U2. Френсис Пауэрс. Шпионская история в нескольких

Вадим Фомченко
Полет Френсиса Пауэрса или Последний Джеймс Бонд ( часть I )

Разведывательный самолет У-2 был сбит советской ракетой в районе Свердловска, а летчик взят в плен. Блестящий успех советской ПВО и разведки.
Попробуем проанализировать.
После победы над фашизмом перед Западом выросла новая и даже большая опасность. Огромный социалистический лагерь с неисчерпаемыми ресурсами, в военном отношении технически развитый, с агрессивной идеологией , не сдерживаемый никакими моральными комплексами, был смертельной угрозой.
В ЦРУ родился план поссорить русских с китайцами, заставить их подозревать друг друга в предательстве. Китайской разведке была подброшена информация , что Эйзенхауер и Хрущев при личной встрече заключили секретное соглашение ,в к-ром делили мир на сферы влияния и взаимно обязывались не поставлять эффективного наступательного оружия в чужую «сферу». Стороны согласились, что Китай- потенциальная угроза как для США, так и для СССР, а ЦРУ и КГБ соглашались обмениваться разведывательной информацией в отношении Китая, а СССР обязывался не поставлять в Китай оружия, способного противодействовать разведывательным полетам . В ответ США ослабляли ограничения на торговлю СССР , в частности в области электроники.
Советской разведке была подброшена информация , что Китай собирается спровоцировать националистические волнения в Монголии и под предлогом «братской помощи» в их подавлении ввести туда свои войска. Проделать то,что русские сделали в период революции, когда Монголия считалась неотъемлемой частью Китая.
Такие фальшивки не смогли бы сработать, не подкрепленные убедительными фактами. Такие «факты»должен был представить полет, а точнее падение У2.
Пауэрс не был профессиональным летчиком, он был «кадровым» офицером разведки. Как таковой, он умел летать на практически всех видах самолетов и вертолетов, однако это было умение взлететь, пролететь по маршруту и сесть. Тысячи вещей, важных для профессионального летчика, он не знал уже просто потому что невозможно знать все. Он уже успешно выполнил ряд заданий, вообще не связанных с авиацией. Но прекрасно подходил для этой операции уже потому, что его официальным прикрытием ( для родных и знакомых ) была мнимая работа в авиации.
Самолет У2 был непревзойденным шедевром американского авиастроения И останется таким навсегда: самолеты такого типа уже не понадобятся никогда.
У2 не могли «достать» не только советские истребители, но и почти все американские. И хотя ракеты ПВО поднимались до высоты У2 , поразить его не могли, так как современная электронная система вычисляла скорость движения и направление ракеты и автоматически «уводила» самолет из зоны поражения одной или нескольких ракет. Потери США в разведывательных полетах полностью прекратились.
Задачей Пауэрса было провести самолет над установками ракет ПВО ,спровоцировать запуск ракеты и имитировать поражение самолета осколком, после чего выпрыгнуть с парашютом и сдаться. Самолет должен был «упасть» с возможно наименьшими повреждениями. Советские техники при осмотре получали в свои руки то, из-за чего все затевалось - пленки разведывательной фотоаппаратуры. На базу в Турцию самолет прилетел после полета над Китаем. В Турции снимки обычно не изымались, а самолет летел над СССР в Норвегию, где и собирались все снимки. Так было и на этот раз, только в снимках были сделаны маленькие изменения: на границе Китая с Монголией были впечатаны изображения танков , готовых в любой момент пересечь границу. Чтобы русские с готовностью поверили в подлинность пленки, на других снимках были многочисленные изображения заводов по производству ядерных бомб, к-рые китайцы строили в пустыне, для более полной секретности скрывая их даже от русских. Если бы русские срочно провели контрольную съемку, хотя бы с гражданских самолетов, они бы увидели и заводы и танки , правда не на границе Китая, так как в это время вблизи границы с Монголией действительно проходили танки, следовавшие в Синьдзян. Легко было придти к выводу, что «пойманные за руку» китайцы срочно заметают следы.
Для организации «падения» У2 перестроили электронную систему защиты таким образом, чтобы она подпускала ракету достаточно близко, чтобы при взрыве в режиме самоликвидации осколки теоретически могли долететь до самолета. В реальности повреждение самолета происходило из-за взрыва устройства, имитирующего поражение осколком. Место было выбрано так, чтбы перебивалась топливная трубка.
Летчик должен был дождаться взрыва ракеты, спустить все топливо ( в разреженном воздухе опасность пожара невысокая, однако лучше не рисковать), включить взрывное устройство, направить самолет на участок с вероятным благополучным приземлением , уничтожить следы своих действий: привести электронную систему в обычное состояние , уничтожить провода, ведущие к взрывному устройству и т.д. После этого покинуть самолет, но не при помощи катапульты (это угрожало разрушением самолета) .
