Про Шостаковича

Владимир Павлов
 В прошедшую неделю о композиторе Д.Д. Шостаковиче было написано громадное количество статей. Такого внимания прессы к композитору не отмечалось за всю его жизнь. А тут вот вспомнили. С чего бы? Может у нас так ценят и любят его музыку (серьезная музыка в современной России явно не в фаворе)?

 Да, вроде бы нет. Во всех этих статьях практически нет упоминания об его произведениях, за исключением оперы "Катерина Измайлова" и 7 симфонии. А остальные симфонии, балеты, оратории, фортепианные концерты, концерты для скрипки и виолончели, камерные произведения, романсы, фортепианные пьесы, музыка к спектаклям и кинофильмам? О них не написано ни одного слова! Шостакович автор более 500 произведений!!!
Зато в каждой муссировалась тема: «Шостакович – жертва советского режима». Писали про собранный чемоданчик с вещами, про преследование его сталинскими идеологическими опричниками. А где же человек Д.Д. Шостакович, что это за личность? Да, отношения его с властью были сложными, порой трагичными.

 Но! Еще в 1942 году Дмитрий Дмитриевич получил первую Сталинскую премию. И еще 4 Сталинских премий до 1953 года! Всего ПЯТЬ Сталинских премий! В 1954 году получил звание Народного артиста СССР, в 1966 году, в годы пресловутого застоя он стал Героем Социалистического труда и лауреатом Ленинской премии. Не будем заострять внимание на таких мелочах, что он был депутатом Верховного Совета СССР, первым секретарем Союза композиторов Российской Федерации, о многочисленных зарубежных поездках композитора.

 Нигде не говорится о его друзьях. А они у него были. И какие! Маяковский, Зощенко, Борис Слуцкий, Мстислав Ростропович, Николай Акимов, Майя Плисецкая и многие другие.

 Были у него и враги. И не только товарищ Сталин. Одним из врагов Шостаковича был Стравинский. Несмотря на то, что Дмитрий Дмитриевич восхищался творчеством Стравинского, он его на дух не переносил как человека. Стравинский же не менее сильно недолюбливал Шостаковича. О произведениях великого композитора Игорь Федорович Стравинский отзывался так: «В «Леди Макбет» отвратительное либретто, музыкальный дух этого произведения направлен в прошлое, а музыка идет от Мусоргского».
Мне непонятно, а чем Мусоргский провинился перед Стравинским?
Открыто, например, недолюбливал Шостаковича и Святослав Рихтер. Весьма натянутые отношения были между Пикассо и Шостаковичем, последний даже прилюдно называл художника «сволочью».
 
 Шостакович имел достаточно сложный характер. Вот что говорил о нем писатель Михаил Зощенко: «Казалось, что он — хрупкий, ломкий, уходящий в себя, бесконечно непосредственный и чистый ребенок. Это так… Но если бы было только так, то огромного искусства… не получилось бы. Он именно то… плюс к тому — жесткий, едкий, чрезвычайно умный, пожалуй, сильный, деспотичный и не совсем добрый».
 Мой покойный тесть, композитор, хорошо знавший Дмитрия Дмитриевича, отзывался о нем, как о человеке с тонким чувства юмора и чрезвычайно ироничном.

 Шостакович был человеком неординарным, очень ранимым, мягким, да к тому же застенчивым и стеснительным.

 В середине своей жизни, он как-то сказал: «Недоверие спасает от разочарований и является основой грустного оптимизма».

 Как мировой гений, Шостакович еще при жизни встал на недосягаемую вершину славы и признания, где, как известно, вообще очень холодно, ветрено и одиноко. Но среди всех, кому довелось там побывать, оптимистов мало.
 Оптимисты гениями не становятся.

 Композитора всю его жизнь окружал враждебный мир зависти и непонимания, причем непонимания активного и агрессивного, который рос вместе с его известностью. Но никогда у Шостаковича не было мысли покинуть свою Родину.

 Эпоха, в которой творил гений Шостакович, уже давно канула в Лету.

 Так давайте лучше слушать его творения, которые останутся с человечеством вечно.


