авторитеты! Бум думать…
(Оба думают.)
А, вот! Озарило!

Наматывалась жизнь на колесо
Мгновенно судоргой свело лицо

Так гораздо лучше! Не шедевр, конечно. И «судорга» эта, дрянь такая… Но – лучше. Лучше?
ХРОНИК НАРНИИ (вяло).
Лучше…
ПОСТОРОННИХ.
То-та! Вот тебе опыт, вот тебе стаж на Парнасе! А всё одно – на прозу ухожу.
Поэзия супротив прозы – что губная гармошка супротив оргАна! (Читает дальше.)

Преграду окончательной черты
КругА чертя переезжала ты

Может «кругИ чертя»? Не «кругА» же…
ХРОНИК НАРНИИ.
Не, дядь: «преграду окончательной черты крУга». Переезжала. КрУга, понимаешь?
ПОСТОРОННИХ.
Погоди, погоди! «Преграду окончательной черты крУга». А «чертя» тут зачем?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну, колёсами чертя.
ПОСТОРОННИХ.
Чего чертя?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну, черту, дядь. Черту крУга.
ПОСТОРОННИХ.
Как это: чертила черту крУга, которую переезжала? Не въезжаю!
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Когда запятых нет – смыслов больше выходит.
В одном смысле – чертила черту круга.
В другом – переезжала её же. Чего непонятного?
ПОСТОРОННИХ.
Не, на конкурс так не пройдёт. Надо упрощать как-то. Бум думать!
(Оба думают.)
А, вот! Озарило!

Преграду окончательной черты
КРУГИ чертя переезжала ты

Я ведь с самого начала так и прочёл.
Так проще и понятнее. «КругИ», понимаешь?
ХРОНИК НАРНИИ.
А что, нельзя «кругА» оставить?
ПОСТОРОННИХ (строго).
Нельзя!
ХРОНИК НАРНИИ.
Ладно, дядь, уговорил.
ПОСТОРОННИХ (читает дальше).
Чтоб вечность без конца там во сне встре
чать где все уже вне «здесь» и не в игре

Что за… (Перечитывает.) Чего за бред? Что это у тебя за «встре»?
ХРОНИК НАРНИИ.
Не «встре», а «встречать». Только я «чать» на другую строку перенёс.
Это ж экспериментал! Так и Маяковский всегда делал!
ПОСТОРОННИХ.
Делал-делал! Мало ли, что он делал… И где теперь этот твой Маяковский?
(Считает слоги.)
Погоди, погоди, Маяковский! Там у тебя – 10 слогов. А тут, с этим «чать» - уже 11 накрутилось! Чего-то надо убирать! «Чать» убрать нельзя, понятное дело.
Может, «ГДЕ» уберём? Нет, и «где» нельзя… Эх…
(Оба думают.)
А, вот! Озарило! Уберём «ВСЕ»! Будет:

Чтоб вечность без конца там во сне встре
чать где уже вне «здесь» и не в игре

10 – 10. Баланс! Вот тебе опыт, вот тебе стаж парнасский! (Читает дальше.)

Ведь надо было осторожно ехать
Чтобы туда, куда хотеть приехать

«Ехать – приехать»… Долго думал, поди? Но, знаешь, это хорошо!
ХРОНИК НАРНИИ.
Что – хорошо?
ПОСТОРОННИХ (передразнивая).
«Что-что»? Глагольная рифма! Однокоренная! Просто подарок!
Глагольная рифма – это очень плохо! Вот я и говорю: хорошо!
ХРОНИК НАРНИИ.
Не понял! Так плохо – или хорошо, дядь?!
ПОСТОРОННИХ.
Хорошо, что плохо! Глагольная рифма – это как красная тряпка для быка.
Мастодонты как увидят её – так сразу и вцепятся, завопят: «Глагольная рифма!!!»
Может, и всего остального бреда твоего не заметят.
А ты тут возьми - и уступи. Скажи: так и так, согласен - плохо.
Научите, взрослые дяденьки-тётеньки меня, молодого подлеца, рифмовать.
Учись уступать в малом, чтобы великое сохранить. Так-то, племяш! (Пауза.)
ХРОНИК НАРНИИ.
А почему глагольная рифма – плохо?
ПОСТОРОННИХ.
А чёрт её знает! Не спрашивай.
Это – как светофор. Идёшь только на зелёный – и не думаешь, почему. Начнёшь думать – задавят.
Хотя, мне один читатель рассказывал, что и сам АСП её использовал.
Ну, и ничем хорошим это для него не кончилось.
Все: «Дантес, Дантес!» «Погиб поэт!»
А это – не Дантес виноват, а глагольная рифма.
Глагольная рифма - она для поэтов как смертный грех.
Одни верят в бога, другие – нет. Вот и с глагольной рифмой так.
Одни говорят: «Глагольная рифма – очень плохо!» А другие… другие ничего не говорят.
Короче: либо веришь, либо – молчишь. Недоказуемо. (Читает.)
А это что у тебя: «куда хотеть приехать»? Как это?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну, в смысле – «приехать, куда хотеть».
ПОСТОРОННИХ.
Может – «куда ХОТЕЛ»?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь дядь! Кто «ХОТЕЛ»? Айседора?!
ПОСТОРОННИХ.
Ну, тогда – «куда ХОТЕЛА».
ХРОНИК НАРНИИ.
А шофёр как же? Вёз-то он.
ПОСТОРОННИХ.
Вёз он, а хотела-то она!
ХРОНИК НАРНИИ.
Мало ли, чего она хотела! Нельзя приехать на одном хотении! Кто-то и везти должен!
ПОСТОРОННИХ.
Ну, тогда – множественное число: «куда ХОТЕЛИ».
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь дядь! Шофёр-то ничего не хотел! Он вёз только!!! Чего ему хотеть, он на зарплате.
ПОСТОРОННИХ.
Тьфу, запутал совсем! Иди ты в ж… женскую рифму! (Пауза.) Так оставим!
Пусть на конкурсе разберутся. Чего это я за них всю работу делать должен!
Нашли, понимаешь, справочное бюро! (Читает дальше.)