Только теперь начиналась настоящая работа агента ЦРУ. На допросах надо было деликатно обратить внимание следователей и на танки и на заводы
, вспоминать какие-то разговоры начальства, подтверждавшую основную версию и при этом играть роль не очень умного и не слишком смелого простодушного парня, из к-рого можно вытянуть все, что он знает. Давать, не вызывающие сомнения ,ответы на скользкие вопросы, типа: почему не катапультировался? Почему так долго покидал самолет? Следует помнить, что еще до изобретения «детектора лжи» были известны многочисленные медикаментозные и психологические способы проверки, говорит ли человек правду.
Операция чуть было не была сорвана из-за растяпистости наших ПВО. Вместо того, чтобы следовать за У2 , наша ракета сбила один из истребителей, сопровождавших У2 внизу в надежде, что он случайно снизится до пределов досягаемости, что , кстати, У2 и делал , провоцируя русских на запуск ракеты.
После взрыва Пауэрс стал действовать по утвержденному сценарию. Но ракетчикам было ясно, что их ракета никак не могла сбить одновременно наш МИГ и U2. Спасла положение другая черта наших служб - очковтирательство. Не особо волнуясь вопросом почему упал U2, они радостно доложили начальству - наша ракета сбила самолет-шпион.
План ЦРУ стал действовать. Русские в резкой форме выразили протест Китайцам. Китайцы были возмущены несправедливыми обвинениями и стали приходить к выводу, что русские действительно договорились с Эйзенхауэром и ведут дело к разрыву с Китаем. Русские уверяли, что не могут сбить U2, а на самом деле они его сбили , значит умышленно не дают Китаю лучших своих ракет . И откуда русские получили сведения о секретных заводах , как не от ЦРУ. Все это подтверждало секретные пункты соглашения Эйзенхауэр-Хрущев.
КГБ и военные переживали свои минуты торжества. Они сбили самолет шпион, предотвратили захват Монголии и, наконец, выгодно обменяли летчика-растяпу на классного агента Абеля.
Но земное счастье не бывает долгим!
Американцы преступно наплевательски относятся к секретности. Печать и конгресс нагло полезли в дела ЦРУ после возвращения Пауэрса, особенно когда просочились сведения , что растяпа-летчик был секретно награжден одной из высших наград! За что? Даже космонавтов в США ( в отличие от наших) не награждают за рядовой полет. ЦРУ отчаянно боролось за секретность, но вынуждено было кое-что открыть перед сенатской комиссией. Сенаторы одобрили действия ЦРУ и тоже попытались сохранить секретность , однако , считаясь со своими избирателями, сказали в своем решении, что Пауэрсу удалось скрыть очень многое , за что он вполне заслужил награду. Для КГБ это прозвучало как личное оскорбление . Как же так?Мы выжали все из этого растяпы, а он , оказывается , скрыл от нас многое, да еще такое, за что дают ордена! Началось расследование и вот, через наших агентов в ЦРУ, узнали как круто нас надули. Поссорились с китайцами из-за фальшивки, начали бесповоротное разрушение социалистического лагеря и, наконец, за провалившегося шпиона отдали агента, блестяще выполнившего свое задание! Своими руками завершили операцию ЦРУ, вернув агента домой !
Вдобавок выяснилось, что научно-техническая комиссия , обследовавшая У2 , высказывала сомнения по поводу поражения самолета и неоднократно обращалась в КГБ и ПВО с просьбой дать возможность допросить летчика и предоставить комиссии все данные и записи касательно атаки на самолет. Но оба ведомства гордо и решительно отказывались.
Последствия: Пошла волна позорных ( без предоставления другой высокой должности ) увольнений, вплоть до руководителя КГБ. Государственные деятели стали ездить в Китай с разъяснениями и извинениями. Была предпринята авантюра с ввозом советских ракет на Кубу, хотя было ясно, что придется вывезти их обратно. Очень хотели продемонстрировать Китаю , что не было никакого соглашения с Америкой и что вообще отношения с США плохие. Однако Китайцы уже ничему не верили. Основное, что поддерживало их уверенность в соглашении СССР и США было то, что Америка стала поставлять в СССР электронику. Китайцы не верили, что это было сделано просто так.
И они были правы! Фактически, это было начало новой , грандиозной операции ЦРУ. В поставляемую технику встраивали передатчики, к-рые не только через спутники сообщали, где они находятся, но и передавали содержание разговоров и телефонных звонков вблизи прибора. Напрасно советские ученые под микроскопом пытались определить и обнаружить «лишние схемы». С помощью компьютеров все было неотличимо встроено в общую схему прибора, а передачи закодированы и запрятаны в обычные шумы и излучения , возникающие при работе. Америка уже вступила в Великую научно-техническую революцию.
И это было концом для таких агентов, как Френсис Пауэрс. Их героизм и великолепная подготовка стали никому не нужны. Их работа в новых условиях стала слишком ненадежной и крайне дорогостоящей. Сами видели, как эта операция была на грани провала несколько раз. А в мире компьютеров она вообще невозможна.
Ну что ж, великая эпоха в истории разведки закончилась красиво и достойно!
 


