Агитбригада - армейские рассказки

Петр Капулянский
Ведь обязательно надо про день театра. Ну то есть про сам театр. А у меня ничего не получается. Ну что интересного рассказывать про то как трахался в гримерке. Кто по молодости на рабочем месте сексом не занимался! В СССР в те времена часто больше и негде было. А всяческие актерские байки... Ну много их, да кто ж с ними не знаком. Куда круче меня рассказчики есть.
Поэтому про театр не буду. И про театральный институт не сегодня. И даже про студию не сейчас.
Я про агитбригаду.
У нас в части служили два настоящих артиста. Выпускники «Щепки». С одним мы даже в одно из воскресений фильм видели все в той же части. Чилились они, как водится, в политотделе, заведовали клубом на паях. И вот к 23-ему февраля решил бригадное начальство провести смотр ротной самодеятельности и из особо талантливых соорудить агитбригаду для выступлений в различных помещениях нашего небольшого райцентра. А жюрить нас этих двух сержантов-артистов определили.
Большинство солдатиков воспользовалось возможностью развлечься - все ж пара часов репетиций вместо опостылевшей муштры на плацу. Ваш покорный слуга подошел к вопросу серьезно – сходил в библиотечку нашел сборник поэзии военных и поствоенных лет и подобрал себе стихотворение к голосу. Слава богу, уж голос-то за год в театральной студии мне поставили.
(Кстати, простейшее упражнение хотите? Берем вызубренную несложную скороговорку и начинаем ее произносить подряд несколько раз, при каждом исполнении делая акцент на новом слове: КАРЛ у Клары украл коралы, а Клара у Карла украла кларнет; Карл у КЛАРЫ украл... ну и так далее. Очень помогает.)
В общем, я нашел себе Межирова: «Есть в военном приказе такие слова, на которые только в тяжелом бою...». Знатете и стихотворение хорошее, и игра на тональности, нарастающих и одновременно понижающийся до самолетного гула голос. То что начальнику политотдела понравится я знал. Но понравилось даже «щепкинцам». Меня взяли в сводную агитбригаду части. Три раза в неделю двухчаосвые репетиции в клубе. Раз в неделю выступления в то в местном ПТУ, то на полушвейной фабрике, то на хлебозаводе. Контингент слушательниц – женщины. Ну каждый служивший меня поймет. И поймет правильно.
Сами репетиции проходили весело. Одобренный главным коммунистом части текст никогда не менялся, но тренировать его произнесение было совершенно необходимо. На втором этаже клуба включалась военно-патриотическая музыка, ставился чайник (иногда со спиртом внутри), из карманов доставились коржики и мы просто сидели и разговаривали по-человечески, забыв на короткое время о тяготах и лишениях...
Иногда говорили и о театре, чаще о булочницах, швеях и пэтэушницах. В компании собрались бывшие студенты институтов культуры, один театровед, несколько бывших активных членов студенческих театров и драмкружков. Мечтали о чем-то. Спорили. Обещали обязательно встретиться после дембеля.
Лафа конечно быстро закончилась. Гораздо быстрее чем мы ожидали. Единственная женщина нашего «театрального» коллектива, неплохо поющая мадам прапорщик лет тридцати из строевой части, иногда заходившая на наши сборища, скоропостижно влюбилась в сержанта-щепкинца. Тот хранил верность жене, оставшейся в далекой Москве. Наша прапорщица как-то очень быстро начала выбирать то одного то другого агитбригадца, чтоб поплакаться ему в гимнастерку о нечсчатной любви. Утешали ее как могли, горячо и по-мужски, а могли часто и настойчиво. Кто ж знал, что случайно ворвавшийся на одну из таких репетиций грозный капитан-особист тоже ее утешал и очень не любил соперников. Никакие уверения в том что мы готовим новую постановку к девятому мая не помогли. Нас разогнали. Причем к вопросу разгона подошли серьезно... Сержанты-артисты все равно уходили на дембель, так что их особо трогать не стали, правда, отпустили в последней партии. А мы простые трудяги были быстро подготовлены к отправке в войска из учебной бригады, а до нее стали напропалую ходить в наряды, сиживать на губе и маршировать на плацу. Для нас наступила вешалка.
Впрочем, приняли мы все как должное и театру (как выяснилось на последембельной встрече) не изменили. Он ведь и начинается с вешалки...