Август Самойлович Розенкранц

Роман М Трахтенберг
 

  Параграф 28 из книги автора "Прозрение" (lib.ru, Заграница, Прозрение, параграф 28)

  Полностью см.: 

  Он был самой светлой личностью в Ивановском энергетическом. По уровню гениальности его  можно сравнить, из знакомых мне людей, разве что с академиком Яковом Залмановичем Цыпкиным. Блестящий теоретик и изобретатель в одном лице.
  Правда, лекции он читал неровно. Наверное, ему было слишком скучно повторять из года в год прописные истины «Теоретических основ электротехники». Изложение иногда уходило в довольно сложные подробности, он увлекался, импровизировал. Студентам надо давать всё разжёванным, не быстро, чтобы успели складно записать. «Излишняя» глубина понимания предмета и фонтанирующие творческие способности – это не совсем то, что требуется от лектора обычного технического вуза. Вот работать с таким человеком – фантастически интересно. Поэтому он стал заведующим кафедрой и привлёк к работе над диссертациями многих выпускников.

  Когда в институт привезли первую вычислительную машину, единственным, кто оказался способным войти с ней в контакт, а потом и учить всех учёных института – оказался Август Самойлович.
  Кстати, этим он оказал большую услугу институтскому начальству. Оно первым из ивановских вузов выпросило такую новейшую технику, но, когда страсти соперничества улеглись, оказалось, что вот-вот приедет ревизор проверять использование больших государственных вложений, а как к этому монстру подступиться – никто не знает.

  К Августу, как называли между собой Розенкранца, аспиранты всех специальностей шли потоком. Он всё понимал, каждому давал математический вход в его тему, а иногда и придумывал направление научной работы. Тот, кто за это получал зарплату и почёт – научный руководитель аспиранта – не мог просить о такой помощи постороннего, да ещё с другой кафедры. Розенкранц, когда речь шла о науке, не знал субординаций.
 Он видел перед собой интересующегося молодого человека и раскрывал перед ним свою душу, знания и творческую фантазию. Что уж говорить о собственных аспирантах. Он действительно был им отцом и учителем.

 Самым подходящим местом работы для такого человека, сочетавшего в себе абсолютную теоретическую грамотность и неистощимую изобретательность, был бы научно-исследовательский институт. Он один смог бы обеспечить его успешную и полезную работу. Но он работал в советском вузе. Представления о полезности и таланте здесь были иные.

 Пришёл очередной министерский бум по поводу «качества» обучения. Оценивалось оно, конечно, не мудрствуя лукаво, по «среднему баллу». Ректор начал давить на кафедры, чтобы этот балл был высоким. Большинство завов-партийцев взяли под козырёк. Но кафедру ТОЭ возглавлял беспартийный, да к тому же Розенкранц, который неожиданно оказался человеком с убеждениями.
  Принцип Розенкранца был крайне прост – «инженер-электрик, владеющий электротехникой посредственно, может быть только посредственным инженером». Поэтому зав. кафедрой электротехники требовал от своих преподавателей не ставить 4 и 5 студентам, знающим на 3. В результате институт не мог достигнуть рекордного балла.

  Вообще-то, в институте упорно распускались некоторыми «знакомыми» Розенкранца слухи, что он был маменькиным сынком, и его еврейская мама не только упрямо учила сына английскому языку (что, кстати, и позволило ему сразу общаться с компьютером), но и кормила булочками и называла прилюдно ласкательно-уменьшительным именем. Конечно, это предопределяло его принадлежность к хилой интеллигентской прослойке, в отличие от твёрдых и смелых членов классов рабочих и крестьян.

  Однако в отличие от последних Розенкранц на шантаж не поддался. Его отстранили от заведования кафедрой, затем выгнали из института. Он написал в Москву. Ректор (его бывший ученик) получил выговор (правда, через месяц его наградили орденом). Розенкранца пришлось частично восстановить на работе. Это только часть сухих фактов, доходивших до меня.
  Кроме этого было ещё много чего. Например, ему так и не дали защитить докторскую диссертацию, которая была готова уже много лет. Его работа опиралась на крупные теоретические статьи в ведущих научных изданиях и похвальные отзывы самых авторитетных учёных.
  Он создал методы расчёта полупроводников в радиоактивной среде. Поскольку вся современная аппаратура начинена полупроводниками, то в случае ядерного взрыва её работа может быть нарушена, и все останутся без связи и информации. Легко представить, какое значение имела теория Розенкранца для военного ведомства, но известно, что национальный вопрос важнее, чем противоракетные системы.

  Розенкранц был не старым, высоким, красивыми и сильным мужчиной. Никто не слышал о каких-либо его болезнях. Он напоминал внешне молодого Пастернака. И он также не вынес всеобщей травли. Заболела и умерла вскоре и его жена Т.Т. Сеницкая.

  Похоронами Августа Самойловича заправляли молодые его ученики.
  Гроб с его телом не был установлен, как делали обычно, в актовом зале института, а стоял при входе рядом с раздевалками, где сновали толпы спешащих людей.
  Когда привезли его на кладбище, то не оказалось готовой могилы. Повезли в низкую болотистую зону, где были подготовлены ямы впрок для тех, кто не мог дать гробокопателям взятку.
  При последнем прощании его ученик, парторг кафедры, выдал казённую фальшивую речь.
  Единственный мой голос произнёс то, что написал здесь выше. Когда расходились два-три человека молча подошли и пожали мне руку.

  Полностью см.: http://world.lib.ru/t/trahtenberg_r_m/gorodaigody-133.shtml