Еще немного о знаменитом полете Пауэрса ( часть II )

Недавно, благодаря любезности моего друга, я смог ознакомиться с некоторыми материалами о Пауэрсе, имеющимися в англоязычном Интернете. Разумеется, я рассматривал их с тем, чтобы опровергнуть или подтвердить мою версию об удачной шпионской операции ЦРУ США.
Конечно, прямых подтверждений или откровенных признаний ожидать не приходилось. Однако даже элементарный психологический анализ способен выявить признаки дезинформации.
Прежде всего, тот, кто «вбрасывает» ложную версию, почти бессознательно приводит и подчеркивает ложные доказательства всех сомнительных моментов. В обыкновенном отчете эти детали совершенно излишни.
И я их обнаружил.
Вопрос: почему не сработала автоматическая система уклонения от ракетной атаки, к-рая прекрасно себя зарекомендовала в предыдущих полетах U2?
Ответ: автопилот в системе к-рого находится эта защита, внезапно стал барахлить. Но в таком случае пилот обязан прервать полет и вернуться наиболее безопасным и коротким путем. Это официальная полетная инструкция.
Объяснение: автопилот то возобновляет нормальную работу, то опять отключается. Пилот мог решить что это случайный сбой , не системного характера.
При падении с такой высоты, самолет по инерции пролетает сотни километров, так как скорость сверхзвуковая. При полете по заданному маршруту , он неминуемо должен был врезаться в Уральские горы и полностью разрушиться. Отчет старательно и крайне подробно описывает правый поворот и его причины. А результатом этого поворота явилось посадка почти невредимого самолета в степи.
Даже при такой посадке самолет несет огромный запас горючего - ведь он пролетел лишь часть пути. В отчете дается объяснение, вполне возможное, однако все равно довольно маловероятное ,отчего самолет не загорелся при падении.
Надо скрыть, что Пауэрс, строго говоря, не является профессиональным летчиком, он - кадровый офицер ЦРУ. Кроме летного дела, он должен был изучать методы ведения допроса, как обманывать детектор лжи, способы побега, единоборства и еще целую кучу вещей. Где уж тут быть великолепным летчиком. Отчет называет его лучшим пилотом U2. Но ведь о пилоте судят не по экзаменам и тестам, а по достигнутым результатам. Так вот, эти другие, «не лучшие пилоты» уверенно пролетали над территорией СССР, в том числе над Москвой и Ленинградом. А Пауэрс, лучший пилот, «спалился» на первом же полете.
Ах, он отключился при полете вдоль границ! Ну-ну!
 Да и погиб Пауэрс во время полета на вертолете.
Дальше идут совсем мелочи, однако ж характерные. Перед полетом Пауэрс отсылает в Норвегию, «конечную» точку полета, свой кошелек и личные вещи. Отчет пытается изобразить это как уверенность в благополучном полете. Однако это больше похоже на действия разведчика, отправляющегося в тыл врага: избавляться от всех документов, денег и вещей, могущих случайно что-то выдать.
Но кое о чем отчет упорно умалчивает. Ну, например, о полетах U2 над китайской территорией: ведь если рассказывается о полетах U2 над Ленинградом и Москвой, то почему бы не сообщить и о полетах на Китаем? Опять напоминает подсознательное опасение малейшего намека в этом направлении. А ведь версия о летном мастерстве Пауэрса приобрела бы больший вес, если бы говорилось , будто он успешно летал над Китаем! ( в реальности он, конечно, не летал ).
«Моя версия», строго говоря, вовсе не моя. Я прочитал даже две книги , изданные в США, содержащих версию о том, что полет Пауэрса был спец операцией ЦРУ с целью вызвать недоверие между СССР и КНР.
Оба произведения согласны в том, что задачей Пауэрса было подсунуть КГБ фальсифицированные ( а частью и подлинные ) снимки территории Китая, доказывавшие , что Китай планирует враждебные действия против СССР. В обе книги было внесено несколько явных несоответствий, к-рых авторы такого уровня вполне могли бы избежать. По видимому, это было сделано для того, чтобы в случае чего выдать все это за чистый вымысел. Кстати, известно, что эта общая практика «сливать» секретную информацию таким образом, через якобы художественные произведения  - своего рода подготовка общественного мнения + проверка реакции общества.
Советские источники моей версии: через несколько лет после полета Пауэрса в «Правде» короткое сообщение о том, что он тайно награжден одним из высших орденов США.
Затем второе сообщение: Пауэрс был не летчиком, а кадровым офицером ЦРУ.
Просто, кажется, КГБ не смогло удержаться от того, чтобы не продемонстрировать перед ЦРУ : «А мы знаем!».
Конечно, все это случилось много позже обмена Пауэрса на Абеля.
Кстати, из материалов Интернета я узнал, что Пауэрс был награжден еще тремя орденами и похоронен на Арлингтонском кладбище.
Надеюсь, вы знаете, кого там хоронят.

