Фонтаны Рима

Александр Кожейкин
 -продолжение путевых заметок-

 Ещё до приезда в Вечный город был наслышан о его чудесных фонтанах. В древности Рим называли Царицей Вод – горожан снабжали четырнадцать акведуков, и на каждого жителя в сутки приходилось 1000 литров воды. Древний Рим в истории известен как город с хорошо развитой системой водоснабжения. По акведукам вода подводилась с холмов по специальным закрытым лоткам, установленным на каменных арочных столбах. Так осуществлялась подача воды для функционирования фонтанов, для работы мест общественного пользования и римских терм. Кроме того, в городе была создана система водоотвода, с помощью которой отводились речные воды во время весеннего половодья, а также дождевые стоки.
Одно из ответвлений данной системы под названием Клоака Максима является наиболее древним. Оно построено в III в. до н. э. и используется до настоящего времени.

Строительство первого водопровода в Риме датируется 312 годом до нашей эры. Этот факт хорошо интерпретировал В. Маяковский. Он в одном из стихотворений сказал: «Как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима …»
Многочисленные общественные бани или термы являлись местом отдыха и непринуждённого общения публики античного Рима. Достаточно сказать, что в этих помещениях были предусмотрены комнаты для философских бесед, диспутов на политические темы и спортивных занятий. Здания терм декорировались статуями, фресками, мозаикой и до сих пор впечатляют, являясь яркими памятниками архитектуры. Бани сооружались и приукрашивались в период правления императоров Августа, Тита, Траяна, Каракаллы, Александра, Диоклетиана, Константина и даже отвратительного деспота Нерона. Самыми известными считаются римские термы, построенные при Каракалле в конце III века нашей эры.
Из фильмов и рисунков, по сохранившимся развалинам видно, какие это были величественные сооружения. Громадные здания венчали большие своды, в каждой терме были оборудованы несколько бассейнов – с водой различной температуры, которая подавалась по сложной системе акведуков. Помещения были отапливаемыми – сооружались трубопроводы оригинальной конструкции для подачи горячего воздуха, поэтому римляне посещали их круглогодично. С древних времён пошла и традиция обустройства фонтанов.
Римляне, как я понял, и теперь большие акваманы, они любят всё, связанное с водой, и вода, являясь неотъемлемым веществом в круговороте любой жизни, в жизни Вечного города крутится всё же своеобразно и особенно.
Я много слышал о фонтанах Рима, но увиденное превзошло все ожидания, поразило великолепием форм, нестандартностью технических решений, удачным сочетанием архитектурных новаций с приверженностью традициям старых мастеров, гармонией всех элементов. Трудно сказать, какой из фонтанов Рима самый живописный, кто-то считает таковым изящный фонтан Тритон на площади Берберини. Удивительно искусно выполнена раковина, в которую дует чудное морское создание, а тонкие струи воды создают игру света, особенно впечатляющую при попадании солнечных лучей. Или знаменитый фонтан Треви, в который я, не желая отставать от многочисленных туристов, сидящих внизу вокруг замечательного сооружения, бросил несколько мелких монеток, и они опустились на дно, поблёскивая среди сотен таких же. А может, каждый из трёх фонтанов Пьяцца Навона, между которыми стоишь, как буриданов осёл, не зная, каким из них любоваться в первую очередь. То ли величественным фонтаном Четырёх Рек, сооружённом ещё в 1650-1651 годах Бернини (!), то ли фонтаном Нептуна, а может, фонтаном Мавра, который был пущен в эксплуатацию во второй половине XVII века.
Небольшое отступление. Воду из фонтанов в Риме можно пить без опасения расстроить желудок. И туристы и местные жители охотно набирают её в пластиковые бутылочки и стаканчики вовсе не потому, что бутилированная вода в Вечном городе стоит дорого – бутылка ёмкостью 0,5 литра продаётся в киосках за 3-3,5 евро. Просто вода из струи фонтана необычайно прохладна и вкусна, и после неё вода из бутылки за обедом в римской пиццерии кажется водопроводной.
Фонтан Треви, построенный архитектором Сальви в XVIII веке, поражает истинной гармонией со зданием, находящимся за ним. Расположенная в центре скульптурной группы статуя Океан, стоящая на колеснице, запряжённой морскими конями и двумя большими тритонами, как будто бы вылетает из парадного этого сказочного дома. Выскажу сугубо личное мнение дилетанта в архитектуре, моё мнение – мнение рядового ценителя искусства, но справа, если смотреть со стороны фасада, стоящее красное кирпичное здание, диссонирует с общим светлым архитектурным ансамблем площади.
Узкой улочкой пробираемся к великолепно сохранившемуся Пантеону, построенному ещё в дохристианские времена. Неподалёку от него расположен фонтан в стиле Ренессанса, он не такой внушительный, как фонтан Треви, однако великолепно гармонирует с древнеримским памятником.
Запомнился не такой броский, но очень впечатляющий фонтан – на площади Испании. Очарование ему придает, на мой взгляд, расположение – вокруг элегантные здания XVIII века и длинная лестница – место встреч римской молодёжи, художников, литераторов, музыкантов и иной богемы – подчёркивает его красоту.
Второе небольшое отступление. Меня удивила не только необыкновенная прозрачность – поразил цвет воды в римских фонтанах. На мой опять же взгляд, в разных фонтанах он отличается. От лазурного на площади Навона до ярко синего в фонтане Треви. Возможная причина в игре оттенков света, отражённого от близлежащих строений
Но вернёмся на вытянутую (когда-то, во времена древнего Рима здесь был стадион и ипподром) площадь Навона, к трём её фонтанам. В центре – фонтан Четырёх Рек или фонтан Рек (называют его по разному, и я не знаю, какому книжному источнику больше верить). Четыре статуи вокруг изящного обелиска символизируют четыре реки и четыре континента. Ганг – Азию, Нил – Африку, Дунай – Европу, а Рио де Ла Плата – Америку. А на южной стороне площади Навона поневоле залюбуешься фонтаном «Негр», выполненный Бернини вместе с Мари.
На другой стороне этой площади находится фонтан Нептуна, и он также великолепен. Кстати, у фонтанов и в кафе под названием «Kafe di Colombia» на этой площади любил отдыхать Эрнест Хемингуэй во время своего пребывания в столице Италии. Кто знает, может я сидел на этой же старой скамейке напротив уличных художников, которые облюбовали пространство у фонтанов, и многие туристы охотно позируют им, вознаграждая их наброски щедрым гонораром – расценки тут, у фонтанов впечатляющие.
Я не стану перечислять многочисленные небольшие, но трогательные фонтанчики с изумительно чистой питьевой водой, которые утоляли мою жажду и которым я был благодарен не меньше, чем вышеперечисленным. Они гармонично вписаны в архитектурный облик города и создают его неповторимый аромат.
Проходит время, многое забывается. Но все увиденные фонтаны Рима до сих пор журчат в моей памяти …