Обоими держа ног стоп руками пальцы
тебе помочь пытался руль оставя сам

Погоди, погоди! Не въезжаю. Что это за «ногстопрукамипальцы»?
ХРОНИК НАРНИИ.
Дядь, ну ты даёшь! Пальцы – стоп. Стопы – ног. Ноги – держа руками.
Пальцы стоп ног держа руками. Чего непонятного?
ПОСТОРОННИХ.
А «обои» тут при чём?
ХРОНИК НАРНИИ.
Нет тут никаких обоев! Обоими руками. Двумя, в смысле.
ПОСТОРОННИХ.
А почему тогда – «обоими»? Рука – женский род!
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь, дядь! Мужская рука – женский род?!!!
ПОСТОРОННИХ.
Почему – мужская? У Айседоры?!!!
ХРОНИК НАРНИИ.
Да не – у шофёра! Это шофёр её за ноги удержать пытался. Оставя руль. Чтобы она из машины не выпала.
ПОСТОРОННИХ.
Руку?
ХРОНИК НАРНИИ.
Нет, Айседору! Её шарфом за борт машины тянуло.
ПОСТОРОННИХ.
А! (Строго.) Но, всё равно: рука – женский род. Даже у шофёра. (Пауза.)
А почему за пальцы? А туфли куда делись?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь дядь! Она ж босая всегда танцевала, Айседора. Экспериментал!
ПОСТОРОННИХ.
А! Не знал. (Пауза.)
Так… А куда рифма делась? Это что, рифма: «пальцы – сам»? Рифма где?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну… А зачем она тут?
ПОСТОРОННИХ (удивлённо).
А везде зачем была?
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну, там машина ехала, колёса крутились, рифма была…
А тут – стоп! Шофёр руль бросил.
ПОСТОРОННИХ.
Нет, в прозу уйду, точно. Поэзия супротив прозы – что дверной звонок супротив пианин.
(Читает дальше.)

И не помог
Уже не смог
Не мог

Почему столько «мог»? Зачем тебе – столько «мог»?! Не въезжаю.
ХРОНИК НАРНИИ.
Ну ты даёшь дядь! Ясно же: не помог, потому что уже не смог.
А не смог, потому что, в принципе, ваще не мог. Что шофёр может? Только руль крутить.
ПОСТОРОННИХ.
А! Ну, конец – ничего так. Не бесспорно – но ничего. Вполне. (Читает вслух.)

Я мог бы от гудка и до гудка
Но как же быть с танцовщицей Дункан?
Наматывалась жизнь на колесо
Мгновенно судоргой свело лицо
Преграду окончательной черты
Круги чертя переезжала ты
Чтоб вечность без конца там во сне встре
чать где уже вне «здесь» и не в игре
Ведь надо было осторожно ехать
Чтобы туда куда хотеть приехать… Хм!..
Обеими держа ног стоп руками пальцы
тебе помочь пытался руль оставя сам
И не помог
Уже не смог
Не мог

Хм… Теперь – почти по-русски. Теперь - и на конкурс можно. Пожалуй.
А знаешь, племяш, вот сейчас, когда ты мне всё объяснил, я даже проникся…
Как судьба-то её, Айседору-то… Да…
А я думаю, надо такие стихи… экспериментальные инструкцией снабжать.
Я думаю, если читателю всё по-человечески растолковать, он не обидится.
ХРОНИК НАРНИИ.
Дядь, а на прозе – как оно? Там чего: тоже - свои секреты есть?
ПОСТОРОННИХ.
Не, племяш, погоди. Шустрый больно! Ты тут пока, в поэзии, поварись! До прозы дозреть надо!
И я тебе - не Пиковая Дама, разом все козыри сдавать!

(Уходит, напевая: «Что наша жизнь? Игр-р-ра…»)


                                                       Ольга Зверлина
                                                       Санкт-Петербург, 2005 г.
 

______________________________________________________

• Разрешается копировать тексты только:
                                 - при упоминании имени автора
                                 - и обязательной ссылке на первоисточник. •

• В случае некоммерческих постановок
                                 - убедительная просьба известить автора. •

• Любое коммерческое использование текстов
                                 - только по договорённости с автором. •

                                 E-mail для связи:
                                 zverola(собака)mail.ru
______________________________________________________


Рецензии