Часть 3

Почему мне не везет на форумах?

Читаю отзывы на свою статью. Особенно меня восхитили несколько - Там меня обозвали «гуманитарием» и «технарь» самодовольно заявил, что американский самолет U2 не является сверхзвуковым самолетом. Вот это да!
U2 является стратосферным самолетом. В стратосфере, как известно, воздух разряжен, и с помощью простых вычислений легко выяснить, насколько скорость U2 должна превышать скорость обычных, «дозвуковых» самолетов для развития подъемной силы, способной удержать его на такой высоте. Впрочем, можно даже обойтись и без вычислений.«Потолок» дозвуковых самолетов- это, грубо говоря, потолок гражданской авиации (Конкорд летал и выше, но U2 намного выше!). Поэтому, не надо даже и вытаскивать технические данные U2 (хотя они и имеются в справочниках) для «смелого» утверждения - U2 сверхзвуковой самолет! Потому что только такие аппараты способны выходить в стратосферу. На такой скорости, если бортовой радар достаточно рано засечет ракету, самолет достаточно легко уйдет не только от советской, но и от американской ракеты.
Все остальные рассуждения «технаря»-это даже не бред, а просто какой-то детский лепет. Что стоят рассуждения о том, что в Америке, дескать, нет секретности. Плакать или смеяться? То есть, нет ни промышленных, ни государственных секретных разработок… Вот так да!
Возможно, «технарь» просто наврал о своем образовании, но тогда почему никто из людей, действительно инженеров, не поставил его на место?
По-видимому, это еще одно доказательство чрезвычайно низкого уровня инженеров, получивших «лучшее в мире» образование.
И, наконец, утверждать, что Пауэрса похоронили на Арлингтонском кладбище просто за то, что он попал в плен. Ха-ха-ха! Если бы Америка хоронила всех попавших в плен или погибших во Второй мировой войне, во время войны в Корее, Вьетнаме и так далее, то для настоящих героев там просто бы не осталось места! А Пауэрс погиб даже не в бою, а разбился при аварии вертолета, просто летая для своего удовольствия.
Сведения о похороненных на Арлингтонском кладбище легко найти в Интернете и убедиться, кого там хоронят.
Ах, черт забыл , что для этого надо знать английский язык, а советским инженерам это несвойственно, они и русским-то владею со словарем.
Пауэрс похоронен на Арлингтонском кладбище, это есть признание его выдающихся заслуг перед Америкой!
Заткнитесь, сосунки!
16 декабря 2006г
 
 
 Часть 4

Как я «опозорился».