Приложение:
Сочинения Д.Д. Шостаковича
 
 Оперы

Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена 1930, Ленинградский Малый оперный театр), Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение 1978, Ленинградская филармония);

 Балеты

Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета), Болт (1931, там же), Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр); музыкальная комедия Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты);
Произведения для солистов, хора и оркестра-
оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949), кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952),

 Поэмы

Поэма о Родине (1947), Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964);

 Произведения для хора и оркестра

Гимн Москве (1947), Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945);

 Произведения для оркестра

15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 - Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971), симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967), увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963), Праздничная увертюра (1954), 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924), увертюра к опере "Христофор Колумб" Дресселя (ор. 23, 1927), 5 фрагментов (ор. 42, 1935), Новороссийские куранты (1960), Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967), сюиты - из оперы Нос (ор. 15-а, 1928), из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932), 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931), из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931), Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949), Первый эшелон (ор. 99-а, 1956), из музыки к трагедии "Гамлет" Шекспира (ор. 32-а, 1932);

 Концерты для инструмента с оркестром

2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957), 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же), 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966);

 Концерты для духового оркестра

Марш советской милиции (1970);

 
Для джаз-оркестра

сюита (1934);

 Камерно-инструментальные ансамбли

для скрипки и фортепьяно- соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху); для альта и фортепьяно- соната (ор. 147, 1975); для виолончели и фортепьяно-соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому), 3 пьесы (ор. 9, 1923-24); 2 фортепьяно трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского), 15 струн, квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974), фортепьянный квинтет (g-moll op. 57, 1940), 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25);
Для фортепьяно
 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву), 24 прелюдии (ор. 32, 1933), 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951), 8 прелюдий (op. 2, 1920), Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927), 3 фантастических танца (op. 5, 1922), Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945), Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952);
для 2 фортепьяно- концертино (ор. 94, 1953), сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича);

 Для голоса с оркестром

2 басни Крылова (ор. 4, 1922), 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар), 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944);
 
 Для хора с фортепьяно
Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942);

 Для хора a cappella

Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951), 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957), Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970);
Для голоса, скрипки, виолончели и фортепьяно
7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967); вокальный цикл Из еврейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948); для голоса с фортепьяно- 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936), 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра), 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945), 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950), 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951), 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952), 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954), Испанские песни (ор. 100, 1956), 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960), 5 романсов на слова из журнала "Крокодил" (ор. 121, 1965), Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967), 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром), сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром); 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975);

 Для солистов, хора и фортепьяно

обработки русских народных песен (1951);
Музыка к спектаклям драматических театров-
"Клоп" Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда), "Выстрел" Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ), "Целина" Горбенко и Львова (1930, там же), "Правь, Британия!" Пиотровского (1931, там же), "Гамлет" Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова), "Человеческая комедия" Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же), "Салют, Испания" Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), "Король Лир" Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького);

 Музыка к кинофильмам

"Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931), "Златые горы" (1931), "Встречный" (1932), "Любовь и ненависть" (1935), "Подруги" (1936), трилогия - "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939), "Волочаевские дни" (1937), "Друзья" (1938), "Человек с ружьем" (1938), "Великий гражданин" (2 серии, 1938-39), "Глупый мышонок" (мультфильм, 1939), "Приключения Корзинкиной" (1941), "Зоя" (1944), "Простые люди" (1945), "Пирогов" (1947), "Молодая гвардия" (1948), "Мичурин" (1949), "Встреча на Эльбе" (1949), "Незабываемый 1919-й год" (1952), "Белинский" (1953), "Единство" (1954), "Овод" (1955), "Первый эшелон" (1956), "Гамлет" (1964), "Год, как жизнь" (1966), "Король Лир" (1971) и др.;

 Инструментовка сочинений других авторов
 
М. П. Мусоргского - опер "Борис Годунов" (1940), "Хованщина" (1959), вокального цикла "Песни и пляски смерти" (1962); оперы "Скрипка Ротшильда" В. И. Флейшмана (1943); хоров А. А. Давиденко -"На десятой версте" и "Улица волнуется" (для хора с оркестра, 1962).

Вот послушайте и насладитесь: http://www.youtube.com/watch?v=LX1fiE0U1qA