Её Величество Статистика

Ольга Абайкина
***

«Все науки от Бога, только статистика - от лукавого... Под фактом мы понимаем не то, что происходит в действительности, а то, что мы о нем знаем».
А. Шопенгауэр, немецкий философ (1788-1860),
один из основателей международной конфликтологии

***

Статистика знает всё (афоризм).

***

…обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов…

***

Когда я училась в техникуме, среди прочих предметов выделялась «Статистика». Преподавательница у нас была мудрая и приветствовала не столько умение правильно применять формулы, сколько делать из полученных результатов верные выводы. Процесс преподавания заключался в том, что на каждую тему необходимо было сдать работу с расчетами и выводами. Мои работы она отмечала своим вниманием особо и не просто ставила пятерки с плюсами, а зачитывала выводы группе в качестве примера, как их следует делать. Подружки дико возмущались, поскольку моя «самостоятельность мышления» объяснялась не тем, что я выучила тему по учебнику, который я никогда не читала, а напротив, полной первозданностью восприятия.
Второй раз со статистикой пришлось столкнуться в институте. Группа наша почти полностью состояла из сотрудников ВУЗа – так, видимо, легче было преподавателям на потоке. Ну, и отношение к нам было соответствующее , потому как курсовые и контрольные обычно «доставались» на кафедрах и списывались. Большинство на фокусы блатной группы смотрело сквозь пальцы, но были и такие, которые пытались бороться. Среди последних особой рьяностью выделялся молодой декан, преподававший на кафедре статистики. Задание он всем написал собственноручно и выдал под расписку.
И поскольку мне было легче, чем многим, я расчеты выполнила почти за всю группу. Было даже интересно! Но, помня прикол в техникуме с «запоминающимися» выводами, сказала однокашникам: «Выводы делайте сами!». Все совершенно благополучно «скатали» выводы с учебников и сдали предмет, а мне декан сказал, что выводы я «списала», и даже нашел учебник другого института (кажется Плешки), где они на самом деле были практически такими же. Объяснять было бесполезно, но я, все таки, поинтересовалась: а другие задания тоже были из «чужого» ВУЗа. Оказалось, да. В этом и заключалась «мудрая» уловка нашего декана против блатной группы.
Думать долго времени не было – сессия подходила к концу, и я предложила преподавателю, прямо при нем написать еще одну курсовую с расчетами и выводами. На моё счастье, он оказался азартным, и разрешил показать ему этот фокус. Всё закончилось благополучно, и впоследствии он очень помог многим нашим девчонкам, которые, как по команде, дружно вышли замуж и отправились в декрет, ВУЗ у нас был девчачий и подобные «походы» обычно завершались отчисление.
Еще один случай произошел на работе. У нас получилась запарка со сдачей отчетности. Предприятие было большое, и в штате всегда имелись дипломники и практиканты. И вот, зная, как (!) сдают отчетность в статистические точно-потолочные органы, я по одной нашей ОООшке поручила сделать отчет новенькой, только пришедшей к нам из ВЗФИ девушке. «Нарисуй», говорю, как сможешь, и сдай, главное, чтобы штампик стоял, а потом мы проверим, и если, что не так, сдадим корректировку. Барышня моя всё сделала, «как смогла» и отправилась «сдавать». Девушек при этом я учила, чтобы они не спорили, а спрашивали, что не так, ну и для усиления эффекта – «Сами мы не местные, а начальник строгий – будет ругаться, примите, пожалуйста, мы исправимся.» Почти всегда такой подход оказывался действенным, кукол моих жалели, веря в строгость «начальника».
Но в данном случае, на нашу новенькую, которая в общем-то еще не знала, как я отношусь к девчатам и статистике, подвернулась инспекторша с явно садистскими замашками. Она не просто пригрозила перепуганной дивчине, что сообщит «строгому» руководству о ее провинности, но вырвала у нее мобильный – я всегда им советовала, чтобы в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, звонили – и стала внушать мне, как следует наказать провинившуюся.
Я, конечно, пообещала, что «приму все необходимые меры» и попросила оставить отчетность, как есть. С тем, что потом мы все поправим.
Далее было еще смешнее. Я проверила отчеты. Не нашла в них никаких неточности – девчушка на редкость оказалась сообразительной и самостоятельной. И… отправила с теми же самыми данным другую, предварительно созвонившись с инспектором. Отчет был принят, досконально изучен, и наша, ничего не предпринявшая в плане составления, барышня получила похвалу от строгой инспекторши.
Как богиня Статистика делает «свои» выводу, мне так и не удалось для себя уяснить!

Статистика – лукавая наука