Дорогой «технарь»!
Благодарю за «разоблачение».Охотно и радостно признаю, что мои самодовольные утверждения о сверхзвуковом U2 и о потолке для звуковой авиации- это чистая чепуха.
Нет, потолок существует, только он как раз и находится на высоте несколько большей, чем предельная высота U2. Честно признаю, что я, хотя когда-то (почти полста лет назад) достаточно внимательно читал соответствующую литературу и, самое главное, задавал вопросы военным, инженерам, кандидатам наук. Сейчас я не помню ни точных цифр, ни разнообразных характеристик (помню лишь общие идеи).
Да и зачем?
Мое письмо было сознательно написано в самодовольном и вызывающем тоне (в общем-то, на языке, почему-то принятом в Интернете). Цель статьи ( равно как и всех других)- задеть, спровоцировать читателей на собственное расследование. Похоже, что мне стало это удаваться! Что касается меня, то мне важнее ИСТИНА, а не собственный авторитет.
Оставим в стороне рассуждения о стратостатах и ложных целях и других «мелочах».
Рассмотрим факты: до легендарного полета Пауэрса самолеты U2 многократно пролетали над территорией СССР. Были сфотографированы все важнейшие военные и мирные объекты, в том числе Ленинград и Москва. Эти снимки имеются в Интернете. Ни один из этих самолетов не был сбит! Или вы думаете, что наше правительство беспокоилось больше о какой-то там военной базе возле Свердловска ,нежели о своей собственной безопасности? Известно, что новейшие зенитные комплексы ставились именно около Москвы и Ленинграда. Почему они не сбили?
Не я, а вы объясните почему при перечисленных вами преимуществах ракет, они не действовали при других полетах, а сработали только на Пауэрсе?
Предлагаю свое, впрочем, дилетантское объяснение (модель): человек движется значительно медленнее пули, но даже он, двигаясь зигзагами, падая и кувыркаясь и снова вскакивая, способен, при определенной тренировке, уворачиваться от пуль. Теперь представим, что у него есть прибор, мгновенно показывающий ему траекторию выпущенных пуль. Теперь его задача значительно упрощается, и он сможет гораздо эффективнее и экономичнее выполнять все вышеизложенное. Есть скорость и есть маневренность.
Маневренность зенитных ракет значительно ниже, чем у самолета. Если он снабжен электронно-радарной системой, то вполне может уклоняться от выпущенных ракет, вынужденных описывать большие петли для того, чтобы снова устремиться на самолет. А он может даже круто лечь на встречный курс и заставить пролететь ракету, летящую с огромной скоростью, мимо.
Несмотря на отсутствие хрупкого пилота, ракета не способна так же быстро повернуть. Кстати, по моим скромным представлениям, создание крылатых ракет было призвано повысить маневренность и обеспечить точное наведение, даже ценой снижения скорости.
U2, наверное, не способен на самые резкие противоракетные маневры, однако , скорее всего, меняя высоту, скорость и другие полетные параметры, он все же мог уходить от выпущенных ракет.
Разбейте мои жалкие усилия точными доказательствами, но тогда вы должны дать убедительные доказательства приведенным фактам (или опровергнуть их) .
Ну, а о том, что было истинной причиной полета Пауэрса и о его настоящей задаче это не мое сочинение. Я прочитал об этом в 2 американских книгах, взятые случайно в иностранной библиотеке. Книг весьма странных: что–то среднее между документальным и художественным произведением. Книги совпадали только в том, что полет Пауэрса был удачной попыткой дезинформации с целью поссорить Китай и СССР. В книгах были откровенно внесены неточности - в одной был навран курс, содержание кассет с пленками трактовалось по разному. О том, что там были снимки танков у границ с Монголией, не указывалось ни в одной из версий. Я лишь составил свою версию, дополнив ее сведениями из других источников. Почему вообще появились эти книги? Никой художественной ценностью они не обладали, а в США довольно опасно писать книги о реально существующих людях: можно нарваться на крупные судебные иски .
Почему авторы не боялись? Полагаю, что книги были написаны по инициативе ЦРУ. Это довольно известный метод «сливать» информацию - отправить ее в журнал (журналы наперебой обсуждают версии Скотланд-Ярда по поводу отравления Литвниненко, однако сам Скотланд-Ярд не спешит с официальным заявлением, предпочитая хранить молчание. Возможно, так и оставит без всякого заявления это убийство) или написав книгу.
В период написания произведений оба противника знали всю подноготную и фактически это уже не было секретом. Однако «официально» обе стороны яростно утверждали, что такие операции они не проводили.
Для рядового американца , конечно, было неясно отчего пилот, все рассказавший КГБ, потерявший самолет , довольно комфортно сидевший в советской тюрьме, а позже освобожденный по обмену, чествуется и награждается гораздо больше, чем герои, прошедшие через пытки, успешно бежавшие из советских лагерей (мне лично знакомы , по крайней мере, два таких случая).
Книги неофициально объясняли все это.
Да, совсем забыл, что американские сенаторы, не имевшие всей информации по полету Пауэрса, после его награждения и всех почестей, даже инициировали специальное расследование на эту тему.
Самое смешное, что из-за секретности в итогах расследования они сказали примерно следующее: «ребята, все в порядке! этот парень действительно заслужил свои награды! Сказать вам больше мы просто не можем»

