О Черном квадрате и...

Владимир Павлов
О Черном квадрате и... шизофрении.

Не помню, в каком именно году, но было это в советское время, старинный мой приятель, интеллектуал высшей пробы, посмеиваясь, подсунул мне заметку в «Известиях» о выставке современного искусства в Нью-Йорке. Центральный экспонат выставки был выставлен за пуленепробиваемым стеклом. Эта была подвешенная за нитку спичечная коробка. Надпись на табличке гласила, что в ней находятся экскременты художника.

Один из столпов и идолов современного искусства Энди Уорхолл как-то изволил помочиться на подготовленное шелковое полотно с фотографическим изображением.
И что вы думаете? Следы малой нужды современного «гения» были проданы в том же Нью-Йорке за 10 миллионов долларов! Впечатляет, не правда ли?
Современные «искусствоведы» без тени смущения порой утверждают, что без Энди Уорхолла современная мировая культура попросту бы не существовала. Вот так - ни больше, ни меньше!

Одна из супрематических композиций Каземира Малевича была продана за 17 миллионов долларов! Его же «Черный квадрат» имеет рыночную цену 20 миллионов!!!
Кстати, хочу заметить, что «Черный квадрат» объявлен национальным достоянием России. Он висит теперь в Эрмитаже.

Там же, в Эрмитаже, находятся «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи, «Даная» Рембрандта, «Юноша с лютней» Караваджо, картины Рубенса, Брейгеля, Мурильо, Рибера, Ван Эйка, малые голландцы, полотна Тернера, Уайта, Констебля, Ренуара, Сезанна, Моне, Мане, Пикассо.

Совсем недалеко, в Русском Музее висят работы Серова, Левитана, Коровина, Врубеля, Кустодиева, Бенуа, Бакста.

Во Флоренции, в галерее Уфицци царит божественный Боттичелли, стоит на главной площади Давид Микеланджело, в Риме в соборе Св. Павла можно увидеть фрески Леонардо да Винчи и Микеланджело.

А Лувр? Венера Милосская, «Мона Лиза» . Про мадридский музей Прадо с его Эль Греко и говорить нечего.

Разве можно сказать, что картины Уорхолла, Малевича вызывают у вас восторг, сопереживание, ассоциации. Можно ли говорить в данном случае о таких критериях, как талант, гениальность и Божий Дар? Эпатажность - да, никто не спорит. О достоинствах «Черного квадрата» исписаны тысячи страниц, дабы объяснить некоторым несведущим зрителям его гениальность.
Вот только для объяснения картин Леонардо да Винчи или Ренуара никаких слов не нужно.

Кстати, рискуя навлечь на себя гнев оппонентов, хочу сказать, что абсолютная свобода ведет художника к деградации – большинство шедевров создавались в условиях жесточайшей цензуры, идеологической и религиозной.
Примеры – сотни и тысячи. Рублев, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Данте, Сервантес, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Платонов, Мандельштам, Пастернак, Ахматова... Какие имена - список грандиозен!  И какой-то там Малевич.
 Для создания великих произведений часто нужна внешняя несвобода - тогда у художника открывается чувство потрясающей внутренней свободы.

 Еще один художник, Василий Кандинский – брат всемирно известного психиатра Виктора Кандинского. Психиатры всего мира пользуются определениями «Синдром психического автоматизма» или «Синдром Кандинского-Клерамбо». Описан самим Виктором Кандинским, страдавшим шизофренией, как и его брат-художник.
Еще перу Виктора Кандинского принадлежит монография «К вопросу о невменяемости», многие положения которой весьма актуальны и сегодня, когда речь идет о современном искусстве.
 Хочу привести слова музыканта Курехина: “Для того, чтобы играть на рояле, совсем не обязательно учиться, надо просто нажимать на клавиши”.
 Это про музыку, а про живопись - надо просто иметь краску и кисточку.
Кстати, есть у меня коллективная монография "Изобразительный язык больных шизофренией" с предисловием академика Снежневского - очень красочная и познавательная, с многочисленными иллюстрациями. Ее издание финансировалось швейцарской кампанией Sandoz, занимающейся психофармакологическими препаратами и, впервые, синтезировавшей ЛСД! В этой книге представлены такие "шедевры"! Любую выставку современного искусства украсят, а критики будут обсуждать их с умным и значительным видом, хотя здесь слово надо бы дать психиатрам.
Или вот художник Чюрленис, тоже человек не очень здоровый. Во многих учебниках психиатрии приводится репродукция его "Пещеры".
Но его творчество завораживает. У него, в отличие от многих авангардистов, нет стремления к скандалу, эпатажности.

В заключение хочется привести широко известные слова гениального художника Сальвадора Дали. На вопрос об истоках его огромного состояния великий мистификатор ответил: «Я так богат потому, что мир полон кретинов». Ох, сколько же таких кретинов!!!

Но мне кажется, что слова Г.Х. Андерсена более точны - "А король-то голый!"