По поводу статьи Владимира Горачева о русской церкви

Лариса Миронова
Зацепило.

Да, в русской православной церкви стульчик не поставят, и листок с переводом на современный русский не дадут. Это, конечно, не культпросветучреждение, а совсем-совсем какое-то другое.

Кстати, вопрос о ведении службы не на церковно-славянском, а на современнном русском уже много раз ставился и ранее, в других веках, но всегда большинство отвергало упрощенный вариант.

Люди, слава богу, не сидят на стульях рядами, они могут свободно перемещаться в ходе службы, могут даже не стоять лицом к священнику, а смотреть только на свою, милую именно его сердцу, икону. В нашей церкви больше, на самом деле, свободы, чем это кажется. Там даже можно от души покричать ( Воистину, воскрес!)

Да, действительно трудно стоять четыре часа на ногах, но ведь есть возможность опуститься на колени, класть поклоны - в пояс и земные, ко всему прочему, это отличная разминка для затекших мышц. Можно вообще выйти, а потом снова вернуться. Много чего можно, на самом деле.

Главная беда в другом. РПЦ 50 лет назад запретили заниматься стихийной благотворительностью - и нашей и зарубежной, как ни сранно!!!, а ведь все другие церкви именно этим всегда занимались и занимаются! За общей фразой: "Земное нас не интересует, наша сфера - духовное!" клир зачастую скрывает своё глубокое безразличие к людям, к их земной жизни. И это - горькая правда.

Вот о чём надо думать, мне кажется! Иногда же создаётся впечатление, что клиру даже выгодно, чтобы люди жили в своей земной жизни плохо. А ведь никакой, на самом деле, святости, в том, чтобы часами молиться или неделями держать посты, если за этим не стоит духовное очищение и любовь к конкретным людям, а не к роду людском в целом, нет.

И, думаю, человек, живущий в миру, и приносящий реальную пользу конкретным людям - в силу своих религиозных и человеческих убеждений, куда как святее и ближе к Богу, чем затворник и сидельник в храме, строго соблюдающий все каноны и посещающий все службы. Хотя, конечно, в любой церкви всегда найдётся хоть один человек, который всегда откликается на просьбу о помощи. В русской зарубежной церкви ( имею ввиду "Красную" в Нью-Йорке ) это Отец Александр. И у нас здесь много искренне любящих людей батюшек, но есть и другие...

Подвижники есть повсюду. Но как явление, внимание к человеку земному, в РПЦ, увы, отсутствует. В этом смысле, испанская церковь - пример.

Итак, нелюбовь к земным людям - вот, на мой взгляд, истинная беда РПЦ.

Второя беда - близость к официозу. Не надо, ой как не надо бы сливаться РПЦ с государством! Как говорится, кесарю кесарево...