28.12.2006г

 Последняя часть или Заключение.

Френсис Гэри Пауэрс.

Друг называется: еле–еле уговорил его слазить на сайт ЦРУ и притащить мне рассекреченный доклад об использовании самолета U2.
А впрочем , в этой удивительно равнодушной стране никому не интересна реальная история. Поэтому, я пишу просто для своего удовольствия.
Оказывается, когда Пауэрс вернулся из плена в США, в ЦРУ им занялась специальная комиссия. Думаете, стоял вопрос о его награждении? А вот и нет! Вопрос стоял о том, чтобы уволить его , не заплатив денег за выполненный полет. Как вы сами понимаете, оснований для этого было больше чем достаточно: во-первых, он не сумел уничтожить секретную пленку в фотоаппарате, хотя для этого было достаточно лишь нажать кнопку, во-вторых, на допросах он сразу же «раскололся» и выдал всю разведывательную информацию по полету, а не стал придерживаться версии о «метеорологическом» полете и потере ориентировки в связи с порчей навигационного оборудования. Словом, «облажался» по всем статьям.
Разумеется, комиссия пришла к однозначному выводу- денег не платить , и с позором уволить. И вот тут случается маленькое чудо: на заседание является сам Ален Даллес, (кто не помнит - это руководитель американской военной разведки и фактически создатель ЦРУ). Этот человек повидал достаточно и героев и предателей. Он уже в отставке, у него рак и ему осталось недолго жить. И все же он приходит. Так вот, этот человек, живая легенда, подходит к этому гнусному предателю и …пожимает ему руку! И что удивительно - Пауэрс воспринимает это совершенно спокойно, как должное!
Возможно, что Даллес даже не стал ничего объяснять, а просто своим авторитетом изменил решении комиссии на прямо противоположное.
Заключение комиссии - Пауэрс многое сумел скрыть.
Интересно, что это было (вопрос риторический), да еще такое важное, что сумело бы оправдать и признание в разведывательном характере полета, да еще вместе с фотографиями?
Все документы строго засекречиваются, а действующий руководитель ЦРУ просто демонстрирует свое негативное отношение к Пауэрсу.
И все-таки Пауэрса ставят в одном списке на награждение(!) вместе с двумя пилотами военного самолета, сбитого над нашей территорией. Надо сказать, что эти ребята действительно держались героически, несмотря на все угрозы и допросы, утверждали, что их сбили в нейтральном пространстве, а на территорию СССР их «занесло ветром».
Так вот, руководитель ЦРУ вычеркивает Пауэрса из списка на награждение.
И он же, через пару лет награждает его орденом, уже открыто и отдельно. Почему? Да очень просто - советским органам уже известно о том, как они были обведены вокруг пальца, что их позорно и подло обманули, при этом пытаются исправить положение.
Глазастые журналисты ухитрились рассмотреть дату на обороте ордена, она оказалась датой первого представления на орден, то есть фактически он был награжден тогда.
Впереди у него еще будут награждения и похороны на Арлингтонском кладбище, вместе с героями Америки. На них будут присутствовать руководители ЦРУ и многие большие люди.
Возвращаюсь к докладу ЦРУ, он составлен на основании многих промежуточных документов (там есть их перечисление). Сведения, собранные вместе, открывают удивительную картину: время полета Пауэрса, было выбрано тогда, когда в связи с праздником, в воздушном пространстве СССР было мало самолетов, поэтому U2 было легко распознать на экранах радаров. При полетах разведывательных самолетов всегда неукоснительно соблюдался режим радиомолчания, однако это было нарушено как самими диспетчерами, так и самим Пауэрсом, причем говорили они открытым текстом!
Кроме того, ЦРУ известно, что у аэродрома дежурит подозрительная машина, очевидно фиксирующая все вылеты.
Тем не менее, ничего не предпринималось. Удивительная беспечность! Наоборот, похоже, что ЦРУ всячески старалось сделать так, чтобы о полете стало известно. Кстати, заметим, и правильно делали: вспомните что произошло с Матиасом Рустом, севшем прямо на Красной площади. До этого на территорию СССР много раз проникали самолеты , нанятые эмигрантскими организациями. Так что ПВО всегда плохо работала. А вот с полетом Пауэрса все было просто замечательно: доклад отмечает, что U2 был замечен с самого момента нарушения границы, что на пути его ожидали 17 истребителей. Кстати, не совсем верно, что они не могли достать U2, наши самолеты могли подниматься на такую высоту, но это носило характер «выныривания». На высоте U2 управляемость самолета была слабой, а прицеливание было затруднительно, но возможно.
Вы что, ожидаете, что появятся какие-либо документы, раскрывающий действительный характер полета Пауэрса? Таких документов нет и не будет. Высшая степень секретности - устные распоряжения. Все, на что можно рассчитывать- это воспоминания, опубликованные уже после смерти действующих лиц.
Конечно, история с Пауэрсом это была большая и сложная операция по дезинформации, в которой участвовали тысячи людей, большинство невольно. Я сам слышал о том, что якобы Хрущев договорился с Эйцзенхауэром за счет Китая, и это вызвало обострение советско-китайских отношений. Я также сам слышал о «волнениях» в Монголии. Все это было тогда, уже много лет назад.
Но центральным моментом всей той большой политики был маленький рулончик пленки в самолете U2, который необходимо было в целости и сохранности доставить в КГБ , разыгрывая карту дезинформации.
Не будем преувеличивать - социалистический лагерь развалился бы и без явного вмешательства ЦРУ. Но полет Пауэрса обеспечил это раньше, может на 5, а может и на 10 лет, кто знает?
Одно очевидно: эти годы спасли жизни миллионов людей.
Может быть, кто-нибудь мне пришлет хорошую фотографию Пауэрса?


И еще:

Те, кто следил за моими размышлениями о знаменитом полете U-2 (отчего то ранее называвшегося У-2) и его гибели в районе Свердловска, знают о чем идет речь.
 Моя версия была осмеяна и признана "шизофренической". Это был выдающийся успех советской ПВО и точка. Тот, кто имеет наглость подозревать что-то иное - как минимум, круглый дурак. Пауэрс - всего лишь жалкий трусишка, который подвел Президента США, не сумевший уничтожить секретные документы и расколовшийся на допросе даже без применения "спец средств".
  Время идет, появляются все новые факты. Они появлялись и раньше, однако их игнорировали. Ах, где вы теперь, мои яростные оппоненты?
 Это в советской "Правде" появилось короткое сообщение, что Пауэрс оказался не простым пилотом, работавшим в ЦРУ по договору, а кадровым офицером ЦРУ. А это многое меняет.
 То, что допустимо для простого пилота, является преступлением для офицера ЦРУ. Далее, опять таки, в советской прессе появилось сообщение о тайном награждении Пауэрса.  Комментарий был примерно такой - дурачье, нашли кого наградить! Видимо, у американцев совершенно нет героев.
 Как бы не так! Благодаря Кондолизе Райс нам стало известно, что примерно 250 человек, в основном, пилотов, отдали  свои жизни в ходе "холодной" войны.  Так что награждать есть кого! Сравнивать есть с кем!
 Опять-таки Пауэрс после гибели был похоронен на Арлингтонском кладбище, в присутствии высших офицеров ЦРУ. Это честь, выпадаемая немногим.Заметьте, что тогда Пауэрс не был награжден Посмертное награждение произошло после так называемого "частичного снятия секретности", которое выразилось в заявлении, что на допросах в КГБ он следовал инструкциям ЦРУ.
 Зайдите на  Википедию и вы найдете там сведения о посмертных наградах Пауэрса. Их три (!) и на Википедии их приводят словно сквозь зубы, не указывая ни ранг этих наград, ни количество награжденных ими. Впрочем, одна награда вполне очевидна: это медаль военнопленного, награда, дающаяся почти автоматически каждому военному, попавшему в плен.  Только при одном условии: в плену необходимо вести себя достойно , не выдавать военные тайны и не сотрудничать с противником. Весьма красноречив факт, что Пауэрс не был награжден этой медалью сразу после возвращения. Видимо, старались создать впечатление, будто он действительно "раскололся" и все выдал и, следовательно, никакой награды не заслуживает. Википедия умалчивает , по крайней мере, еще об одной награде, полученной Пауэрсом при жизни. Если вы дружите с английским, вы можете найти сведения о ней на сайте ЦРУ.  впрочем, и там она характеризуется скупо - высшая(!) награда ЦРУ. Наверное, по статусу эта награда может присваиваться тайно.
 Кроме того(что очень существенно для меня, совершенно нищего пенсионера), сразу по возвращении им было получено законное денежное вознаграждение, думаю, что весьма приличное даже по американским меркам. В выплате ему пытались отказать, дело было решено ЛИЧНЫМ вмешательством Аллена Даллеса , тогда уже смертельно больного и в отставке. Он лично явился на заседание и его авторитет решил все дело. Сведения об этом имеются на сайте ЦРУ.
 Мои любимые враги, все в ваших силах. Протоколы допросов Пауэрса почему-то засекречены до сих пор. Добейтесь их рассекречивания и "смешайте меня с дерьмом", вы это так любите. Для меня это будет маленькой радостью узнать доподлинно, что же Пауэрс втюхивал этим придуркам из КГБ....

Уже и не о Пауэрсе

Не так давно снова полазил в Интернете и привычно набрал на Яндексе нечто вроде «Полет U2, Френсис Пауэрс», как на меня обрушился целый поток «материалов». Нет, «моя версия» никак не опровергалась, а просто игнорировалась. Материалы принадлежали, в основном, военным и бывшим военным. Уверен, что это было абсолютно свободное выражение их мнений.  Никакой конспирологии и какой-либо централизованной кампании. Ребята наперебой старались доказать, что именно их коллеги или знакомые, а также их любимые воинские части сбили этого обнаглевшего американца.
 Несчастный U2, лишившись хвостового оперения и крыльев, падал камнем вниз. К сожалению, у ребят не хватило воображения и опыта  понять, что  при таком падении в столкновении с землей от самолета просто ничего бы не осталось, тем более, что при нем находился запас горючего, необходимого для полета от Свердловска до Норвегии.  Какие уж там пленки!
 И все-таки в этой груде вранья можно раскопать  довольно много правды.  Возникает яркая картина полного бардака. Почитайте, это весьма занятно: нелепые приказания, меняющиеся каждую минуту, летчики, благоразумно не выполняющие убийственных приказов и придумывающие множество мнимых и реальных причин, невзлетевшие ракеты и истребители, заведомо ложные доклады начальству…Откровенной ложью  становится заявление Хрущева, утверждавшего, что U2 сбила первая же ракета; неясным остались только детали - врал ли он сам или его ввели в заблуждение докладывавшие ему о ситуации военные. И уж какая там «защита Родины» - соображения карьеры и  снятие с себя ответственности были неизмеримо важнее, что и подтвердили списки на награды, составленные на скорую руку без тщательного разбора действий.
 Только что по ТВ слышу, что «российская система ПВО является лучшей в мире», надежно прикрывающей любимую Родину. Как вам известно, тоже самое заявляли и при Сталине и при Хрущеве. И при Брежневе (вспомните Матиаса Руста). И все время с самыми, что ни на есть, «честными глазами».
 А наши стратегические ракеты с атомными боеголовками? Я слышал истории о ракетах со снятыми боеголовками, о значительном количестве ракет, просто превратившихся в груду металлолома и , к счастью, уже не опасных ни для противника, ни для самих себя.
 Ребята, ну попробуйте опровергнуть эту «грязную клевету». Интересно, что вы откроете при этом?